Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Образовательные: работа со словами; совершенствование навыков
правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях слов русского
языка.
2. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной
дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. воспитывать культуру
поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
3. Развивающие: речевое развитие учащихся, обогащение их активного словаря
понятиями и терминами по теме, развитие умения логически излагать свои мысли,
используя литературный язык; развитие умения слушания и распределения внимания
во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы.
Универсальные учебные действия учащихся на уроке:
ЛичностныеУУД: участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Регулятивные УУД: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Оборудование урока:
- Презентация, содержащая иллюстративный материал к уроку.
- Карточки дифференцированных заданий.
- На рабочем столе учащихся: учебник (Русский язык: учеб.для 6 кл. общеобразоват.учреждений /М.Т.Баранов, Т.АЛадыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский.– 30-е изд.– М.: Просвещение, 2008.– 254 с.) , тетради, ручки и карандаши.
Ход урока
I. Знакомство с теоретическим материалом параграфа.
II. Работа с упражнением 64.
Слово учителя: Ребята, прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы:
– Все ли слова вам понятны?
– Какие из слов стихотворения вы отнесете к общеупотребительным? Какие слова
будут отнесены к необщеупотребительным? Почему?
Комплексная работа со словом.
Обратите внимание на слово “солдат”, помещенное в рамочку рядом с текстом стихотворения. Как вы думаете, это слово общеупотребительное или нет? Как вы объясните значение данного слова.
Чтение словарной статьи из Толкового словаря Ожегова:
СОЛДАТ, -род.мн. солдат, м. 1. Военнослужащий, принадлежащий к некомандному и к неначальствующему составу (в России – рядовой, ефрейтор). С. спит, а служба идет (шутл. поел. о том, что дело делается само собой). 2. перен. Военный человек, воин. Наш генерал – старый с. || умвнъш.-ласк. солдатик, -ка, м. (к 1знач.). Прыгнуть в воду солдатикам (стоя навытяжку). || прил. солдатский, -ая, -ое (к 1 знач.).
Какую информацию о слове “солдат” мы почерпнули из данной словарной статьи? Как вы понимаете переносное толкование этого слова?
Какой корень вы можете выделить в этом слове? Этот корень содержит проверяемую или непроверяемую гласную? (Как правило, учащиеся говорят, что буква О в корне слова “солдат”– непроверяемая.)
Слово учителя: на листках с раздаточным материалом прочтите информацию о слове “солдат”.
Чтение информации, содержащейся в раздаточном материале:
Впервые название солдат появилось около 1250 года в Италии, где так называли мужчин, получавших жалование за военную службу.
Слово произошло от названия монеты сольдо , которой платилось жалованье римским воинам времён Септимия Севера. Воины эти назывались Solidarius; отсюда произошло фр. Soldat, нем. Söldner и польск. żołnierz – жолнёры.
Культуроориентирванный анализ слова:
В России слово “солдат” получило распространение с 30-х годов XVII века в полках “нового строя” (Войска “Нового строя”) (с заимствованием западных войсковых порядков полки, учреждённые при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче по иностранному образцу с иностранными офицерами, были названы солдатскими (пехота)), с начала XVIII века рекруты, прослужившие установленный срок, получали звание (чин) солдат.
“Имя солдата просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть, от высшего генерала даже до последнего мушкетера, конного и пешего ... .”
– Устав воинский Петра Великого, ПСЗ, том 5, № 3006.
Слово “солдат” существовало в России (с перерывами) до 1917 года.
После 1917 года и до 1945 года в ВС СССР назывались военнослужащими рядового состава или красноармейцами (бойцами).
В ВС СССР категория солдат введена в июле 1946 года.
Слово учителя: Можно ли считать слово “солдат” словом с непроверяемой гласной в корне? (Теперь учащиеся говорят, что слово солдат можно проверить словом “сольдо”.)
Верно. Вот почему так важно знать происхождение слов.
Подготовка к созданию лингвокультурологического портрета слова.
(Сочетаемость слова с другими частями речи.)
Задание. Напишите возможные сочетания прилагательных со словом солдат. (Мужественный , отчаянный, храбрый, доблестный, неизвестный.)
Какие синонимы к слову “солдат” вы знаете? Синонимы записываются в тетради. (Боец, военнослужащий, воин, служивый.)
Элемент лексикографического портрета слова (употребление в пословицах и поговорках).
Слово учителя: Запишите пословицы и объясните их значения.
Солдатская доля – веселое горе.
Солдатская голова, как под дождичком трава.
Солдат шилом бреется, дымом греется.
Солдату солдат родной брат.
Солдатам , что малым ребятам – и барабан в потеху.
Где коза прошла, там и солдат пройдет.
Солдату три деньги в день, куда хочешь туда и день.
Вспомните, как в русских народных сказках называют солдата. (Служивый.)
Найдите в стихотворении (упр.64) однокоренные слова к слову “солдат”.
Домашнее задание: Напишите этимологический этюд со словом “солдат”.