Цель: развитие интеллектуальных, творческих, познавательных способностей учащихся:
Задачи:
- изучение жизни, научной деятельности, универсальности и энциклопедичности личности М.В. Ломоносова;
- развитие исследовательских, поисковых, творческих способностей;
- воспитание гражданственности и патриотических качеств учащихся через знакомство с открытиями Ломоносова на благо России.
Оборудование и оформление: Презентация “Великий сын Великой России”, карточки “класс Фары”, “класс Грамматики”, “класс Синтактики”, памятные закладки, “интерьер” светского интеллектуального салона XVII-XVIII веков, исполнители русских романсов.
Слайд 1. Презентация
Ведущий 1. Добрый день дорогие друзья.
Ведущий 2. Добрый день уважаемое жюри и гости нашей интеллектуальной викторины.
Великий сын Великой России!
Слайд 2
Ведущий 1. Незаметно пролетело время. С нашей первой встречи прошло три месяца.
Ведущий 2. Она была посвящена изучению начального этапа становления великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
Слайд 3
Ведущий 1. Сегодня мы продолжим знакомство с научными трудами Ломоносова.
Ведущий 2. Мы рассмотрим вклад Михаила Васильевича в развитие русского языка, литературы.
Ведущий 1. Истории и изобразительного искусства.
Ведущий 2. Вами написаны оды посвященныеучёному.
Ведущий 1. Таким образом, вам придётся соревноваться друг с другом в риторике.
Ведущий 2. А теперь давайте представим жюри нашего конкурса и его участников.
Ведущий 1. Оценивать II этап викторины будут:
– учитель истории,
– учитель русского языка и литературы,
– учитель изобразительно искусства.
Ведущий 2. Состав команд нашей встречи:
класс Фары – руководитель,
класс Грамматики - руководитель,
класс Синтактики – руководитель.
Ведущий 1.
Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватало сил!
Его стремления к учёбе
Дало прекрасные плоды.
Он постепенно стал учёным,
Создал научные труды.
Слайд 4
Тур первый “Три штиля”
Ведущий 2. Важным этапом в научной деятельности М.В. Ломоносова явилась разработка стилистической системы русскогоязыка.
Ведущий 1. Основная заслуга Ломоносова заключается в том, что он создал прочную почву для развития нового книжного, но уже светского, общегражданского русского литературного языка. С разработкой этого языка связано и самое крупное из филологических сочинений Ломоносова — его “Российская грамматика”, появившаяся в 1755 году. Написание этой грамматики есть поистине величайший из подвигов Ломоносова.
Слайд 5
Вопрос 1.
Русский язык обогатился с момента создания теории “Трех штилей”, в ней Михаил Васильевич смог дать классификацию слов используемых российским обществом.
Первый ряд слов – для церковных книг и простого русского языка, так называемые “славенороссийские”.
Второй ряд слов – для церковных книг (в простом русском языке не используются, но всё же понятны людям грамотным).
Третий ряд – слова “презренные”, грубые и вульгарные.
При сочетании слов разных разрядов М.В. Ломоносов,для русского литературного языка,составил “Три штиля” высокий, посредственный и низкий. Определите эти комбинации.
Слайд 6
1 штиль - из слов первого и второго разрядов.
2 штиль - составляется преимущественно из слов первого разряда (“славенороссийских”), но к ним, как говорит Ломоносов, “с великою осторожностию” можно присоединять как чисто церковно-славянские, так и чисто русские слова.
3 штиль - низкий стиль состоит из слов третьего и первого разрядов (то есть из комбинации чисто русских и “славенороссийских” слов).
Слайд 7-8
Вопрос 2
Чтобы понять масштабность разработанной стилистической системы М.В. Ломоносова, попытайтесь “перевести” на современный литературный русский язык слова, используемые во времена “двуязычья”.
Враг Храбрый Нужда Мощно Страна Невежда Горящий |
Ворог Хоробрый Нужа Мочно Сторона Невежа Горячий |
Ведущий 1.
Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах суметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.
Так описывал природу родного края М.В. Ломоносова.
Слайд 9
Вопрос 3
М.В. Ломоносов являлся сторонником силлабо-тонической реформы в литературе. Что она собой представляла?
Силлабо-тонический способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:
Науки юношей питают
Отраду старым подают.
Музыкальная пауза – романс.
Слайд 10
Ведущий 1. Начинается первый творческий конкурс. Ода Ломоносову.
Ведущий 2. Напоминаем, что ода это торжественное лирико-ораторское произведение, которое написано высоким слогом и воспевает какого-то персонажа или какое-то явление, событие.
класс Фары –
класс Грамматики –
класс Синтактики -
Слайд 11
Ведущий 1. Тур второй “Древность российского народа…свету откроется”
Ведущий 2.
Любил Россию безгранично
И за народ переживал.
Все достижения в науке
Всегда народу посвящал.
Россию на весь мир прославил,
В науку вклад огромный внёс,
И след в истории оставил
России сын великоросс!
Ведущий 1.
С конца 1740-х М.В. Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в результате чего подготовил уникальный труд “Древняя Российская история” отрабатывая разделы которой он составил “Краткий российский летописец с родословием”.
Слайд 12
Вопрос 4
В 862 году, согласно Повести временных лет, племена ильменскихсловен, кривичей, мери и чуди призвали варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году. Эта дата считается зарождением русской государственности.
Кем были варяги - скандинавами, балтийскими славянами или кем-то ещё? Споры эти не утихают и по сей день.Какой точки зрения придерживался М.В. Ломоносов.
М.В. Ломоносов считал варягов балтийскими славянами, а не скандинавскими викингами.
М. В. Ломоносов был сторонником сарматской теории. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т.н. “чуди” (в терминологии Ломоносова — это финно-угры).
Слайд 13
Слайд 14
Вопрос 5
Приём, использованный М.В. Ломоносовым для доказательства героической русской истории.
Ломоносов написал 25 сюжетов в 1764 г. по поручению Екатерины II в царском дворце.Из которых первые 16 расположены в хронологическом порядке и охватывают более 600 лет российской истории: с 945 г., когда княгиня Ольга, мстя за мужа, сожгла город древлян Искоростень, и до времен “смуты” и борьбы русского народа против польской интервенции. Темы с 17 по 21 возвращаются к событиям Киевской Руси, к правлению князей Олега и Святослава, а последние три — к борьбе за национальную независимость под предводительством князя Пожарского. 17 из 25 предложенных М.В. Ломоносовым сюжетов были использованы впоследствии в русской исторической живописи.
Слайд 16
Вопрос 6
С какой целью создавался “Краткий российский летописец с родословием”?
Внём в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при жизни Ломоносова “Летописец” был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.
Музыкальная пауза романс.
Слайд 17
Ведущий 1.
Что меня сегодня поражает…
Как в прошедшие века
Ученик, мог выражаться в стихотворной форме…
Ведущий 2.
Да… это значит, ум глубокий надо было
развивать,
И слова простые даже рифмовать, запоминать...
Слайд 18
Ведущий 1. В 1743 году М.В. Ломоносов написал “Краткое руководство к риторике”. В 1748 году вышел основной труд “Риторика”, где было отмечено, что “риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речами представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости её удостоверит”.
Ведущий 2. Второй творческий конкурс посвящён науке риторике, где вам нужно будет продемонстрировать своё красноречие:
класс Фары,
класс Грамматики,
класс Синтактики.
Слайд 19
Ведущий 2. Тур третий “Мозаика жизни”
Ведущий 1. В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов картины и портреты. В 1745 г. канцлер М. И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. Ломоносов знал, что ещё в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.
Слайд 20
Слайд 21
Вопрос 7
Что связывает искусство и химию в работах М.В. Ломоносова?
Открыл секрет изготовления цветного стекла - смальты для мозаичных картин. Им построена целая фабрика по изготовлению стекла – одна из лучших в Европе.
Слайд 22
Вопрос 8
Как М.В. Ломоносов смог объединить литературу и мозаичное искусство?
Будучи увлеченным красотой получившихся образцов стекла для мозаичных картин, М.В. Ломоносов написал в их честь оду “Письмо о пользе стекла” и направил его И.И.Шувалову:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
… Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
Слайд 23
Вопрос 9
Самое грандиозное произведение мозаичного искусства М.В. Ломоносова.
“Полтавская битва”. Она выполнена М. В. Ломоносовым в 1762—1764 годах, Размер ее: длина — 6,4 м, высота — 4,8 м! Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками.
Слайд 24
Ведущий 1.
Заключительный тур “Блиц опрос”
1. Во времена Ломоносова в русском языке существовало так называемое письменное двуязычье. Что оно собой представляло? (Язык первый церковно-славянский, второй язык - государственно-канцелярский).
2. Какой личный указ императрицы получили М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский в 29 сентября 1775 года.(Учёные получили указ сочинить по трагедии. 1 ноября М.В. Ломоносов написал рукопись, которая сразу была сдана в печать и 9 января 1751 г. кадеты представили при дворе трагедию М.В. Ломоносова “Тамира и Селим”.Вскоре была написана вторая трагедия – “Демофонт”)
3. Какое библейское произведение, в 1743 году, избрали темой для поэтического состязания и разрешения поэтических споров М.В. Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский и Александр Петрович Сумароков. (Псалом 143 Давида. “…Да будут волы наши тучны: да не будет ни расхищения, ни пропажи, н воплей на улицах наших…”)
- Сколько языков знал М.В. Ломоносов (владел 31 языком).
- Количество мозаичных картин М.В. Ломоносова (40 картин).
- Учёный историк, норманист главный оппонент М.В. Ломоносова (Герхард Фридрих Миллер).
- Российские поэты XVIII века стихи, которых перекладывали на романсы (Сумароков, Тредиаковский).
- Мозаика, созданная лично М.В. Ломоносовым первой. (“Спас Нерукотворный”)
Музыкальная пауза – романс.
Ведущий 2.
Слово предоставляется жюри.
3 место - класс Пиитики.
2 место – класс Риторики.
Вручаются памятные закладки.
1 место - класс Философы.
Ведущий 1. Команда, занявшая первое место, переходит в третий, заключительный этап викторины. Напоминаю, что в этом этапе, каждый участник будет играть за себя. И таким образом мы определим лидера знаний за 2011-2012 учебный год.
Ведущий 2. Благодарим всех за участие. Особые слова благодарности членам жюри и нашим гостям, а так же счётную комиссию конкурса.
Информационные источники
- В.И. Астафуров. М.В. Ломоносов: книга для учащихся/ В.И. Астафуров. - М.: Просвещение, 1985. – 143 с.: ил. – (Люди науки).
- Фильм “Михайло Ломоносов”. Мосфильм, 1986 г.