Данный урок относится к типу урока – урок закрепления знаний.
Все цели и задачи, поставленные на уроке, были направлены на достижение следующих результатов:
- обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном; закреплять и уточнять знания учащихся по теме;
- формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
- умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте,
устанавливать
связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число; - расширять словарный запас детей;
- развивать внимание и логическое мышление;
- воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
личностные результаты:
- самооценка на основе критериев успешной деятельности;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Коммуникативные УУД:
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– задавать вопросы.
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие к земле Знаний, полное опасностей и неожиданностей.
На доске сказочная “Карта знаний” (море Словарных Слов, порт чистописания, остров Повторения, залив Прилагательных, остров Физкультминутки, земля Поэзии), на ней указан наш маршрут.
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимем парус
И – прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Ещё немало стран,
Пока что не открытых
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!
II. Чистописание.
Учитель: А отправимся мы из порта Чистописания. Смотрите, на море небольшое волнение, как строчках, записанных на доске.
На доске:
лЛл лЛл лЛл лЛл мМм мМм мМм мМм мМм
море, морские, моряк
– И мои пожелания тоже записаны на доск.
На доске:
Большому кораблю – большое плавание. Счастливого пути!
(Учащиеся читают и записывают в тетради элементы чистописания, слова и предложения.)
III. Словарная работа.
На доске красочная картинка – фрегат, а рядом – записаны словарные слова:
про путешествие
на корабле
с экипажем
к горизонту
Учитель: Вперёд! Вот уже мы в море Словарных Слов. Запишите словарные слова, отметьте предлоги, поставьте ударения, одчеркните безударные гласные и определите падежи.
(Дети выполняют задание учителя.)
про (предлог) путешествие (В.п.)
на (предлог) корабле (П.п.)
с (предлог) экипажем (Т.п.)
к (предлог) горизонту (Д.п.)
Учитель отодвигает картинку – фрегат, а за ней – предложение и объяснение слова БРИЗ.
Дует горько-солёный бриз.
– Дайте объяснение новому слову.
Дети: Бриз – это ветер.
Учитель: Прочитайте предложение и словосочетания, записанные на доске.
Бриз – лёгкий ветерок, дует днём с моря, а ночью с суши.
Морской бриз, береговой бриз.
(Дети читают и записывают предложение и словосочетания в тетради.)
VI. Самоопределение к деятельности.
(На доске запись.)
__________________ ой _____________________ ое
__________________ый _____________________ ее
__________________ ий _____________________ая
_____________________яя
Учитель: Я задумала слова. Определите, к какой части речи они относятся?
Дети: К именам прилагательным.
Учитель: Докажите своё мнение.
Определите род каждого прилагательного.
Сформулируйте тему урока.
V. Основная часть.
На доске – карта путешествия. Учитель водит указкой по карте.
Учитель: Мы приближаемся к острову Повторение. Вдали виден мыс Ошибок. Странный листок выпал из судового журнала. На нём записаны имена прилагательные, но солёная океанска вода размыла чернила.
В руках учителя – свиток-задание, а на нём слова:
Чудесный, доблестный,
ужасный, радостный,
прелестный, интересный,
прекрасный, известный.
SOS! ПОМОГИТЕ МНЕ! Запишите слова в два столбика и объясните свой выбор.
(Дети слушают слова, группируют их по правилам):
сн
чудесный ужасный интересный прекрасный |
т доблестный радостный прелестный известный |
Учитель: Назовите орфограммы, прочитайте слова.
(Учащиеся проверяют. Один ученик читает слова, выделяя сочетание СН; второй – рассказывает правило о непроизносимых согласных и читает слова из второго столбика.)
Учитель: Вот мы в заливе Прилагательных. Ответьте на вопросы.
– Для чего нужны прилагательные?
Дети: Прилагательные – украшение нашей речи. Они нужны для уточнения существительных.
Учитель: Что такое имя прилагательное?
Дети: Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая?7 какое? какие? и обозначает признак предмета.
Учитель: С какой частью речи связано имя прилагательное?
Дети: Имя прилагательное связано с именем существительным в роде, числе и падеже. В словосочетаниях имя существительное главное, а имя прилагательное – зависимое слово.
Учитель: Сейчас мы будем говорить о безударных окончаниях имён прилагательных.
На доске схема и слова:
Род | Вопрос | прилагательные | существительные |
М.р. |
какой? |
яркий голубой ясный |
небосклон |
Ж.р. |
какая? |
жаркая летняя |
погода |
С.р. |
какое? |
синее солёное |
море |
Учитель: Составьте словосочетания, согласуя имена в роде, числе и падеже.
Дети:
Голубой небосклон.
Жаркая погода.
Синее море.
Учитель: Запишите словосочетания в тетради.
(Дети выполняют задание.)
Учитель: Ребята, каким членом предложения бывает имя прилагательное?
Дети: Чаще всего имя прилагательное бывает в предложении определением, например:
Мы плывём по синему морю.
По морю (какому?) синему – это определение, выраженное именем прилагательным.
Учитель: Запишите это предложение, обратите внимание на согласование в роде, числе и падеже.
Дети: По синему морю. Главное слово – море, зависимое – синее, по синему морю (ср.р.; ед.ч.; Д.п.)
VI. Физкультминутка.
Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас далёкой страны.
Пусть бури и ветры, с тобой – верный друг.
И в помощь протянут тебе сорок рук. (Взмахи руками – вверх-вниз.)
Будь смел и отважен – прочти много книг.
В большом море Знаний плыви, ученик,
К заветной мечте и чудесной земле
В нагруженном знаниями корабле! (Рывки руками перед грудью.)
VII . Закрепление. Групповая работа.
Учитель: Займите места в своих “каютах”. Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них – задания для бригад экипажа.
(Работа по бригадам – командам.)
Командам раздаются флажки, на оборотах которых задания.
Бригады готовят задания сообща, затем один рапортует.
(При выполнении задания ученики могут вставать, подходить к другим партам, чтобы посоветоваться, выбрать отвечающего. На выполнение задания отводится 2–3 мин.)
Задание 1: Перепиши, вычеркни “лишнее” слово. Объясни свой выбор.
Л | существительное прилагательное глагол определение местоимение |
Дети: “Лишнее” слово здесь определение, так как это член предложения. Остальные части речи.
Задание 2: Продолжи ряд синонимов к прилагательному смелый – храбрый, ...
Е
Дети: Смелый – храбрый, отважный, бесстрашный.
Задание 3: Придумай словосочетания (существительное + прилагательное).
З | рояль шапунь фамилия тюль |
Дети: Концертный рояль, душисты шампунь, известная фамилия, кружевная тюль.
Задание 4: Прочитай все слова, подчеркни имена прилагательные.
М | синий
синева синеватый |
синеть синенький синь |
Дети: Синий, синеватый, синенький – имена прилагательные, обозначает цвет, оттенок цвета, отвечают на вопрос какой?
Задание 5: Подбери антонимы к прилагательным.
Я | шумный лёгкий поздний грустный светлый |
Дети: Антонимы – слова, противоположные по смыслу:
шумный – тихий, лёгкий – тяжёлый, поздний – ранний, грустный – весёлый, светлый – тёмный.
Команды, отрапортовав о выполненных заданиях, вешают флажки на верёвку в любом порядке.
Учитель: Если правильно повесить флажки, то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна.
Выполнив задание, учащиеся получают слово ЗЕМЛЯ.
Правильно! Земля! Это остров Поэзии.
VIII. Закрепление изученного материала. (Разбор предложения по членам.)
Ученик читает выразительно строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что кинул он в краю далёком?
Что ищет он в краю родном?
Учитель: Кто автор этих замечательных слов?
Дети: Михаил Юрьевич Лермонтов.
Учитель: Запишите первое предложение в тетрадь, разберите по членам предложения.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Дети: В этом предложении говорится о парусе: что? парус – это подлежащее, выраженное именем существительным, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о парусе? Что он белеет– это сказуемое, выраженное глаголом, подчеркиваем двумя чертами. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
– Второстепенные члены предложения: парус (какой?) одинокий – это
определение, выраженное именем прилагательным, подчёркиваем волнистой линией.
– Белеет (где?) в тумане – это обстоятельство места, выраженное именем
существительным с предлогом, подчёркиваем точка – тире.
– В тумане (каком?) голубом – это определение, выраженное именем прилагательным,
подчёркиваем волнистой линией.
– В тумане (чего?) моря. Чего? – вопрос косвенного падежа, моря – это
дополнение, выраженное именем существительным, подчёркиваем пунктирной линией.
IX. Творческая работа.
Учитель открывает вторую половину доски, там “рваный” текст, вместо прилагательных – карточки (морские волны).
Сегодня | отличный замечательный чудесный |
день |
Какое? | ясное голубое лазурное |
небо |
Какое? | спокойное синее тихое |
море |
Впереди | небольшой одинокий таинственный незнакомый |
остров |
На берегу | чистый тёплый жёлтый |
песок |
Какая? | изумрудная сочная зелёная |
трава |
Вдали | старинная каменная таинственная |
крепость |
Мы садимся в шлюпку и плывём к | незнакомому удивительному чудесному |
острову |
Учитель: Вы знаете, что на корабле ежедневно ведётся судовой журнал.
Допишите сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
(Учитель читает рассказ без имён прилагательных, дети предлагают сначала варианты устно. Затем каждый записывает свой рассказ).
Учитель: Прочитайте свои рассказы.
(К доске выходят 1–2 ученика и читают рассказы.)
1-й рассказ:
Сегодня замечательный день. Какое ясное небо, какое синее море! Впереди небольшой остров. На берегу чистый песок и зелёная трава. Вдали старинная крепость. мы садимся в шлюпку и плывём к незнакомому острову.
2-й рассказ:
Сегодня чудесный день какое лазурное небо, какое спокойное море! Впереди незнакомый остров. На берегу жёлтый песок и изумрудная трава. Вдали таинственная крепость. мы садимся в лодку и плывём у удивительному острову.
X . Рефлексия.
Учитель: От чего зависят окончания имён прилагательных?
Какие окончания бывают у имён прилагательных в ед. ч.?
Ребята! Сегодня я проверю ваши знания окончаний имён прилагательных. Вы должны закрасить камни башни с правильными ответами!
(Учащимся раздаётся тест “Окончания имён прилагательных”.)
Тест.
Выберите правильный ответ.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета,
б) предмет.
в) действие предмета.
2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с глаголом,
б) с существительным.
4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?
а) -ой, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.
5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?
а) -ой, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.
6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) -й, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.
Работа по карточкам.
Лист контроля.
Для ребят, испытывающих трудности:
Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.
Голубое небо,
Речка голубая,
Голубой дымок на берегу.
Поле золотое, солнце золотое,
Золотая Родина моя.
Для ребят более одаренных.
Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.
Сегодня (отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Какое (ясн.., голуб.., лазурн..) небо!
Впереди виден (густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу (высок.., зелен.., могуч..) деревья.
Вдали (старин.., камен.., таинствен..) крепость.
Мы идем по (узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.
Выделите окончания прилагательных.
Оцените свою работу на уроке.
XI . Подведение итогов урока.
Учитель: Какие задания сегодня на уроке были самыми интересными?
Что показалось трудным?
Ребята! Мы побывали с вами в море Прилагательных, повторили всё, что знали об этой части речи. Ещё много нового впереди, потому что мы с вами каждый день плывём и приближаемся к земле Знаний. Счастливого пути и попутного ветра!