Урок развития речи (подготовка к сочинению на тему "Спортивный характер")

Разделы: Русский язык


Цель: подготовить шестиклассников  к написанию сочинения на тему «Спортивный характер».

Задачи:

  • продолжить формирование умения создавать текст согласно заданной теме;
  • вспомнить языковые особенности сочинения;
  • актуализировать имеющуюся у детей информацию об олимпийских ценностях;
  • содействовать активному освоению системы олимпийских  и паралимпийских ценностей в собственной жизни.

Оборудование, наглядность: компьютер, интерактивная доска, презентация, рабочий лист.

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент

2 этап. Мотивационно-целевой этап с использованием интерактивной доски

– Ребята, что вы знаете об Олимпиаде в Сочи, об Олимпиаде вообще?
– Какие слова относятся к теме олимпиады?
– Давайте  на рабочем листе,  лежащем перед вами, выполним задание №1:
распределите слова в две тематические  группы, назовите их, обоснуйте свой выбор.

В результате образуются следующие группы. После обоснования выбора ребятами слов в каждую из групп учитель объявляет цель и задачи урока.

 Виды спорта (позже добавим зимние) Развитие речи
лыжный  спорт
конькобежный спорт
сноубординг
сла'лом
лыжная акробатика
биатлон
бобсле'й
кёрлинг
ске'лето'н
следж-хоккей
сочинение
качества характера
тема
основная мысль
строение текста (вступление, основная часть, вывод)

– Слова этих двух тематических групп нам сегодня понадобятся на уроке. Как вы думаете зачем, почему? (Выхожу на цели, обучающиеся  формулируют их самостоятельно).

После объявления цели и задач урока, работаю со 2 группой слов: уточняю понимание темы и основной мысли предстоящей работы.

3 этап. Обеспечение планируемого уровня знаний (работа с использованием презентации).

а) Работа над вступлением

– Почему 1 тематическая группа содержит именно эти названия видов спорта? (Это зимние виды спорта. Ведь предстоящая Олимпиада в Сочи ЗИМНЯЯ!)

– Все ли названия видов зимнего спорта вам знакомы?

СКЕЛЕТОН (от англ. скелетон, каркас) – зимний вид спорта, который представляет собой спуск по ледяному желобу на скелетоне (сани, со стальными полозьями и утяжелённой рамой, без рулевого управления, на которых спортсмен лежит головой вперёд в направлении движения, лицом вниз, используя для управления санями специальные шипы на ботинках.

КЁРЛИНГ (англ. curling) – спортивная игра, цель – пущенной по льдубитой (диск с рукояткой) попасть в вычерченную на нем мишень.

СЛЕДЖ-ХОККЕЙ –  в переводе означает хоккей на санях.

*** В словах вставляем  пропущенные буквы:

  • Биатлон (от лат. bis – дважды и греч. – состязание) – зимний олимпийский вид спорта, который сочетает лыжную гонку со стрельбой из винтовки.
  • Бобслей (из англ.) – зимний вид спорта, который представляет собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным трассам на управляемых санях (бобах – бОб).
  • Кёрлинг – о кёрлинге (Пр.п.)
  • Хоккей (сл.сл.).

– Итак, горнолыжный спорт, следж-хоккей, лыжные гонки, биатлон, кёрлинг на колясках, пара-сноубординг… (в этот момент ребята видят фото, на которых  изображены паралимпийцы).
– Кто изображен на фото?
– Как называют таких спортсменов?

На фото – спортсмены-паралимпийцы.

– Кто такие паралимпийцы? (Обратить внимание на морфемный состав и произношение слова).
Паралимпийцы – это участники Пара(о)лимпийских игр, которые проходят спустя 2 недели (а в Сочи они пройдут с 7 марта по 16 марта ) после Олимпийских игр. Это будут XI Пара(о)лимпийские игры, и в нашей стране проходить они будут впервые!

ДОСКА: паралимпийцы, Параолимпиада, паралимпийский (выполняется морфемный разбор слов)

– Почему они так называются?
– В составе термина «паралимпийский» есть греческое слово «пара». Оно переводится как «рядом», «параллельно». Таким образом, в самом названии термина подчеркивается равноправие Паралимпийских и Олимпийских игр.

б) Работа над основной частью

– Как вы думаете, а что нужно, чтобы выступать на Олимпиаде?
Заниматься спортом, достичь высоких результатов.

– Многие из вас занимаются спортом. Расскажите,  какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?
– Нужно быть сильным, целеустремлённым, готовым к трудностям…

– В Олимпиаде участвуют лучшие спортсмены, люди, достигшие высот в спорте благодаря тем качествам характера, которые назвали вы.

– Какими ещё должны быть олимпийцы?

На рабочем листе (задание № 2) обучающимся  предлагается из букв составить слова, называющие 7 ценностей Олимпийского движения.

– Каково лексическое значение слова «ценность»?
– Ценность – то, что особенно важно, дорого.

(Демонстрирую слайды, на которых помимо названия есть пояснение того или иного слова. Завершаю слайдом, на котором представлены ценности Олимпийских и Паралимпийских игр).

«Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!»
«Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!»

Задание № 3. Закончите предложения. Используйте исходные слова, называющие ценности Олимпиады. Где нужно, образуйте однокоренные слова.

Спортсмен для достижения намеченной цели должен проявить такие качества характера, как (смелость, решительность). Он не останавливается на достигнутом, его (вдохновляет) собственный результат,  а потому он постоянно (совершенствуется). Проявляя (уважение) к сопернику, признавая победу сильнейшего, спортсмены всегда будут (дружны), между ними будет (взаимопонимание).

– О чем получился написанный нами текст?
– О качествах характера.
– Как можно назвать такой характер, если такими качествами, как стремление к победе, воля… обладает спортсмен?
– Спортивный.

– Какой частью сочинения будет тот фрагмент, с которым работаем в задании № 3?
Основной частью, т.к. здесь перечисляется то, что входит в понятие  «спортивный характер».

в) Работа над заключительной частью.

Тема сочинения раскрыта.
Основная мысль? (Учащиеся формулируют основную мысль.)

– Какими качествами должен обладать каждый человек, желающий достичь успеха, поставленной цели?  (Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.)
Формулируем, обучающиеся  записывают вывод.

Вариант заключительной части.

– Вот каким должен быть характер спортсмена. Названные качества применимы не только к спортсменам. Мы тоже научимся добиваться успеха, осуществлять  мечты, если будем воспитывать в себе спортивный характер.

4 этап. Подведение итогов

5 этап. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Спортивный характер».

Приложение 1

Приложение 2