"Великий сын великой России". 2-й этап интеллектуальной викторины, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература, МХК и ИЗО


Цель: развитие интеллектуальных, творческих, познавательных способностей учащихся:

Задачи:

  • изучение жизни, научной деятельности, универсальности и энциклопедичности личности М.В. Ломоносова;
  • развитие исследовательских, поисковых, творческих способностей;
  • воспитание гражданственности и патриотических качеств учащихся через знакомство с открытиями Ломоносова на благо России.

Оборудование и оформление: Презентация “Великий сын Великой России”, карточки “класс Фары”, “класс Грамматики”, “класс Синтактики”, памятные закладки, “интерьер” светского интеллектуального салона XVII-XVIII веков, исполнители русских романсов.

Слайд 1. Презентация

Ведущий 1. Добрый день дорогие друзья.

Ведущий 2. Добрый день уважаемое жюри и гости нашей интеллектуальной викторины.

Великий сын Великой России!

Слайд 2

Ведущий 1. Незаметно пролетело время. С нашей первой встречи прошло три месяца.

Ведущий 2. Она была посвящена изучению начального этапа становления великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайд 3

Ведущий 1. Сегодня мы продолжим знакомство с научными трудами Ломоносова.

Ведущий 2. Мы рассмотрим вклад Михаила Васильевича в развитие русского языка, литературы.

Ведущий 1. Истории и изобразительного искусства.

Ведущий 2. Вами написаны оды посвященныеучёному.

Ведущий 1. Таким образом, вам придётся соревноваться друг с другом в риторике.

Ведущий 2. А теперь давайте представим жюри нашего конкурса и его участников.

Ведущий 1. Оценивать II этап викторины будут:

– учитель истории,

– учитель русского языка и литературы,

– учитель изобразительно искусства.

Ведущий 2. Состав команд нашей встречи:

класс Фары – руководитель,

класс Грамматики - руководитель,

класс Синтактики – руководитель.

Ведущий 1.

Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватало сил!
Его стремления к учёбе
Дало прекрасные плоды.
Он постепенно стал учёным,
Создал научные труды.

Слайд 4

Тур первый “Три штиля”

Ведущий 2. Важным этапом в научной деятельности М.В. Ломоносова явилась разработка стилистической системы русскогоязыка.

Ведущий 1. Основная заслуга Ломоносова заключается в том, что он создал прочную почву для развития нового книжного, но уже светского, общегражданского русского литературного языка. С разработкой этого языка связано и самое крупное из филологических сочинений Ломоносова — его “Российская грамматика”, появившаяся в 1755 году. Написание этой грамматики есть поистине величайший из подвигов Ломоносова.

Слайд 5

Вопрос 1.

Русский язык обогатился с момента создания теории “Трех штилей”, в ней Михаил Васильевич смог дать классификацию слов используемых российским обществом.

Первый ряд слов – для церковных книг и простого русского языка, так называемые “славенороссийские”.

Второй ряд слов – для церковных книг (в простом русском языке не используются, но всё же понятны людям грамотным).

Третий ряд – слова “презренные”, грубые и вульгарные.

При сочетании слов разных разрядов М.В. Ломоносов,для русского литературного языка,составил “Три штиля” высокий, посредственный и низкий. Определите эти комбинации.

Слайд 6

1 штиль - из слов первого и второго разрядов.

2 штиль - составляется преимущественно из слов первого разряда (“славенороссийских”), но к ним, как говорит Ломоносов, “с великою осторожностию” можно присоединять как чисто церковно-славянские, так и чисто русские слова.

3 штиль - низкий стиль состоит из слов третьего и первого разрядов (то есть из комбинации чисто русских и “славенороссийских” слов).

Слайд 7-8

Вопрос 2

Чтобы понять масштабность разработанной стилистической системы М.В. Ломоносова, попытайтесь “перевести” на современный литературный русский язык слова, используемые во времена “двуязычья”.

Враг
Храбрый
Нужда
Мощно
Страна
Невежда
Горящий
Ворог
Хоробрый
Нужа
Мочно
Сторона
Невежа
Горячий

Ведущий 1.

Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах суметь забыл;
В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.

Так описывал природу родного края М.В. Ломоносова.

Слайд 9

Вопрос 3

М.В. Ломоносов являлся сторонником силлабо-тонической реформы в литературе. Что она собой представляла?

Силлабо-тонический способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:

Науки юношей питают
Отраду старым подают.

Музыкальная пауза – романс.

Слайд 10

Ведущий 1. Начинается первый творческий конкурс. Ода Ломоносову.

Ведущий 2. Напоминаем, что ода это торжественное лирико-ораторское произведение, которое написано высоким слогом и воспевает какого-то персонажа или какое-то явление, событие.

класс Фары –

класс Грамматики –

класс Синтактики -

Слайд 11

Ведущий 1. Тур второй “Древность российского народа…свету откроется”

Ведущий 2.

Любил Россию безгранично
И за народ переживал.
Все достижения в науке
Всегда народу посвящал.
Россию на весь мир прославил,
В науку вклад огромный внёс,
И след в истории оставил
России сын великоросс!

Ведущий 1.

С конца 1740-х М.В. Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в результате чего подготовил уникальный труд “Древняя Российская история” отрабатывая разделы которой он составил “Краткий российский летописец с родословием”.

Слайд 12

Вопрос 4

В 862 году, согласно Повести временных лет, племена ильменскихсловен, кривичей, мери и чуди призвали варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году. Эта дата считается зарождением русской государственности.

Кем были варяги - скандинавами, балтийскими славянами или кем-то ещё? Споры эти не утихают и по сей день.Какой точки зрения придерживался М.В. Ломоносов.

М.В. Ломоносов считал варягов балтийскими славянами, а не скандинавскими викингами.

М. В. Ломоносов был сторонником сарматской теории. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т.н. “чуди” (в терминологии Ломоносова — это финно-угры).

Слайд 13

Слайд 14

Вопрос 5

Приём, использованный М.В. Ломоносовым для доказательства героической русской истории.

Ломоносов написал 25 сюжетов в 1764 г. по поручению Екатерины II в царском дворце.Из которых первые 16 расположены в хронологическом порядке и охватывают более 600 лет российской истории: с 945 г., когда княгиня Ольга, мстя за мужа, сожгла город древлян Искоростень, и до времен “смуты” и борьбы русского народа против польской интервенции. Темы с 17 по 21 возвращаются к событиям Киевской Руси, к правлению князей Олега и Святослава, а последние три — к борьбе за национальную независимость под предводительством князя Пожарского. 17 из 25 предложенных М.В. Ломоносовым сюжетов были использованы впоследствии в русской исторической живописи.

Слайд 16

Вопрос 6

С какой целью создавался “Краткий российский летописец с родословием”?

Внём в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при жизни Ломоносова “Летописец” был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.

Музыкальная пауза романс.

Слайд 17

Ведущий 1.

Что меня сегодня поражает…
Как в прошедшие века

Ученик, мог выражаться в стихотворной форме…

Ведущий 2.

Да… это значит, ум глубокий надо было развивать,
И слова простые даже рифмовать, запоминать...

Слайд 18

Ведущий 1. В 1743 году М.В. Ломоносов написал “Краткое руководство к риторике”. В 1748 году вышел основной труд “Риторика”, где было отмечено, что “риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речами представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости её удостоверит”.

Ведущий 2.  Второй творческий конкурс посвящён науке риторике, где вам нужно будет продемонстрировать своё красноречие:

класс Фары,

класс Грамматики,

класс Синтактики.

Слайд 19

Ведущий 2. Тур третий “Мозаика жизни”

Ведущий 1. В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов картины и портреты. В 1745 г. канцлер М. И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. Ломоносов знал, что ещё в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.

Слайд 20

Слайд 21

Вопрос 7

Что связывает искусство и химию в работах М.В. Ломоносова?

Открыл секрет изготовления цветного стекла - смальты для мозаичных картин. Им построена целая фабрика по изготовлению стекла – одна из лучших в Европе.

Слайд 22

Вопрос 8

Как М.В. Ломоносов смог объединить литературу и мозаичное искусство?

Будучи увлеченным красотой получившихся образцов стекла для мозаичных картин, М.В. Ломоносов написал в их честь оду “Письмо о пользе стекла” и направил его И.И.Шувалову:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
… Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но Стеклу.

Слайд 23

Вопрос 9

Самое грандиозное произведение мозаичного искусства М.В. Ломоносова.

“Полтавская битва”. Она выполнена М. В. Ломоносовым в 1762—1764 годах, Размер ее: длина — 6,4 м, высота — 4,8 м! Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками.

Слайд 24

Ведущий 1.

Заключительный тур “Блиц опрос”

1. Во времена Ломоносова в русском языке существовало так называемое письменное двуязычье. Что оно собой представляло? (Язык первый церковно-славянский, второй язык - государственно-канцелярский).

2. Какой личный указ императрицы получили М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский в 29 сентября 1775 года.(Учёные получили указ сочинить по трагедии. 1 ноября М.В. Ломоносов написал рукопись, которая сразу была сдана в печать и 9 января 1751 г. кадеты представили при дворе трагедию М.В. Ломоносова “Тамира и Селим”.Вскоре была написана вторая трагедия – “Демофонт”)

3. Какое библейское произведение, в 1743 году, избрали темой для поэтического состязания и разрешения поэтических споров М.В. Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский и Александр Петрович Сумароков. (Псалом 143 Давида. “…Да будут волы наши тучны: да не будет ни расхищения, ни пропажи, н воплей на улицах наших…”)

  1. Сколько языков знал М.В. Ломоносов (владел 31 языком).
  2. Количество мозаичных картин М.В. Ломоносова (40 картин).
  3. Учёный историк, норманист главный оппонент М.В. Ломоносова (Герхард Фридрих Миллер).
  4. Российские поэты XVIII века стихи, которых перекладывали на романсы (Сумароков, Тредиаковский).
  5. Мозаика, созданная лично М.В. Ломоносовым первой. (“Спас Нерукотворный”)

Музыкальная пауза – романс.

Ведущий 2.

Слово предоставляется жюри.

3 место - класс Пиитики.

2 место – класс Риторики.

Вручаются памятные закладки.

1 место - класс Философы.

Ведущий 1. Команда, занявшая первое место, переходит в третий, заключительный этап викторины. Напоминаю, что в этом этапе, каждый участник будет играть за себя. И таким образом мы определим лидера знаний за 2011-2012 учебный год.

Ведущий 2. Благодарим всех за участие. Особые слова благодарности членам жюри и нашим гостям, а так же счётную комиссию конкурса.

Информационные источники

  1. В.И. Астафуров. М.В. Ломоносов: книга для учащихся/ В.И. Астафуров. - М.: Просвещение, 1985. – 143 с.: ил. – (Люди науки).
  2. Фильм “Михайло Ломоносов”. Мосфильм, 1986 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3