Понятия "лингвистическая задача" и "лингвистическое задание"

Разделы: Русский язык


Изучая язык, ребенок одновременно усваивает все богатство знаний, закрепленных в языке, осваивает и средство обогащения человеческих знаний, так как знания, каким бы образом они ни приобретались – в трудном и напряженном научном поиске или же в личном житейском событии, – только тогда знания, когда они обретают языковый облик, когда они формулируются на языке. В связи с этим преподавание родного языка в школе должно иметь научный характер, то есть затрагивать изучение природы и сущности того во многом еще загадочного явления, которое именуется человеческим языком.

Каким же образом возможно использования научного подхода в изучении языка? Одним из средств такого изучения может стать решение лингвистических задач, то есть задач по языкознанию, возможности которого в обучении русскому языку до конца не изучены.

При определении понятия “задача” можно отметить некоторые разногласий. Многие авторы понимают “задачу” как “учебное задание” (А.М. Матюшкин[1], И.Я. Лернер[2]) , как “проблемную учебную задачу: совокупность вопросов, создающих проблемную ситуацию” (В. Кудрявцев), как задачу, содержащую “объективное противоречие” (М.И. Махмутов[3]) . В связи с вышеизложенным отметим, что существует справедливое мнение, в соответствии с которым признается объективность задачи. Получается, что в этом значении “задача” совпадает с термином “задание” и “учебная проблема”. В психологии широко используется термин “задача” в значении “мыслительная задача”, в которой участвует мышление субъекта (В.А. Малахова).

Современный урок русского языка имеет триединую цель – познавательную, воспитательную, развивающую. Способы организации учебной работы должны обеспечивать одновременно у учащихся активной познавательной позиции и усвоения конкретных лингвистических знаний и умений. Использование эвристических задач на уроках русского языка позволяет в полной мере реализовать указанные функции современного урока.

Рассмотрим понятие “лингвистическая задача”. Лингвистическая задача противопоставлена математической, физической и другим задачам, т. е. представляет собой разновидность задач. Лингвистическая задача не похожа на математическую или физическую задачу так же, как не похожа лингвистика на математику или физику, гуманитарная наука -на точную или естественную. Так, объектом математических задач являются величины, количественные отношения, пространственные формы, объектом физических – свойства и строение материи, формы ее движения, изменения. Лингвистические задачи – это прежде всего задачи языковые, задачи на определение языковых связей, отношений, зависимостей, поскольку лингвистика – это наука о языке.

По данному вопросу можно выделить два взгляда на определение понятия “лингвистическая задача”. Согласно первой (более распространенной) точке зрения, под лингвистической задачей понимают любое упражнение или задание, построенное на работе с языковым материалом (Л. Базилевич, И. Вульфиус, В. Н. Клюева, Б. Нейман и др.). Согласно второй точке зрения, с понятием лингвистической задачи связывают проблемную ситуацию, которую обучаемый разрешает самостоятельно определенными способами.

Лингвистическая задача – это информационная система, где элементами являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два и более действия. Решение лингвистической задачи является преобразование информационной системы в требуемое состояние.

Литература

  1. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1991.
  2. Лернер И. Я. Концепция базового содержания. – М., 1991.
  3. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного бучений. – Казань, 1977.
  4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в коле, – М., 2000.