Урок русского языка по теме "Правописание дефиса в наречиях". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока: усвоение правил дефисного написания наречий.

Задачи урока:

Образовательные:  дать понятие о правилах дефисного написания наречий, познакомить с условиями написания наречия с приставками через дефис; формировать умение писать при определенных условиях наречия через дефис; формировать умение отличать наречия от других частей речи

Развивающие: развивать умение работать с таблицами, самостоятельно формулировать задание к упражнению, умение работать с текстом художественного стиля.

Воспитательные: формировать представление о нравственных ценностях общества ( равнодушие и неравнодушие, здоровье)

Оборудование: компьютер, подключенный к Интернету, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивная система голосования Votum, рабочие листы, разрезанные тексты сказки Ф. Кривина.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать столь непростую часть речи, как наречие. Все ли присутствуют на уроке? Всё ли готово у нас к уроку? Все комфортно в том составе групп, с которым мы определились до урока? Тогда откроем тетради и запишем дату сегодняшнего урока и вид работы.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Учитель формулирует задания для учащихся, проверяет выполнение работы с привлечением учащихся. Учащиеся собирают картинку, работают на интерактивной доске. Использована программа LeaningApps.org, с помощью которой учителем создано данное задание. Для работы в программе используется Интернет. Просмотреть задание возможно по адресу: http://learningapps.org/display?v=vyoq0qe5

Учитель: Давайте проверим, каких успехов в изучении наречия вы уже достигли. Предлагаю вам собрать пазлы. Если вы все сделаете правильно, то прочитаете девиз нашего урока. Необходимо вспомнить изученные вами орфограммы, касающиеся наречия, соотнести пазл и вопрос.

(К доске работать с пазлами выходит 4 человека, если будут ошибки, то ведется работа над ними. Если учащиеся у доски допускают ошибки, учитель предлагает другим учащимся помочь им в выполнении работы. В итоге работы с пазлами учащиеся получают картинку, содержащую девиз урока.)

У.: Вы просто молодцы! А какую ошибку вы, может быть, найдете на картинке? ( отсутствие запятой перед словом когда)

3. Мотивационный этап.

На слайде слова: Изжелта(синий), юго(запад), (во)первых, диван(кровать), шахматно(шашечный), пол(лимона) еле(еле), северо(восточный), (по)русски, луно(ход), железно(дорожный), (по)праздничному.

У.: распределите данные слова на три группы. Запишите их в тетрадях.

(Учащиеся предлагают свои варианты. В итоге слова распределяют на три группы: имена существительные, имена прилагательные, наречия. В процессе выполнения задания учащиеся могут советоваться в группе как по поводу распределения по группам, так и по поводу правописания. По итогам работы осуществляется проверка. )

Учитель: Что объединяет все эти слова, на ваш взгляд? (Все они связаны с темой дефисного, слитного и раздельного написания слов)

Знаете ли вы, как писать имена существительные? (Учащиеся объясняют, какие они написали слова и как)

Знаете ли вы, как писать имена прилагательные? (Учащиеся объясняют.)

А знаете ли вы, как писать наречия? (Нет)

По мере объяснения учащихся появляется слайд с правильно выполненным заданием.

4. Целеполагание.

У.: Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Правописание дефиса в наречиях.) Запишите тему урока в тетрадь.

Опираясь на имеющуюся на слайде запись, сформулируйте цели нашего урока:

Цели урока:

Знать, в каких случаях… (пишется дефис в наречиях)

Уметь правильно… (определять условия дефисного написания наречий, писать наречия)

5. Изучение нового материала.

Форма работы: групповая

У.:А теперь проверим, насколько вы внимательные и сообразительные. Посмотрите на данную таблицу (слайд) и попробуйте в группах сформулировать правила дефисного написания наречий. Свои предположения записывайте в рабочие листы.

(На работу отводится до 5 минут. По окончанию работы заслушиваются представители групп со своими правилами.)

А теперь сравните с тем, что написано в учебнике в параграфе 118. Каковы ваши выводы? Да, вы оказались очень наблюдательными и правильно сформулировали правила, хотя, может быть, не совсем научно.

6. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1. Посмотрите на слайд. Сформулируйте, какое задание вам предстоит выполнить. (Составить слова, используя данные морфемы и записать их). ( Учащиеся работают в тетрадях, одновременно заполняют таблицу на интерактивной доске, используя функцию “Перо”.)

По– _______ -ому ( -ему)

Утиный, весенний, новый, старый, свой

 

По– ______-и

Дружеский, товарищеский, французский

 

Во-(в-)________-их(-ых)

Второй, третий, восьмой, десятый

 

______ + ________

Еле, едва, чуть

 

Проверка выполнения задания осуществляется после заполнения каждой строки. К доске выходят учащиеся разных групп.

7. Физминутка.

У.: На какие гласные заканчиваются наречия? ( а-о-е-ё-и-у) Повторите еще раз это сочетание звуков. Знаете ли вы, что сейчас мы выполняли фонетическое упражнение с оздоравливающим эффектом. (Музыка).

Упражнение 2. Прочитайте вслух ряды наречий. Подумайте, как они подобраны в каждом ряду. Сформулируйте задание к этому упражнению.

  1. (Во)вторых, (в)четвертых, едва(едва).
  2. (По)братски, (по)домашнему, (по)весеннему.
  3. Крепко(накрепко), мало(помалу), (в)третьих.
  4. Вот(вот), бок(о)бок, давным-давно.

(В каждом ряду найти лишнее слово и исключить его.) Исключение слова нужно обосновать, слово выписать.

Упражнение 3. Как вы считаете, может ли в русском языке быть написание: по-прежнему и по прежнему? ( Да)

Посмотрите на предложения: (1. По прежнему пути мы не захотели идти. 2. По-прежнему было холодно). (Слайд) и подумайте, какое задание необходимо выполнить, чтобы доказать правоту вашего мнения. (Необходимо выполнить синтаксический разбор предложений.)

Выполнение синтаксического разбора производится двумя учениками на интерактивной доске с использованием функции “Перо”.

Упражнение 4. Работа с текстом.

Давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.

В это самое время нежданно_негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом очень_очень захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, иногда ещё встречались люди, которые не хотели жить по_ новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по_ иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово "чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по_прежнему. Он хотел было сказать: "Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по_ весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по_ глупому. Во вторых, в других местах ещё может быть нужна его помощь. (Ф.Кривин)

У.: А теперь я предлагаю вам обратиться к предложениям, которые лежат у вас на столе. (Текст дан в разрезанном виде.) Если вы правильно выполните задание, то у вас получится текст, созданный по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина.

Сформулируйте задание, как работать с текстом, опираясь на таблицу. (слайд)

 

По+ому, ему

По+и

Во(в)+их(ых)

Повтор слов

Синонимы

1 часть

2

   

2

 

2 часть

1

2

   

1

3 часть

2

   

1

 

4 часть

2

       

5 часть

1

 

2

   

(Необходимо расставить части текста, ориентируясь на условия постановки дефиса в наречиях и на количество наречий, имеющих эту орфограмму)

Работа в группах в течение 3 минут. Проверка совместная. Учащиеся читают части текста, объясняют, как необходимо написать наречия. Затем проводится обсуждение текста.

  1. Так что же стало причиной эпидемии в городе? (Слова “не мое дело”, “не твое дело”, т. е. равнодушие)
  2. Как проявлялась болезнь, каковы ее симптомы? (Исчезли улыбки, радость, люди перестали общаться.)
  3. Какие причины заболевания находят доктора? ( “По-моему, это что-то желудочное”, “это простудное заболевание”)
  4. Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу, он веселый, неравнодушный, добрый, умеющий помогать другим)
  5. Что нужно делать, чтобы не заболеть такой болезнью? (не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

Упражнение 5. В конце урока, чтобы проверить, как же вы поняли правило о написании дефиса в наречиях, проведем тестирование с помощью системы Votum (интерактивной системы голосования).

1. В какой строке оба слова пишутся через дефис?

А) видимо(невидимо), (с)легка;
Б) сделать (по)своему, мало(помалу)
В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

2. Раздельно пишется наречие:

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

3. Через дефис пишется наречие:

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

4. Укажите строчку со слитным написанием наречия:

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

5. В каком примере дефис не ставится:

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых)
Г) (по)зимнему холодно.

6. В какой строке все слова пишутся через дефис?

А) Шиворот(навыворот), (по)китайски, (по)ровну;
Б) нежданно(негаданно), (с)права, точь(в)точь;
В) видимо(невидимо), (во)первых, (в)троем;
Г) (в)третьих, давным(давно), крепко(накрепко).

8. Рефлексия.

У.: Проверим ваши знания. Довольны ли вы полученным результатом? Оцените работу на уроке, продолжив фразы:

  • Сегодня я узнал(а)…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Было интересно….

Теперь я умею…

9. Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное, разноуровневое, но уровень ученикам не сообщается, т.к. предполагается, что ученик сделаем выбор сам, оценив свой уровень знаний.

УМК под ред. Бабайцевой.

Уровень А (средний): параграф 118, знать правило, выполнить упр. 571 по заданию.

Уровень Б (низкий): параграф 118, знать правило, упр. 574 по заданию.

Уровень В (творческий, высокий): параграф 118, составить свое упражнение.

Список литературы:

  1. Ф.Кривин. Сказки с моралью. // http://lib.ru/PROZA/KRIWIN/kriv33.txt
  2. Г.А.Бакулина. Конспекты уроков для учителя русского языка: 6 кл.: Интеллектуальное развитие школьников. М., ВЛАДОС, 2004.