Цель урока: усвоение правил дефисного написания наречий.
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие о правилах дефисного написания наречий, познакомить с условиями написания наречия с приставками через дефис; формировать умение писать при определенных условиях наречия через дефис; формировать умение отличать наречия от других частей речи
Развивающие: развивать умение работать с таблицами, самостоятельно формулировать задание к упражнению, умение работать с текстом художественного стиля.
Воспитательные: формировать представление о нравственных ценностях общества ( равнодушие и неравнодушие, здоровье)
Оборудование: компьютер, подключенный к Интернету, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивная система голосования Votum, рабочие листы, разрезанные тексты сказки Ф. Кривина.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать столь непростую часть речи, как наречие. Все ли присутствуют на уроке? Всё ли готово у нас к уроку? Все комфортно в том составе групп, с которым мы определились до урока? Тогда откроем тетради и запишем дату сегодняшнего урока и вид работы.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Учитель формулирует задания для учащихся, проверяет выполнение работы с привлечением учащихся. Учащиеся собирают картинку, работают на интерактивной доске. Использована программа LeaningApps.org, с помощью которой учителем создано данное задание. Для работы в программе используется Интернет. Просмотреть задание возможно по адресу: http://learningapps.org/display?v=vyoq0qe5
Учитель: Давайте проверим, каких успехов в изучении наречия вы уже достигли. Предлагаю вам собрать пазлы. Если вы все сделаете правильно, то прочитаете девиз нашего урока. Необходимо вспомнить изученные вами орфограммы, касающиеся наречия, соотнести пазл и вопрос.
(К доске работать с пазлами выходит 4 человека, если будут ошибки, то ведется работа над ними. Если учащиеся у доски допускают ошибки, учитель предлагает другим учащимся помочь им в выполнении работы. В итоге работы с пазлами учащиеся получают картинку, содержащую девиз урока.)
У.: Вы просто молодцы! А какую ошибку вы, может быть, найдете на картинке? ( отсутствие запятой перед словом когда)
3. Мотивационный этап.
На слайде слова: Изжелта(синий), юго(запад), (во)первых, диван(кровать), шахматно(шашечный), пол(лимона) еле(еле), северо(восточный), (по)русски, луно(ход), железно(дорожный), (по)праздничному.
У.: распределите данные слова на три группы. Запишите их в тетрадях.
(Учащиеся предлагают свои варианты. В итоге слова распределяют на три группы: имена существительные, имена прилагательные, наречия. В процессе выполнения задания учащиеся могут советоваться в группе как по поводу распределения по группам, так и по поводу правописания. По итогам работы осуществляется проверка. )
Учитель: Что объединяет все эти слова, на ваш взгляд? (Все они связаны с темой дефисного, слитного и раздельного написания слов)
Знаете ли вы, как писать имена существительные? (Учащиеся объясняют, какие они написали слова и как)
Знаете ли вы, как писать имена прилагательные? (Учащиеся объясняют.)
А знаете ли вы, как писать наречия? (Нет)
По мере объяснения учащихся появляется слайд с правильно выполненным заданием.
4. Целеполагание.
У.: Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Правописание дефиса в наречиях.) Запишите тему урока в тетрадь.
Опираясь на имеющуюся на слайде запись, сформулируйте цели нашего урока:
Цели урока:
Знать, в каких случаях… (пишется дефис в наречиях)
Уметь правильно… (определять условия дефисного написания наречий, писать наречия)
5. Изучение нового материала.
Форма работы: групповая
У.:А теперь проверим, насколько вы внимательные и сообразительные. Посмотрите на данную таблицу (слайд) и попробуйте в группах сформулировать правила дефисного написания наречий. Свои предположения записывайте в рабочие листы.
(На работу отводится до 5 минут. По окончанию работы заслушиваются представители групп со своими правилами.)
А теперь сравните с тем, что написано в учебнике в параграфе 118. Каковы ваши выводы? Да, вы оказались очень наблюдательными и правильно сформулировали правила, хотя, может быть, не совсем научно.
6. Закрепление изученного материала.
Упражнение 1. Посмотрите на слайд. Сформулируйте, какое задание вам предстоит выполнить. (Составить слова, используя данные морфемы и записать их). ( Учащиеся работают в тетрадях, одновременно заполняют таблицу на интерактивной доске, используя функцию “Перо”.)
По– _______ -ому ( -ему) |
Утиный, весенний, новый, старый, свой |
|
По– ______-и |
Дружеский, товарищеский, французский |
|
Во-(в-)________-их(-ых) |
Второй, третий, восьмой, десятый |
|
______ + ________ |
Еле, едва, чуть |
Проверка выполнения задания осуществляется после заполнения каждой строки. К доске выходят учащиеся разных групп.
7. Физминутка.
У.: На какие гласные заканчиваются наречия? ( а-о-е-ё-и-у) Повторите еще раз это сочетание звуков. Знаете ли вы, что сейчас мы выполняли фонетическое упражнение с оздоравливающим эффектом. (Музыка).
Упражнение 2. Прочитайте вслух ряды наречий. Подумайте, как они подобраны в каждом ряду. Сформулируйте задание к этому упражнению.
- (Во)вторых, (в)четвертых, едва(едва).
- (По)братски, (по)домашнему, (по)весеннему.
- Крепко(накрепко), мало(помалу), (в)третьих.
- Вот(вот), бок(о)бок, давным-давно.
(В каждом ряду найти лишнее слово и исключить его.) Исключение слова нужно обосновать, слово выписать.
Упражнение 3. Как вы считаете, может ли в русском языке быть написание: по-прежнему и по прежнему? ( Да)
Посмотрите на предложения: (1. По прежнему пути мы не захотели идти. 2. По-прежнему было холодно). (Слайд) и подумайте, какое задание необходимо выполнить, чтобы доказать правоту вашего мнения. (Необходимо выполнить синтаксический разбор предложений.)
Выполнение синтаксического разбора производится двумя учениками на интерактивной доске с использованием функции “Перо”.
Упражнение 4. Работа с текстом.
Давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.
А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.
В это самое время нежданно_негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом очень_очень захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, иногда ещё встречались люди, которые не хотели жить по_ новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по_ иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово "чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по_прежнему. Он хотел было сказать: "Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по_ весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по_ глупому. Во вторых, в других местах ещё может быть нужна его помощь. (Ф.Кривин)
У.: А теперь я предлагаю вам обратиться к предложениям, которые лежат у вас на столе. (Текст дан в разрезанном виде.) Если вы правильно выполните задание, то у вас получится текст, созданный по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина.
Сформулируйте задание, как работать с текстом, опираясь на таблицу. (слайд)
По+ому, ему |
По+и |
Во(в)+их(ых) |
Повтор слов |
Синонимы |
|
1 часть |
2 |
2 |
|||
2 часть |
1 |
2 |
1 |
||
3 часть |
2 |
1 |
|||
4 часть |
2 |
||||
5 часть |
1 |
2 |
(Необходимо расставить части текста, ориентируясь на условия постановки дефиса в наречиях и на количество наречий, имеющих эту орфограмму)
Работа в группах в течение 3 минут. Проверка совместная. Учащиеся читают части текста, объясняют, как необходимо написать наречия. Затем проводится обсуждение текста.
- Так что же стало причиной эпидемии в городе? (Слова “не мое дело”, “не твое дело”, т. е. равнодушие)
- Как проявлялась болезнь, каковы ее симптомы? (Исчезли улыбки, радость, люди перестали общаться.)
- Какие причины заболевания находят доктора? ( “По-моему, это что-то желудочное”, “это простудное заболевание”)
- Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу, он веселый, неравнодушный, добрый, умеющий помогать другим)
- Что нужно делать, чтобы не заболеть такой болезнью? (не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)
Упражнение 5. В конце урока, чтобы проверить, как же вы поняли правило о написании дефиса в наречиях, проведем тестирование с помощью системы Votum (интерактивной системы голосования).
1. В какой строке оба слова пишутся через дефис?
А) видимо(невидимо), (с)легка;
Б) сделать (по)своему, мало(помалу)
В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди
2. Раздельно пишется наречие:
А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.
3. Через дефис пишется наречие:
А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.
4. Укажите строчку со слитным написанием наречия:
А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.
5. В каком примере дефис не ставится:
А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых)
Г) (по)зимнему холодно.
6. В какой строке все слова пишутся через дефис?
А) Шиворот(навыворот), (по)китайски, (по)ровну;
Б) нежданно(негаданно), (с)права, точь(в)точь;
В) видимо(невидимо), (во)первых, (в)троем;
Г) (в)третьих, давным(давно), крепко(накрепко).
8. Рефлексия.
У.: Проверим ваши знания. Довольны ли вы полученным результатом? Оцените работу на уроке, продолжив фразы:
- Сегодня я узнал(а)…
- У меня получилось…
- Было трудно…
- Было интересно….
Теперь я умею…
9. Домашнее задание.
Домашнее задание дифференцированное, разноуровневое, но уровень ученикам не сообщается, т.к. предполагается, что ученик сделаем выбор сам, оценив свой уровень знаний.
УМК под ред. Бабайцевой.
Уровень А (средний): параграф 118, знать правило, выполнить упр. 571 по заданию.
Уровень Б (низкий): параграф 118, знать правило, упр. 574 по заданию.
Уровень В (творческий, высокий): параграф 118, составить свое упражнение.
Список литературы:
- Ф.Кривин. Сказки с моралью. // http://lib.ru/PROZA/KRIWIN/kriv33.txt
- Г.А.Бакулина. Конспекты уроков для учителя русского языка: 6 кл.: Интеллектуальное развитие школьников. М., ВЛАДОС, 2004.