Обобщающий урок-путешествие по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык


Цели урока.

  1. Систематизация знаний о грамматических признаках местоимений.
  2. Отработка умения правильно определять морфологические признаки местоимений.
  3. Закрепление умения выполнять морфологический разбор местоимений.

Задачи.

  1. Формирование элементов научного подхода к анализу морфологических признаков местоимений.
  2. Формирования системного подхода как основы анализа конкретного языкового факта – местоимение.
  3. Развитие умений анализировать.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: плакаты: “Морфологическая галактика”, “Космическая буря”, “Незнайка”, рисунки, карточки (цветы), интерактивная доска, презентация. (Приложение 1)

Ход урока

(Слайд 1)

(На доске плакат, изображающий “Морфологическую галактику”)

Учитель: Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. Мы летим на ближайшую соседку именных планет – планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите. Жители ей тесно контактируют с планетами именной группы (планеты Существительных, прилагательных и числительных).

Они научились вслед за существительными указывать на предмет, вслед за прилагательными – на признаки, вслед за числительными – на количество и порядок предметов.

Местоимения, одни из которых способны заменить в тексте существительные, другие – прилагательные, третьи – числительные, считают необходимым тщательно изучать свои особенности, поэтому разделить на 9 разрядов и запустили 9 спутников – лабораторий.

С каждой из них прибыли сказочники, которые приглашают вас к себе в гости.

- Как называются спутники, с которых прибыли сказочники?

(Разыгрывается инсценировка)

1 сказочник: В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Осталось у него… ?

2 сказочник: Нет, не так, в каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал кое-что. Осталось у него… ?

3 сказочник: Нет, не так. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего тут спрашивать, не о ком и не о чем спорить. В разговор вмешался странный человек. Совсем не так было. Шёл по дороге странник, нашёл вещь. Пусть берёт её себе, собой надо заниматься себя жалеть, только о себе думать.

(Слайд 2)

- С каких спутников сказочники и странный человек?

На интерактивной доске показываются тексты сказок. Из сказок выписываются неопределённые и отрицательные местоимения, повторяется их правописание. Работа по рядам.

Учитель: У вопросительных местоимений есть родственники на другом спутнике. Как вы думаете на каком? Что у них общего? Чем они отличаются? (Одинаково, изменяются)

Жители вопросительного и относительного спутников подготовили для вас викторину под названием “Узнаете ли вы нас?”.

Надо определить разряд местоимений, включённых в предложения:

Выборочный диктант.

  1. Кто из вас не мечтал о далёких галактиках?
  2. Пожалуй, нет ребят, кто не мечтал побывать на других планетах.
  3. Планета, которую мы увидели, - настоящее чудо.
  4. О каких открытиях вы мечтаете?
  5. Что бы вы хотели увидеть на других планетах?
  6. Чьим именем дорожишь?
  7. Хочешь ли знать, насколько совершенны существа иных планет?

Учитель: Наше путешествие приближается к концу. Навстречу спешит один из знакомых сказочников. Он побывал на многих спутниках планеты Местоимений и в свой чудесный чемоданчик собрал пословицы и поговорки с местоимениями. Чтобы чудесный чемоданчик раскрылся, нам надо поделиться своими знаниями.

Какие вы знаете пословицы и поговорки, включающие местоимение?

1. Всякому овощу своё время. 2. Сколько голов, столько умов. 3. Сколько лет, сколько зим. 4. Что посеешь, то и пожнёшь. 5. Вашими устами да мёд пить. 6. Знает кошка, чьё мясо съела.

Записи в тетрадях.

Учитель: Мы побывали на разных спутниках планеты Местоимений. А сейчас попали на станцию “Логостекстум” в речевой модуль. Здесь недавно были Незнайка и Робот. Они давно пытались беседовать, но разговор не получился. Поможем им. (На доске плакат)

Незнайка:

- В котором году ты родился?

- Какие твои планы на будущее?

- Сколько много предстоит сделать?

- Что ты делаешь в свободное время?

Учащиеся:

- В каком … ?

- Каковы… ?

- Как много… ?

- Что… ?

Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. (Слайд 3). Это страшное бедствие. Спутники сбились с курса, все местоимения в панике. Помогите им. Найдите каждому пострадавшему спутник, где он живёт. Вот имена пострадавших: свой, этот, весь, мой, иной.

Учащиеся выполняют задание.

На интерактивной доске тесты. (Слайд 4)

  1. Укажите местоимение:
    1. кто, потому что, где;
    2. который, так как, когда;
    3. так, чей, когда-нибудь;
    4. себя, рыбачий, наш;
    5. который, лосиный, ваш;
    6. нас, вас, твой.
  2. Укажите притяжательные местоимения:
    1. мой, заячий, лисий;
    2. чей, свой, кошачий;
    3. себя, рыбачий, наш;
    4. который, лосиный, наш;
    5. нас, вас, твой.
  3. Укажите определительное местоимение:
    1. некоторый, всякий, твой;
    2. самый, мой, резкий;
    3. узкий, ваш, другой;
    4. любой, несколько, сколько;
    5. низкий, такой, сам.
  4. Укажите относительное местоимение:
    1. нисколько, несколько, сколько;
    2. какой, самый, другой;
    3. кто, некто, никто;
    4. который, чтобы, где;
    5. чей, мой, твой.
  5. Укажите отрицательное местоимение:
    1. некто, кто-либо, некого;
    2. нечто, ничего, что-либо;
    3. никакой, какой, такой;
    4. чей, наш, ничей;
    5. никто, кто-то, кто.

(Слайд 5)

Убрать 3-е лишнее слово, подбирая правильное местоимение, которое подходит данному разряду.

    1. Каждый, всякий, себя.
    2. Никто, некто, некоторый.
    3. Ничей, нисколько, некому.
    4. Мой, твой, себя.
    5. Тот, другой, такой.
    6. Кто-либо, что-то, где-нибудь.

Учитель: Мы приближаемся к Зимнему саду на станции “Логос-текстум”. В нём растут необычные цветы. У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено это количество?

(Надписывают на лепестках разряды)

Учитель: А сейчас по доброй традиции на память о себе посадим деревья с корнями -кто-, -что-, -какой-. ( На интерактивной доске учитель рисует деревья). Какие новые слова могут вырасти на деревьях?

(Три ученика высаживают по дереву).

- Какими способами словообразования вы пользовались, чтобы получить нужные ростки?

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы познакомились с жителями планеты Местоимений, одобрили эксперимент со спутниками, который проведён на научной основе, помогли восстановить строгий порядок после космической бури, отправив каждого потерявшегося на его спутник, оставили о себе добрую память в Зимнем саду.