Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме “Глагол”, а именно: знания учащихся о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов.
Задачи:
- Воспитание любви к родному языку, родной природе.
- Коррекция словесно-логического мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей учащихся.
- Развитие навыков работы в группе, воспитание ответственности за свой вклад в общее дело, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: карта путешествия, таблицы, вырезанные из цветной бумаги красные, зеленые, синие цветы, компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эпиграф.
Что для меня предметы?
Лишь названье.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят здания, и рожь в полях растёт.
В. Кондрашов.
II. Объяснение темы урока. Постановка целей.
- О какой части речи говорится в эпиграфе?
- Что такое глагол? (Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие)
- Тема сегодняшнего занятия “Повторение изученного о глаголе”. Мы повторим и закрепим знания о глаголе как части речи, потренируемся в умении определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в предложении; закрепим умение правильного выбора орфограммы при написании глаголов.
III. Вступительное слово учителя.
Предлагаю вам отправиться в Страну Глаголию. Путешествовать мы будем на поезде знаний. Я думаю, что ваши знания помогут преодолеть все трудности, которые встретятся нам на пути: горы Неопределённости, реку Времени и Орфографический лес, и помогут озеленить Страну Глаголию.
Преодоление трудностей будет оцениваться при помощи цветов:
- Красный – неправильный ответ.
- Синий – неточный ответ.
- Зелёный – правильный ответ.
Полученные цветы вы будете прикреплять к альбомным листам. В конце урока мы посмотрим на ваши результаты. Тот, кто наберет больше красных цветов, получит оценку – 3, синих – 4, зеленых – 5.
Почему именно зеленые цветы вам нужно собрать? Посмотрите на карту страны Глаголии. Правда, она похожа на пустыню? Поэтому вам ребята необходимо “озеленить” страну с помощью своих правильных ответов. Надеюсь, что у вас это получится. Желаю вам успехов!
На предыдущих уроках русского языка по теме “Глагол”, которые прошли на этой неделе, вы получили билеты на поезд. Предлагаю вам занять места в вагонах согласно билетам:
- 1 вагон: первый ученик, второй ученик, третий ученик.
- 2 вагон: четвертый ученик, пятый ученик, шестой ученик.
- 3 вагон: седьмой ученик, восьмой ученик, девятый ученик.
Вагоновожатым назначается Кузнецов К.
IV. Путешествие по карте.
1. Путь свой мы начнём из Города Неопределённого времени. Преодолев Горы Неопределённости, мы попадём в Город Трёх Времён.
- Как вы думаете, почему наш путь начинается именно с этого города? (Это начальная форма глагола)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
Задание 1: Заменить существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределённую форму.
Задание 2: Поставить глаголы в неопределённую форму, назвать окончания.
Задание 3: Заменить выражения по образцу одним словом, употребив неопреде-лённую форму глагола. Назвать окончания.
2. Наше путешествие продолжается и теперь нам предстоит преодолеть Реку Времени, чтобы оказаться в Городе Спряжения.
- Какие три времени глаголов вам известны? Расскажите о них.
Задание 1: Найти в стихотворении глаголы, определить их время.
Задание 2: Прочитать предложения, определить время глаголов в каждом и исправить речевые недочеты в нем.
Задание 3: Игра “Угадай код!” Определить время глаголов в каждом предложении, которое читает учитель. Напротив номера предложения указать время.
- Бегут, торопятся в речку ручьи разные.
- Скоро, скоро побегут, заговорят весенние ручьи.
- Растаял снег в овраге тёмном.
- Стало пригревать солнышко.
- Вернутся в родные места перелётные птицы.
- Звенит весёлая капель.
3. Из Города Спряжения, пробираясь через орфографический лес, мы попадём в Город Правильного написания глаголов.
- Что называется спряжением? (Изменение глаголов по лицам и числам.)
- Какие глаголы относятся ко II спряжению?
- Какие глаголы относят к I спряжению? (Использовать таблицу.)
- Ребята, как определить спряжение глагола по личным окончаниям?
- Как определяем спряжение по неопределенной форме глагола? (Таблица.)
Перед нами большой орфографический лес, чтобы его преодолеть нужно выполнить следующие задания.
Задание 1: Цифровой диктант. В пустых клетках проставить спряжение глаголов.
Слова для диктанта:
Зазеленеют, засветит, растают, расцветает, зазвенят, распашем, засеешь.
Задание 2:
Произнести правильно пословицу, вставив, где необходимо частицу НЕ. Объяснить, как она пишется с глаголом.
Задание 3.
Записать словосочетания, правильно употребив -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах.
4. Вот мы с вами уже и в Городе Правильного написания глаголов. Осталось сделать последний шаг и мы окажемся во Дворце Глаголов.
Задание 1: Вспомните материал сегодняшнего урока. Составьте предложение на тему “Весна”.
Задание 2:
Разобрать составленное предложение по членам и частям речи.
Задание 3:
Грамматический разбор глагола из составленного предложения.
V. Итог урока.
На доске вывешиваются альбомные листы учащихся, на которые они в течение урока прикрепляли цветы. По преобладающему цвету определяется индивидуальная оценка каждого ребенка. Затем определяется оценка каждого “вагона”. В итоге учитель, определив преобладающий цвет на вместе взятых работах детей “щелкает” мышкой по цветку соответствующего цвета в презентации, и перед учениками открывается окрашенная карта путешествия. Учитель подводит итог урока.