Урок "Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА"

Разделы: Русский язык


Цель: Обучение работе с текстом и подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

1. Учебные – формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения, развивать способность выделять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; начать обучение учащихся приемам сжатия текста различными способами.
2. Развивающие – развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической и диалогической речи.
3. Воспитательные – воспитывать интерес к предмету и слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности, способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации, воспитывать интерес к военно-патриотической стороне дела.

Тип урока: проблемный урок первичного ознакомления с новым материалом и отработкой первичных навыков при подготовке к написанию сжатого изложения.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом и устный опрос.

Оборудование урока: презентация по теме урока, опорный конспект с основными теоретическими положениями и исходными текстами для анализа, цветные карточки– копии ордена в честь 70-летия ЕкСВУ (награды за точные ответы).

Эпиграф:

“Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…”
С.Ожегов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

ГИА по русскому языку состоит из трех частей. Первая часть – это написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться в выполнении самых разнообразных логических операций с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, не искажающий содержания и не нарушающий логики исходного текста.

3. Книга на уроке. (Слайды 2–7)

Чтобы работать с текстом, необходимо, прежде всего, найти такой материал, который пробудит интерес и желание разобраться в нём. Мы остановили свой выбор на “Книге будущих командиров” Анатолия Митяева потому, что это очень близкая по теме суворовцам книга. Несколько поколений мальчишек могут это подтвердить, а истрёпанные страницы первых изданий (всего их было семь) не дадут им соврать.

Умение четко мыслить и излагать отличает автора – талантливого писателя и настоящего военного Анатолия Митяева. Недаром самая первая главка первого раздела называется “И слово может воевать”. Она рассказывает о спартанцах, отводивших особое место в своём военном искусстве умению говорить кратко, точно и ясно.

Сама книга – это что-то вроде энциклопедии о российской военной истории, при чтении которой многие мальчишки готовились стать командирами.

Сегодня мы будем работать с текстом из этой книги.

Историческая справка Анатолий Васильевич Митяев (12.05.1924–23.04.2008).

Анатолий Митяев родился в 1924 году. В 1942…47 гг. – в армии, участник ВОВ. Публиковаться начал с 1947 г. За свою жизнь Анатолий Митяев написал множество книг для детей и подростков. Среди его произведений – сказки, рассказы военной тематики и исторические повести. Многие из его произведений о войне написаны по собственным воспоминаниям.

Семнадцатилетним мальчишкой А.Митяев ушел на фронт добровольцем и всю войну прослужил рядовым минометной бригады. Увиденное и пережитое писатель собрал в книгу “Шестой неполный”, напечатанную в возглавляемом им журнале “Мурзилка”. А две других его книги – “Книга будущих командиров” и “Книга будущих адмиралов” стали настоящими путеводителями для ребят, которые мечтают о военной славе.

4. Повторение понятия “Текст”.

Слайд 8.

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной.

Тема текста – основной предмет обсуждения, содержательное ядро целого текста, сопоставимое с авторским замыслом в целом.

Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.

5. Подготовка к сжатому изложению.

1). Чтение текста учителем. Предварительно учащимся дается задание: определите тему и основную мысль текста, количество микротем и абзацев.

“ГОВОРИ ЛАКОНИЧНО” (И СЛОВО МОЖЕТ ВОЕВАТЬ)

– Говори лаконично! – прерывает учитель словоохотливого ученика.

Кто больше других ценил краткую, точную речь? Почему?

В Древней Греции в местности Лаконии было государство Спарта. Вся жизнь спартанцев проходила в суровом обучении военному делу и в походах. Спартанцы часто нападали на своих соседей, таких же греков, живших в других городах, отнимали у них имущество, земли, рабов. Войско Спарты сражалось и против иноземных захватчиков. Во время нашествий иноземцев греческие государства объединялись в военный союз.

Семи лет маленького спартанца отдавали в школу. Он оканчивал ее храбрым и сильным воином. Детей учили письму, счету, но главными предметами были бег и прыжки, метание копья, борьба и плавание. Спартанцы учились ходить в ногу, менять направление в строю, не теряя равнения в рядах и шеренгах. Чтобы каждый мог составить четкое донесение, передать приказ, специальным предметом у них была краткая, ясная речь.

Спартанцы больше всего ценили в человеке качества, нужные воину. Тучных людей, любивших поесть, не тренировавших мускулы, осыпали насмешками и даже избивали палками – за нарушение гражданского долга. Зато воины-герои были окружены почётом.

Всей Лаконии были известны и меткие, удачные выражения. До наших дней дошли слова мужественной матери: “С ним или на нём!” Так сказала она, подавая щит сыну, уходившему на войну. С ним – победителем, на нём – мёртвым. Но не сдавшимся в плен, не бежавшим с поля боя!

Однажды персы потребовали у спартанцев сдать оружие. “Приди и возьми!” – было ответом врагу. Сколько в этих словах уверенности, достоинства: “Приди и возьми!” Если сумеешь, конечно... “Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце”, – стали угрожать персы. “Мы будем сражаться в тени”, – ответили спартанцы.

Полководец Филипп пригрозил, что, если спартанский город не сдастся, он лишит его многого. “Не лишит же он нас права умереть за отечество”, – ответили спартанцы.

Когда мы говорим “лаконично”, “лаконический”, мы не только подчеркиваем краткость, ясность, точность речи, но и отдаём дань уважения лаконцам, которые в военном искусстве отводили особое место умению говорить.

Тебе, будущему командиру, такое умение понадобится больше, чем спартанцам. Переговоры по радио, шифрованные донесения и приказы не терпят длиннот и сбивчивости. А как нужно бойцам вдохновенное слово командира в трудную минуту! Все великие полководцы умели краткой речью зажечь сердца своих солдат. Учись и ты говорить точно, образно, кратко. (341 слово).

(По А.В. Митяеву)

2). После обсуждения на экран выводится Слайд 9.

Тема текста: “Говори лаконично”.

Основная мысль: “И слово может воевать”.

Количество абзацев – 9, микротем – 6.

3). Повторение сведений о сжатии текста.

Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.

Слайд 10.

Информация
Главная. Второстепенная.
Та, без которой не будет понятен авторский замысел
(ключевые слова).
Повторы, подробности, детали, примеры
*отсутствие второстепенной информации не мешает
восприятию главной информации текста.

Слайд 11.

Приёмы сжатия
Исключение. Обобщение.
Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания. Передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу словом, словосочетанием, предложением.

Слайд 12.

Исключение
а) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения; б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов; в) исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали; г) удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).

Слайд 13.

Обобщение

а) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца;
б) ряд однородных членов.

4) Выполнение заданий учащимися.

Задание № 1: В первом абзаце постройте вопрос наиболее кратко, используя приём исключения.

Слайд 14.

– Говори лаконично! – прерывает учитель словоохотливого ученика.

Кто больше других ценил краткую, точную речь? Почему?

Кто больше ценил лаконичную речь? Почему?

Задание № 2: Используя приём исключения, а также обобщения максимально сократите 2-ой абзац.

Слайд 15.

В Древней Греции в местности Лаконии было государство Спарта. Вся жизнь спартанцев проходила в суровом обучении военному делу и в походах. Спартанцы часто нападали на своих соседей, таких же греков, живших в других городах, отнимали у них имущество, земли, рабов. Войско Спарты сражалось и против иноземных захватчиков. Во время нашествий иноземцев греческие государства объединялись в военный союз.

В Древней Греции в местности Лаконии было государство Спарта. Вся жизнь спартанцев проходила в суровом обучении военному делу и сражениях с врагами.

Задание № 3: Используя приём исключения, а также обобщения максимально сократите 3-ий абзац.

Семи лет маленького спартанца отдавали в школу. Он оканчивал ее храбрым и сильным воином. Детей учили письму, счету, но главными предметами были бег и прыжки, метание копья, борьба и плавание. Спартанцы учились ходить в ногу, менять направление в строю, не теряя равнения в рядах и шеренгах. Чтобы каждый мог составить четкое донесение, передать приказ, специальным предметом у них была краткая, ясная речь.

Семи лет маленького спартанца отдавали в школу. Он оканчивал ее храбрым и сильным воином. Спартанцы учились многим военным наукам. Специальным предметом у них была краткая, ясная речь.

Задание № 4: Прочитайте 4–7-ой абзацы и подумайте, о каких качествах спартанцев рассказывает автор? Используя приём обобщения, объедините три микротемы в одну.

Спартанцы больше всего ценили в человеке качества, нужные воину. Тучных людей, любивших поесть, не тренировавших мускулы, осыпали насмешками и даже избивали палками – за нарушение гражданского долга. Зато воины-герои были окружены почётом.

Всей Лаконии были известны и меткие, удачные выражения. До наших дней дошли слова мужественной матери: “С ним или на нем!” Так сказала она, подавая щит сыну, уходившему на войну. С ним – победителем, на нем – мёртвым. Но не сдавшимся в плен, не бежавшим с поля боя!

Однажды персы потребовали у спартанцев сдать оружие. “Приди и возьми!” – было ответом врагу. Сколько в этих словах уверенности, достоинства: “Приди и возьми!” Если сумеешь, конечно... “Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце”, – стали угрожать персы. “Мы будем сражаться в тени”, – ответили спартанцы.

Полководец Филипп пригрозил, что, если спартанский город не сдастся, он лишит его многого. “Не лишит же он нас права умереть за отечество”, –

ответили спартанцы.

Спартанцы больше всего ценили в человеке качества, нужные воину. Тех, кто нарушал гражданский долг, осыпали насмешками, а героев окружали почётом. Даже мать, провожавшая сына на битву, подавая щит, завещала: “С ним или на нем!” Никогда спартанцы не складывали оружия. На угрозы врагов спартанцы отвечали так, как полководцу Филиппу: Не лишит же он нас права умереть за отечество”.

Задание № 5: Используя приём исключения максимально сократите 8-ой абзац.

Когда мы говорим “лаконично”, “лаконический”, мы не только подчеркиваем краткость, ясность, точность речи, но и отдаем дань уважения лаконцам, которые в военном искусстве отводили особое место умению говорить.

Когда мы говорим “лаконично”, мы отдаем дань уважения лаконцам, которые в военном искусстве отводили особое место умению говорить.

Задание № 6: Исключите два предложения, максимально полно сохранив мысль автора.

Тебе, будущему командиру, такое умение понадобится больше, чем спартанцам. Переговоры по радио, шифрованные донесения и приказы не терпят длиннот и сбивчивости. А как нужно бойцам вдохновенное слово командира в трудную минуту! Все великие полководцы умели краткой речью зажечь сердца своих солдат. Учись и ты говорить точно, образно, кратко.

Тебе, будущему командиру, такое умение понадобится больше, чем спартанцам. Все великие полководцы умели краткой речью зажечь сердца своих солдат. Учись и ты говорить точно, образно, кратко.

Итог сжатия текста: из исходных 341 слова осталось 150 слов.

6. Задание на самоподготовку: В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы. Написать изложение, используя опорный конспект.