Исследовательская работа "Прошлое, настоящее и будущее села Зобнино". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цель: изучить материал о малой родине с целью краеведческого образования учащихся, воспитывать гражданскую активность, гордость за свою малую родину.

Необходимые материалы:

1. Коршунова Е. Родник -3, 2006

2. Кошелевский В.Н. Имена в истории Кашинского края, 1997.

3. Кошелевский В.Н. Кашин и его курорт. – Московский рабочий, 1975.

4. Романюк А. Глубинка. – Тверская жизнь, 1995.

5. Петров М. Отвергнутый камень. – Тверь, 2003.

Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовывать учащихся в следующие группы:

1. техническая:

Любимова Дарья – 11 лет

Бобыкин Алексей – 11 лет

2. Творческая:

Синякова Екатерина – 15 лет

3. Информационная:

Бочарова Олеся – 15 лет

Техническая группа будет заниматься набором текста на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материала по е-mail.

Участникам творческой группы предстоит оформить презентацию проекта.

Информационная группа будет заниматься поиском и предоставлением необходимой информации.

 Ход проекта

Изучить историю села Зобнино.

Исследовать отражение данного вопроса в научно- исследовательской литературе, в органах печати, Интернете, школьном музее, краеведческом музее г. Кашина.

Взять интервью у ветеранов Великой Отечественной войны Мошкиной Г.Ф. и Лосевой З.Ф.

Написать сочинение на тему “Моя малая родина”

Произвести фотосъемку объектов д. Зобнино.

Систематизировать материал.

Сделать вывод по теме исследования.

Итоговый продукт:

1. Творческая работа.

2. Презентация

Заключение.

Проведя исследование, творческая группа пришла к выводу, что село Зобнино на протяжении многих веков имеет богатую историю, славится своими людьми, ремеслами, памятниками культуры и окружающей природой, но в настоящее время развитие села прекратилось.

Объекты культуры закрыты, но село продолжает жить своей обычной жизнью: дети учатся в МБОУ Булатовская СОШ, свободное от занятий время проводят на свежем воздухе, играют в подвижные спортивные игры, помогают родителям. Взрослые трудятся в колхозе “Красная звезда”, многие занимаются личным подсобным хозяйством, работают в городах вахтовым методом. В деревне за последнее годы увеличилось число жителей, которые приобретают дачное жильё. Из них многие- дети, внуки и родственники местного населения. Всех тянет в родное село. Население надеется, что с приходом природного газа в жилые дома, село получит вторую жизнь.

Родной край! Родная сторона!

Когда произносятся эти слова, каждому человеку представляется знакомая с детства картина. Будь то бескрайние выжженные солнцем просторы степей или высокие горы, покрытые вечными снегами, или тёмная сибирская тайга – эти места дороги каждому. Где бы ни оказался человек, куда бы ни забросила его судьба, он мысленно всегда возвращается туда, где родился, где прошли его лучшие годы детства и юности.

“Место, где я живу, не выделяется какой – то особенной природой. Средняя полоса. Нечерноземье. Что тут может быть удивительного? А вот на юге? А вот в горах? А у нас что? Так .... А почему так? Почему люди едут за тридевять земель отдохнуть, полюбоваться природой, а природу своего края не замечают? Да потому что все спешат, все торопятся, а оглянуться, остановиться некогда. Хочется крикнуть: “ Люди, остановитесь, посмотрите, как прекрасен ваш край, природа, от которой вы стараетесь уехать куда – то”, - пишет в сочинении Бочарова Олеся.

Долг каждого человека – изучить традиции своего народа, своего края. “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно”, - писал А. С. Пушкин.

Наша родина - деревня Зобнино. Село Зобнино в документах впервые упоминается в 16 веке. Зобнино – казённое село Кашинского уезда 1 стана, расположено по правую сторону от Тверского торгового тракта, в 16 верстах от уездного города, при реке Яхроме. В 1859 году нас читывалось 19 дворов, 71 житель, из них – 33 мужчины, 38 женщин. Первыми владельцами были бояре Колычёвы. Из рода Колычёвых происходил Митрополит (глава русской православной церкви) Филипп (в миру Колычёв Фёдор Степанович 1507-1569 гг) Митрополит Филипп публично выступил против опричных казней Ивана Грозного, за что был низложен в 1568 г. и задушен по приказу царя. Из рода Колычёвых происходила основательница Керженского старообрядческого скита. Этой же фамилии принадлежало село и в 18 веке, а в начале 19 века перешло к Зубовым.

Семья Зубовых принадлежала к известной дворянской фамилии. Возвысились Зубовы в царствование Екатерины II, когда один из четырёх братьев, Платон Александрович Зубов (1767-1822) стал фаворитом императрицы и был возведен в княжеское достоинство с титулом светлости (1796 г.), а его отец и три брата в графское римское Империи достоинство. Другие представители этого разветвленного рода, в том числе и владелец Зобнина, принадлежали к нетитулированному дворянству. Старший из братьев Николай Зубов был женат на любимой дочери полководца А.В. Суворова.

Название села имеет несколько версий:

Первое, что “древнеславянское – слово “зобна” обозначало меру веса сыпучих предметов и жидкости в девять пудов. Возможно, таким было прозвище первого поселенца или владельца – тучного, могучего человека. В северном наречии слово “зобня” - это “плетюшка”, кошель, кузовок, лукошко, плетённое или лубочное, берестяное, для дачи лошадям овса или ячменя. Зобнею манят коней с поля; с нею ходят в лес по грибы, по ягоды; так называют и конскую торбу,” - читаем мы в словаре Владимира Ивановича Даля.

Вторая версия происхождения названия – от древнерусского же слова “зъдь” - глина. Гончарными глинами окрестности изобилуют и по сей день. О том, что местные жители на протяжении многих веков занимались гончарным промыслом, свидетельствуют многочисленные ямы, из которых брали глину. Живы ещё потомки гончаров - горшалей. Уцелели местные изделия. В современном русском языке сохранились однокоренные слова: зодчий, здание, создатель. Некоторые жители имеют фамилию Горшковы.

Также есть версия происхождения от “зыбь” - зыбкие, топкие берега реки.

В центре села расположена церковь. “Кирпичная церковь состояла из главного храма, трапезной с южным Никольским приделом и колокольни со шпилем. Здание построено в 1757-1759, ротонда на основном объеме храма сооружена в 1824. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время заброшена. В ней было два престола: главный - Зачатия Святой Анны, придельный - Святителя Николая. В 1901 году служили: Священник Иоанн Иоаннович Московин 56-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1870 года, священником с 1874 года, состоял депутатом, в 1889 году награждён скуфьей. Псаломщик Феодор Федорович Чередеев 57-ми лет, в должности с 1862 года. Церковный староста крестьянин Иван Иванов с 1889 года. Прихожан в селе Зобнино, в деревнях: Фёдоровское, Деревенька, Борщёве, Девясилово, Гоготово, Итьково, Чагино – 221 двор ( 637 мужчин, 714 женщин),” - записано в Народном каталоге Православной архитектуры.

Церковь в сравнительно неплохом виде сохранилась до середины шестидесятых годов 20 века. Цела была роспись внутри храма, хотя сам он использовался уже как склад. Потом в церкви устроили механическую мастерскую.

В районе кладбища деревни Зобнино была и 2 – я церковь - Димитриевская, возобновлена в 1861 году, деревянная, престол один - Святого Великомученика Димитрия. В 1914 году служили: священник Сергей Томилов 30-ти лет, окончил семинарию, на службе 11 лет, в Димитриевском храме 1 год. Псаломщик-диакон Иоанн Фаворский 35-ти лет, на службе 14 лет, в Димитриевском храме 9 лет.

Прихожан в деревнях: Фёдоровское, Деревенька, Борщёве, Девясилово, Гоготово, Итьково, Чагино – 725 мужчин и 784 женщины.

Церковь Димитрия Солунского не сохранилась.

По преданию и родители Преподобного Дионисия Радонежского (ок.1570-1633) происходили из нашего села, от названия которого и получили фамилию Феодор и Иулиания Зобниновские. Ещё в дни детства родители переселились в город Старицу, где отец принял старейшинство над ямской слободой. За своё благочестие Дионисий был рано удостоен сана священнического. Под его началом Троице – Сергиева лавра выдержала в Смутное время длительную осаду войск Лжедмитрия второго.

В селе Зобнино, по не вполне достоверным сведениям, исстари существовала художественно – живописная школа, иконописная мастерская Тверской епархии. Каким было Зобнино в годы царизма можно увидеть на картине уроженца села “Вид усадьбы Зобнино, имения Ф. И. Колычёва” (вторая половиной 18 века, Государственный Исторический Музей). С этой школой был связан в последние годы жизни видный портретист Е. Д. Комяженков. В 1797 – 1798 году художник приобрёл деревянный дом в Кашине и загородное именье – село Забелино.

У Колычёва господский художник крепостной Ф. И. Гаврилов в 1767 году написал самый ранний портрет Н. И. Кожина. (Тверская областная картинная галерея). Надежда Ефимовна Муравьёва, бывший директор Туровской школы, рассказывала, что, по воспоминаниям её матери, Зобнино представляло собой как бы один большой сад с цветниками на улицах.

В июле 1812 года до Кашина долетела весть о вторжении в Россию армии Наполеона. Из Кашинского уезда потянулись в Тверь ополченцы. С событиями Отечественной войны 1812 года связано имя известного нашего земляка – Николая Васильевича Неведомского (1791 – 1853) Родился Н. В. Неведомский в селе Зобнино, в семье исправника Кашинского суда. В 1812 году добровольно ушёл в казацкий полк. Юный корнет принимал участие в сражениях Отечественной войны. В 1821 году Н. В. Неведомский ушёл в отставку, поселился в своём имении в Кашинском уезде, занялся литературной деятельностью. Многие произведения Н. В. Неведомского посвящены событиям и героям войны 1812 года. Писал он также басни, сказки, сатирические рассказы. Его произведения печатались в журнале “Современник”, выходили отдельными книгами и пользовались известностью.

Далеко за пределами нашей области известна Верхняя Троица – родина Михаила Ивановича Калинина – всесоюзного старосты.

После Октябрьской революции Михаил Иванович Калинин почти ежегодно приезжал на родину. Местные старожилы и помнят вагон председателя ВЦИК на станции Кашин. Отсюда на лошади, запряжённой в простую повозку, а позднее – на автомобиле, направлялся Михаил Иванович в родную деревню. По дороге его радостно встречали крестьяне. В Зобнино Михаил Иванович обычно останавливался в сельской чайной, где вёл задушевные беседы с местными крестьянами. Говорили о новой жизни, об урожае, о строительстве шоссейной дороги Кашин – Верхняя Троица. Михаил Иванович в простом картузе, в дорожном брезентовом плаще почти не отличался от местных жителей. Он был прост в общении и доступен каждому, все были к нему очень внимательны и ловили каждое его слово о создании колхозов.

Во время коллективизации на территории села было создано два колхоза: “Добрый путь” и “Имени Калинина”, потом их переименовали в “Имени Сталина” и “Яхрому”. Далее – создали 2 бригады, объединив два колхоза в один - “Яхрому” (1958 г). Первым председателем был Лихачёв Василий Алексеевич. Постепенно колхоз укрупнялся, к нему присоединялись соседние деревни. В 1965 году колхоз преобразован в совхоз “Яхрома”, первым директором совхоза был Копейкин Евгений Николаевич. В ту пору колхоз был самым крупным в Кашинском районе. После всех реорганизаций из него выделился совхоз “Давыдовский” и учебное хозяйство СПТУ. В середине семидесятых годов совхоз состоял из одной деревни из десяти. В девяти деревнях остались люди пенсионного возраста. Долгое время руководил совхозом Марков Михаил Васильевич. После ухода на заслуженный отдых руководство передал Самолётову Николаю Васильевичу, далее – Бочарову Николаю Георгиевичу. В настоящее время деревня Зобнино относится к колхозу “Красная Звезда”.

В первые же дни войны трудящиеся Кашина, как и все советские люди, поднялись на защиту Родины. Проводив на фронт мужей, отцов и старших сыновей, женщины, старики и дети занимали их рабочие места.

Хорошо просыпаться на рассвете и знать, что впереди прекрасный день, ничего тебе не угрожает, все твои мечты сбудутся. Так думала Зина Лосева, только что окончившая фельдшерско-акушерскую школу в Калинине и приехавшая работать на сельский медпункт. Шёл 1941 год. Она была молода и верила, что её ждёт счастливая судьба. Но грянула война, и все мечты рассыпались в прах. Впервые Зина осознала, насколько велика опасность, когда увидела медчасть, проходившую через их село, в направлении к Калинину. Той же ночью жителей деревни спешно эвакуировали.

Враг приближался к областному центру. Молодого фельдшера Зину Лосеву направили в посёлок Тетьково Кашинского района, где развернулся госпиталь. Сегодня Зинаида Филлиповна со слезами на глазах вспоминает врача Николая Ивановича, который с отцовской заботой относился к своим молодым помощницам. Медсёстры ухаживали за ранеными, стирали бинты, штопали белье, посылали весточки в семьи солдат, лежавших в госпитале. Было трудно. Но Зина понимала, насколько тяжелее и страшнее медработниками прифронтовых госпиталей. И она, и другие такие же молоденькие девушки трудились, не жалея сил, старались, как могли, приблизить желанный миг победы. Зинаида Филипповна вспоминает: “Там было страшно, жутко. Враг бомбил наши города постоянно. Неподалеку от госпиталя проходила железная дорога. Фашисты с воздуха уничтожали эшелоны с солдатами, ранеными, детьми. Было много раненых, им нужно было оказывать первую помощь. Порой медработники теряли счёт времени, не знали, день сейчас или ночь. Халаты у врачей не просыхали от крови. А раненые всё поступали и поступали. Не хватало свободных коек, больных клали прямо на полу. Сколько жизней спасли тогда медики!

Сейчас она живёт в деревне Зобнино вместе со своей сестрой Галиной Филипповной Мошкиной. В годы войны девочка Галя училась в Туровской школе. Детство её, как и других мальчишек и девчонок, покалечила война. Те, кто оставался в тылу, испытывали холод и голод. У детей любимой едой была мерзлая картошка, из неё пекли лепёшки. Галина Филипповна с любовью вспоминает директора школы Ивана Дмитриевича Щурова, который, заслышав в воздухе гул самолётов, прятал ребятишек в ямах и канавах на берегу реки Яхромы. Охраняя жизнь детей, он следил, чтобы какой-нибудь сорванец не высунул головы из своего убежища.

После войны пятнадцатилетняя Галя и её подруги работали в Карелии на заготовке леса. До сих пор не может забыть: рваная одежда и обувь, кровяные мозоли, пустые желудки ...

У Зинаиды и Галины был брат Иван, кадровый офицер. Окончив военную академию в Махачкале, в годы Великой Отечественной войны служил в артиллерии. Его любимая “катюша” метко стреляла по фашистам. Но война подорвала здоровье майора Лосева. Осколок, засевший в голове, не давал покоя. “...Тихо, горны, замри, отряд! Спит под красной звездой солдат. Спит солдат, потому что устал. Столько дней и ночей воевал, воевал. Мирный день для тебя, для меня добывал”. Мы рассказали о судьбе одной семьи. Таких было десятки и десятки. Хранить о них память - наш долг перед ушедшими и уходящими ветеранами.

После войны в 50-60 годы в деревне развернулось строительство: построили три многоквартирных дома, животноводческий комплекс на 200 голов, общественную баню, детский сад,15 двухквартирных домов, медпункт, свиноводческий комплекс. Дети учились в местной школе, а в свободное время вместе с родителями посещали мероприятия в Зобнинском Доме Культуре, в библиотеке, пели песни о своей малой родине: “Зобнино - моё королевство. Нет великолепнее места. Дружат здесь и юность, и старость. Исполняется, что желалось...”. Но, к сожалению, не все мечты сбываются. В настоящее время - нет совхоза, объектов культуры, школы, но зимой, когда лёд скуёт пруд, далеко слышен весёлый смех зобнинских ребятишек, играющих в хоккей. А детей на 1 января 2014 года зарегистрировано в Зобнино - 37 человек, из них – детей школьного возраста - 23, 14 детей дошкольного возраста. Значит, деревня живёт, если в ней рождаются дети. Взрослые надеются, что природный газ в скором времени придёт в дома жителей (в селе 92 хозяйства,228 постоянно зарегистрированных жителей). Уже возведена газораспределительная станция. А ещё нас обрадовала заместитель главы Булатовской администрации Марина Викторовна Зареева, сказав, что “нашлись спонсоры, которые будут восстанавливать храм в Зобнино.” Дети и взрослые любят свою деревню, свои чувства они выражают в стихах. Яна Коровина пишет:

Зобнино - деревня, милый уголок.
Здесь тепло и чисто, здесь родной порог.
Здесь мои подружки, здесь моя семья.
Зобнино - деревня, ты у меня одна.
Ничего нет краше Яхромы- реки.
Помнят всё, что было наши старики.
Не нужны мне горы, реки и моря,
Лишь бы речка Яхрома чистою была,
Чтобы пели птицы, чтоб цвела сирень.
Люди мирно жили и не знали лень.
Выживай, старайся, береги себя.
Зобнино – деревня, родина моя!