Цель: Обучение работе с текстом и подготовка к написанию сжатого изложения.
Задачи:
1. Учебные – формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к
написанию сжатого изложения, развивать способность выделять круг проблем,
поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную
информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в
тексте; начать обучение учащихся приемам сжатия текста различными способами.
2. Развивающие – развивать мышление, память, внимание; создавать условия
для развития монологической и диалогической речи.
3. Воспитательные – воспитывать интерес к предмету и слову посредством
работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной
деятельности, способствовать воспитанию самостоятельности через возможность
проявить свои знания в практической ситуации, воспитывать интерес к
военно-патриотической стороне дела.
Тип урока: проблемный урок первичного ознакомления с новым материалом и отработкой первичных навыков при подготовке к написанию сжатого изложения.
Вид урока: урок по развитию речи.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые,
репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся,
упражнения с языковым материалом и устный опрос.
Оборудование урока: презентация по теме
урока, опорный конспект с основными теоретическими положениями и исходными
текстами для анализа, цветные карточки– копии ордена в честь 70-летия ЕкСВУ
(награды за точные ответы).
Эпиграф:
“Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…”
С.Ожегов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и целей урока.
ГИА по русскому языку состоит из трех частей. Первая часть – это написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться в выполнении самых разнообразных логических операций с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, не искажающий содержания и не нарушающий логики исходного текста.
3. Книга на уроке. (Слайды 2–7)
Чтобы работать с текстом, необходимо, прежде всего, найти такой материал, который пробудит интерес и желание разобраться в нём. Мы остановили свой выбор на “Книге будущих командиров” Анатолия Митяева потому, что это очень близкая по теме суворовцам книга. Несколько поколений мальчишек могут это подтвердить, а истрёпанные страницы первых изданий (всего их было семь) не дадут им соврать.
Умение четко мыслить и излагать отличает автора – талантливого писателя и настоящего военного Анатолия Митяева. Недаром самая первая главка первого раздела называется “И слово может воевать”. Она рассказывает о спартанцах, отводивших особое место в своём военном искусстве умению говорить кратко, точно и ясно.
Сама книга – это что-то вроде энциклопедии о российской военной истории, при чтении которой многие мальчишки готовились стать командирами.
Сегодня мы будем работать с текстом из этой книги.
Историческая справка Анатолий Васильевич Митяев (12.05.1924–23.04.2008).
Анатолий Митяев родился в 1924 году. В 1942…47 гг. – в армии, участник ВОВ. Публиковаться начал с 1947 г. За свою жизнь Анатолий Митяев написал множество книг для детей и подростков. Среди его произведений – сказки, рассказы военной тематики и исторические повести. Многие из его произведений о войне написаны по собственным воспоминаниям.
Семнадцатилетним мальчишкой А.Митяев ушел на фронт добровольцем и всю войну прослужил рядовым минометной бригады. Увиденное и пережитое писатель собрал в книгу “Шестой неполный”, напечатанную в возглавляемом им журнале “Мурзилка”. А две других его книги – “Книга будущих командиров” и “Книга будущих адмиралов” стали настоящими путеводителями для ребят, которые мечтают о военной славе.
4. Повторение понятия “Текст”.
Слайд 8.
Текст – группа предложений, объединённых в одно
целое темой и основной.
Тема текста – основной предмет обсуждения, содержательное ядро целого текста, сопоставимое с авторским замыслом в целом. Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. |
5. Подготовка к сжатому изложению.
1). Чтение текста учителем. Предварительно учащимся дается задание: определите тему и основную мысль текста, количество микротем и абзацев.
“ГОВОРИ ЛАКОНИЧНО” (И СЛОВО МОЖЕТ ВОЕВАТЬ)
– Говори лаконично! – прерывает учитель словоохотливого ученика.
Кто больше других ценил краткую, точную речь? Почему?
В Древней Греции в местности Лаконии было государство Спарта. Вся жизнь спартанцев проходила в суровом обучении военному делу и в походах. Спартанцы часто нападали на своих соседей, таких же греков, живших в других городах, отнимали у них имущество, земли, рабов. Войско Спарты сражалось и против иноземных захватчиков. Во время нашествий иноземцев греческие государства объединялись в военный союз.
Семи лет маленького спартанца отдавали в школу. Он оканчивал ее храбрым и сильным воином. Детей учили письму, счету, но главными предметами были бег и прыжки, метание копья, борьба и плавание. Спартанцы учились ходить в ногу, менять направление в строю, не теряя равнения в рядах и шеренгах. Чтобы каждый мог составить четкое донесение, передать приказ, специальным предметом у них была краткая, ясная речь.
Спартанцы больше всего ценили в человеке качества, нужные воину. Тучных людей, любивших поесть, не тренировавших мускулы, осыпали насмешками и даже избивали палками – за нарушение гражданского долга. Зато воины-герои были окружены почётом.
Всей Лаконии были известны и меткие, удачные выражения. До наших дней дошли слова мужественной матери: “С ним или на нём!” Так сказала она, подавая щит сыну, уходившему на войну. С ним – победителем, на нём – мёртвым. Но не сдавшимся в плен, не бежавшим с поля боя!
Однажды персы потребовали у спартанцев сдать оружие. “Приди и возьми!” – было ответом врагу. Сколько в этих словах уверенности, достоинства: “Приди и возьми!” Если сумеешь, конечно... “Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце”, – стали угрожать персы. “Мы будем сражаться в тени”, – ответили спартанцы.
Полководец Филипп пригрозил, что, если спартанский город не сдастся, он лишит его многого. “Не лишит же он нас права умереть за отечество”, – ответили спартанцы.
Когда мы говорим “лаконично”, “лаконический”, мы не только подчеркиваем краткость, ясность, точность речи, но и отдаём дань уважения лаконцам, которые в военном искусстве отводили особое место умению говорить.
Тебе, будущему командиру, такое умение понадобится больше, чем спартанцам. Переговоры по радио, шифрованные донесения и приказы не терпят длиннот и сбивчивости. А как нужно бойцам вдохновенное слово командира в трудную минуту! Все великие полководцы умели краткой речью зажечь сердца своих солдат. Учись и ты говорить точно, образно, кратко. (341 слово).
(По А.В. Митяеву)
2). После обсуждения на экран выводится Слайд 9.
Тема текста: “Говори лаконично”. Основная мысль: “И слово может воевать”. Количество абзацев – 9, микротем – 6. |
3). Повторение сведений о сжатии текста.
Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.
Слайд 10.
Информация | |
Главная. | Второстепенная. |
Та, без которой не будет понятен авторский замысел (ключевые слова). |
Повторы, подробности, детали, примеры *отсутствие второстепенной информации не мешает восприятию главной информации текста. |
Слайд 11.
Приёмы сжатия | |
Исключение. | Обобщение. |
Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания. | Передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу словом, словосочетанием, предложением. |
Слайд 12.
Исключение |
а) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения; б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов; в) исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали; г) удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части). |
Слайд 13.
Обобщение |
а) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца; б) ряд однородных членов. |
4) Выполнение заданий учащимися.
Задание № 1: В первом абзаце постройте вопрос наиболее кратко, используя приём исключения.
Слайд 14.
– Говори лаконично! – прерывает учитель
словоохотливого ученика. Кто больше других ценил краткую, точную речь? Почему? |
Кто больше ценил лаконичную речь? Почему? |
Задание № 2: Используя приём исключения, а также обобщения максимально сократите 2-ой абзац.
Слайд 15.
В Древней Греции в местности Лаконии было государство Спарта. Вся жизнь спартанцев проходила в суровом обучении военному делу и в походах. Спартанцы часто нападали на своих соседей, таких же греков, живших в других городах, отнимали у них имущество, земли, рабов. Войско Спарты сражалось и против иноземных захватчиков. Во время нашествий иноземцев греческие государства объединялись в военный союз. |
В Древней Греции в местности Лаконии было государство Спарта. Вся жизнь спартанцев проходила в суровом обучении военному делу и сражениях с врагами. |
Задание № 3: Используя приём исключения, а также обобщения максимально сократите 3-ий абзац.
Семи лет маленького спартанца отдавали в школу. Он оканчивал ее храбрым и сильным воином. Детей учили письму, счету, но главными предметами были бег и прыжки, метание копья, борьба и плавание. Спартанцы учились ходить в ногу, менять направление в строю, не теряя равнения в рядах и шеренгах. Чтобы каждый мог составить четкое донесение, передать приказ, специальным предметом у них была краткая, ясная речь. |
Семи лет маленького спартанца отдавали в школу. Он оканчивал ее храбрым и сильным воином. Спартанцы учились многим военным наукам. Специальным предметом у них была краткая, ясная речь. |
Задание № 4: Прочитайте 4–7-ой абзацы и подумайте, о каких качествах спартанцев рассказывает автор? Используя приём обобщения, объедините три микротемы в одну.
Спартанцы больше всего ценили в человеке качества,
нужные воину. Тучных людей, любивших поесть, не тренировавших мускулы,
осыпали насмешками и даже избивали палками – за нарушение
гражданского долга. Зато воины-герои были окружены почётом.
Всей Лаконии были известны и меткие, удачные выражения. До наших дней дошли слова мужественной матери: “С ним или на нем!” Так сказала она, подавая щит сыну, уходившему на войну. С ним – победителем, на нем – мёртвым. Но не сдавшимся в плен, не бежавшим с поля боя! Однажды персы потребовали у спартанцев сдать оружие. “Приди и возьми!” – было ответом врагу. Сколько в этих словах уверенности, достоинства: “Приди и возьми!” Если сумеешь, конечно... “Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце”, – стали угрожать персы. “Мы будем сражаться в тени”, – ответили спартанцы. Полководец Филипп пригрозил, что, если спартанский город не сдастся, он лишит его многого. “Не лишит же он нас права умереть за отечество”, – ответили спартанцы. |
Спартанцы больше всего ценили в человеке качества, нужные воину. Тех, кто нарушал гражданский долг, осыпали насмешками, а героев окружали почётом. Даже мать, провожавшая сына на битву, подавая щит, завещала: “С ним или на нем!” Никогда спартанцы не складывали оружия. На угрозы врагов спартанцы отвечали так, как полководцу Филиппу: “Не лишит же он нас права умереть за отечество”. |
Задание № 5: Используя приём исключения максимально сократите 8-ой абзац.
Когда мы говорим “лаконично”, “лаконический”, мы не только подчеркиваем краткость, ясность, точность речи, но и отдаем дань уважения лаконцам, которые в военном искусстве отводили особое место умению говорить. |
Когда мы говорим “лаконично”, мы отдаем дань уважения лаконцам, которые в военном искусстве отводили особое место умению говорить. |
Задание № 6: Исключите два предложения, максимально полно сохранив мысль автора.
Тебе, будущему командиру, такое умение понадобится больше, чем спартанцам. Переговоры по радио, шифрованные донесения и приказы не терпят длиннот и сбивчивости. А как нужно бойцам вдохновенное слово командира в трудную минуту! Все великие полководцы умели краткой речью зажечь сердца своих солдат. Учись и ты говорить точно, образно, кратко. |
Тебе, будущему командиру, такое умение понадобится больше, чем спартанцам. Все великие полководцы умели краткой речью зажечь сердца своих солдат. Учись и ты говорить точно, образно, кратко. |
Итог сжатия текста: из исходных 341 слова осталось 150 слов.
6. Задание на самоподготовку: В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы. Написать изложение, используя опорный конспект.