Цели урока.
Задачи.
- Формирование элементов научного подхода к анализу морфологических признаков местоимений.
- Формирования системного подхода как основы анализа конкретного языкового факта – местоимение.
- Развитие умений анализировать.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: плакаты: “Морфологическая галактика”, “Космическая буря”, “Незнайка”, рисунки, карточки (цветы), интерактивная доска, презентация. (Приложение 1)
Ход урока
(Слайд 1)
(На доске плакат, изображающий “Морфологическую галактику”)
Учитель: Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. Мы летим на ближайшую соседку именных планет – планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите. Жители ей тесно контактируют с планетами именной группы (планеты Существительных, прилагательных и числительных).
Они научились вслед за существительными указывать на предмет, вслед за прилагательными – на признаки, вслед за числительными – на количество и порядок предметов.
Местоимения, одни из которых способны заменить в тексте существительные, другие – прилагательные, третьи – числительные, считают необходимым тщательно изучать свои особенности, поэтому разделить на 9 разрядов и запустили 9 спутников – лабораторий.
С каждой из них прибыли сказочники, которые приглашают вас к себе в гости.
- Как называются спутники, с которых прибыли сказочники?
(Разыгрывается инсценировка)
1 сказочник: В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Осталось у него… ?
2 сказочник: Нет, не так, в каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал кое-что. Осталось у него… ?
3 сказочник: Нет, не так. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего тут спрашивать, не о ком и не о чем спорить. В разговор вмешался странный человек. Совсем не так было. Шёл по дороге странник, нашёл вещь. Пусть берёт её себе, собой надо заниматься себя жалеть, только о себе думать.
(Слайд 2)
- С каких спутников сказочники и странный человек?
На интерактивной доске показываются тексты сказок. Из сказок выписываются неопределённые и отрицательные местоимения, повторяется их правописание. Работа по рядам.
Учитель: У вопросительных местоимений есть родственники на другом спутнике. Как вы думаете на каком? Что у них общего? Чем они отличаются? (Одинаково, изменяются)
Жители вопросительного и относительного спутников подготовили для вас викторину под названием “Узнаете ли вы нас?”.
Надо определить разряд местоимений, включённых в предложения:
Выборочный диктант.
- Кто из вас не мечтал о далёких галактиках?
- Пожалуй, нет ребят, кто не мечтал побывать на других планетах.
- Планета, которую мы увидели, - настоящее чудо.
- О каких открытиях вы мечтаете?
- Что бы вы хотели увидеть на других планетах?
- Чьим именем дорожишь?
- Хочешь ли знать, насколько совершенны существа иных планет?
Учитель: Наше путешествие приближается к концу. Навстречу спешит один из знакомых сказочников. Он побывал на многих спутниках планеты Местоимений и в свой чудесный чемоданчик собрал пословицы и поговорки с местоимениями. Чтобы чудесный чемоданчик раскрылся, нам надо поделиться своими знаниями.
Какие вы знаете пословицы и поговорки, включающие местоимение?
1. Всякому овощу своё время. 2. Сколько голов, столько умов. 3. Сколько лет, сколько зим. 4. Что посеешь, то и пожнёшь. 5. Вашими устами да мёд пить. 6. Знает кошка, чьё мясо съела.
Записи в тетрадях.
Учитель: Мы побывали на разных спутниках планеты Местоимений. А сейчас попали на станцию “Логостекстум” в речевой модуль. Здесь недавно были Незнайка и Робот. Они давно пытались беседовать, но разговор не получился. Поможем им. (На доске плакат)
Незнайка:
- В котором году ты родился?
- Какие твои планы на будущее?
- Сколько много предстоит сделать?
- Что ты делаешь в свободное время?
Учащиеся:
- В каком … ?
- Каковы… ?
- Как много… ?
- Что… ?
Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. (Слайд 3). Это страшное бедствие. Спутники сбились с курса, все местоимения в панике. Помогите им. Найдите каждому пострадавшему спутник, где он живёт. Вот имена пострадавших: свой, этот, весь, мой, иной.
Учащиеся выполняют задание.
На интерактивной доске тесты. (Слайд 4)
- Укажите местоимение:
- кто, потому что, где;
- который, так как, когда;
- так, чей, когда-нибудь;
- себя, рыбачий, наш;
- который, лосиный, ваш;
- нас, вас, твой.
- Укажите притяжательные местоимения:
- мой, заячий, лисий;
- чей, свой, кошачий;
- себя, рыбачий, наш;
- который, лосиный, наш;
- нас, вас, твой.
- Укажите определительное местоимение:
- некоторый, всякий, твой;
- самый, мой, резкий;
- узкий, ваш, другой;
- любой, несколько, сколько;
- низкий, такой, сам.
- Укажите относительное местоимение:
- нисколько, несколько, сколько;
- какой, самый, другой;
- кто, некто, никто;
- который, чтобы, где;
- чей, мой, твой.
- Укажите отрицательное местоимение:
- некто, кто-либо, некого;
- нечто, ничего, что-либо;
- никакой, какой, такой;
- чей, наш, ничей;
- никто, кто-то, кто.
(Слайд 5)
Убрать 3-е лишнее слово, подбирая правильное местоимение, которое подходит данному разряду.
- Каждый, всякий, себя.
- Никто, некто, некоторый.
- Ничей, нисколько, некому.
- Мой, твой, себя.
- Тот, другой, такой.
- Кто-либо, что-то, где-нибудь.
Учитель: Мы приближаемся к Зимнему саду на станции “Логос-текстум”. В нём растут необычные цветы. У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено это количество?
(Надписывают на лепестках разряды)
Учитель: А сейчас по доброй традиции на память о себе посадим деревья с корнями -кто-, -что-, -какой-. ( На интерактивной доске учитель рисует деревья). Какие новые слова могут вырасти на деревьях?
(Три ученика высаживают по дереву).
- Какими способами словообразования вы пользовались, чтобы получить нужные ростки?
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы познакомились с жителями планеты Местоимений, одобрили эксперимент со спутниками, который проведён на научной основе, помогли восстановить строгий порядок после космической бури, отправив каждого потерявшегося на его спутник, оставили о себе добрую память в Зимнем саду.