Цели:
- систематизировать знания и умения учащихся по теме “Лексика”;
- тренировать память и внимание учащихся посредством выполнения различных по роду занятий и степени сложности заданий, активизировать познавательный интерес школьников к данным упражнениям и в целом к родному языку.
Оборудование: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, препр омонимы.
Слайд 1. (Приложение 1)
На доске нарисован сказочный теремок.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:
Не мёд, а ко всему липнут. (Слова).
1) - А теперь, ответьте на вопросы:
1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
2. Для чего служат слова?
2) Объяснительный диктант.
Возят почту корабли,
Самолёты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту вдальние районы
Доставляют почтальоны. (М. Белкина)
Задания к тексту.
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
- Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков действий.
- Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.
- Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдёт к теремку?
(На доску прикрепляется рисунок)
- Ба, да это же всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.
Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.
Учитель. Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы).
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. зовут его Смелый.
Задание №1
Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Отважный, Бесстрашный)
- Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: “Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам”.
Задание №2
Слайд 2
Отредактируйте текст, используя синонимы.
“После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать”.
Учитель.
Жильцов квартиры №2
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога
Уже готовые в дорогу.
- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый. (Антонимы)
- Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо и, чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.
Задание №3
Слайд 3.
Помогите братьям прочитать письмо.
“Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.
Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми ...”.
Учитель. Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.
Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (Я. Козловский).
Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал “Мир”.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к всевышнему!
- О, всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о всевышний!
Задание №4
Юмореска
Пользуясь словарём, определите значение слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.
- Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.
Слайд 4.
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный... (И.Верзилин)
Задание №5
Объясните, почему произошла ошибка? С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора).
Учитель. А под самой крышей идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти “слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать”. (Я.Козловский)
- Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении)
Для них почтальон Печкин принёс бандероль (Определяется значение этого слова).
Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.
Слайд 5.
Задание №6
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А.Громов)
Полз состав. Он устал -
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста. (В. Левин)
Задание (на выбор)
Слайд 6.
Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.
Слайд 7.
Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: “Гулял по лесу ветер”, “Бежал весёлый ручеёк”, “Пришла волшебница - зима”.
Лексическое задание использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
Слайд 8.
Учитель.
Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка - это ваше домашнее задание.