Урок анализа текста «Местоимение как часть речи. Функции местоимений в художественном тексте» (по Н.Сладкову «Они и мы»). 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • обучающие: обучать определению функций местоимений в художественном тексте в ходе его анализа;
  • развивающие: развивать умение понимать художественный текст, писать сочинение-рассуждение, связанное с его тематикой;
  • воспитывающие: рассмотреть жизненные ценности, отраженные в тексте, и соотнести их с ценностями человечества.

Оборудование: распечатки бланка незаполненной таблицы (см. в ходе урока) для каждого учащегося; презентация с элементами текста.

Ход урока

Вводная беседа:

Сегодня мы будем говорить о том, как, с какой целью могут использоваться местоимения в художественном тексте, и познакомимся с одним из произведений Н.Сладкова – “Они и мы” (слайд№1). Это текст-загадка. И мы попробуем разгадать, о чём же этот текст.

Целеполагание:

Сформулируйте цель нашего урока.

Учащиеся могут предположить, что тема урока – исследование местоимения, определение их функций.

Первичное восприятие заголовка.

Прочитайте заголовок “Они и мы”. Как вы думаете, о чем этот текст? Обратите внимание на местоимения – к какому разряду они относятся и какой смысл вносят в название?

Смысл противоположностей. Определённо сказать о чём текст нельзя, т.к. в заголовке предмет выражен местоимением.

Знакомясь с заголовком произведения на этом этапе (до знакомства с текстом и до его анализа), учащиеся могут предположить, что речь пойдет об отношениях между людьми близкими и далёкими, родными и чужими. Может речь идёт о связи с другими цивилизациями, и с представителями параллельных миров.

Сделай вывод. Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов.

Знакомство с творчеством Николая Ивановича Сладкова (слайд №2)

Николай Иванович Сладков родился 5 января  1920 года в Москве, но большую часть жизни прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и интересовался ею.

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много “звериных” диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Первичное чтение. (слайд № 3)

Читает учитель или заранее подготовленный ученик.

Н.Сладков

Они и мы

Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И связывает с ними общее — жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое...

У врачей есть хорошее правило: “Не навреди!” Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. “Не навреди!”

Анализ восприятия текста.

Мы прочитали рассказ Николая Сладкова. Какие чувства он у вас вызвал? О чем заставил задуматься? Что это за странные существа, можем теперь ответить?

Учащиеся могут отметить, что текст вызвал чувство ответственности, что он настраивает на размышления о жизни.

Первичный анализ содержания текста.

Теперь, познакомившись с данным текстом, определите его тему. После чтения произведения шестиклассники могут сказать, что это текст об отношении человека к природе, что ее нужно беречь и помогать всему живому. Человеческая жизнь и жизнь природы уникальна, уязвима. И это общее для всех и для каждого. Актуальная тема, обращённая ко всем людям. Тема текста: о братьях наших меньших.

Словарная работа. (слайд №4-5)

ОКОЛИЦА

1. В старину: изгородь вокруг деревни, при въезде в деревню; ворота или проход в такой изгороди. Изба у околицы. Выйти за околицу.

2. Окраина селения. Проводить до околицы. Жить на околице.

3. Нар.-разг. Окольная, не прямая дорога. * Для милого дружка семь вёрст не околица (Посл.).

Во всю окомлицу кричать. Очень громко.

Синонимы: край, проселок.

УЯЗВИМЫЙ.

1. Такой, что легко уязвить, обидеть, ранить.

2. Слабый, мало защищённый.

Синонимы: легкоранимый, незащищенный, слабый, чувствительный.

Речеведческий анализ текста.

- Определите тип речи

Тип – рассуждение: объясняется мысль о братьях наших меньших, приводятся примеры и в конце делается вывод.

Классификация местоимений текста.

Записать под диктовку 1-4 предложения. (слайд №6) Подчеркни местоимения как члены предложения. Как изменяется местоимение мы? (нас) они?(их, им)

Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими.

- Выполнить синтаксический разбор предложений.

- Какую функцию выполняют местоимения в предложении?

Сделай вывод. Местоимения могут быть подлежащим и дополнением.

Обрати внимание, что в 4-ом предложении есть слово, которое тоже не называет, чьи именно братья, а указывает на признак предмета.

Нашими – имеет все признаки стоящего рядом прилагательного “меньшими”. Каким членом предложения является?

Сделай вывод. Новое значение местоимения – указывать на признак предмета, в предложении определение.

Такие местоимения называются притяжательными.

Заполни таблицу.(слайд №7)

Разряд местоимения Примеры
Личные они, нас, мы, их, им, они, нас, оно
Притяжательные нашими – наши
Определительные самое, всех
Относительные кто

(возвратные, вопросительные, указательные, отрицательные, неопределённые)

Спиши 5-9 предложения. (слайд №8)

Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И связывает с ними общее — жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое...

Коллективная работа – поиск местоимений и заполнение таблицы. (слайд №9)

Комплексный анализ текста.

Какие местоимения нашли в тексте? Как зависит смысл текста от употребления разных по значению местоимений? Постоянное противопоставление и четкое чередование местоимений мы и они в начале текста создает впечатление, что автор стремится отдалить людей и животных.

Как можно сформулировать роль местоимений, использованных автором в первой части?

Личные местоимения выполняют заместительную функцию, так как используются вместо наименования предметов: животных и людей и являются средством связи предложений в тексте.

Какую роль играют местоимения в заключительной части текста?

Определительные местоимения указывают на обобщённое значение предмета. И можно говорить об общей позиции человечества к братьям нашим меньшим.

Какое правило при общении с природой предложил нам Н.Сладков?

Не навреди!

В чём же загадка творчества Н.Сладкова? (слайд № 10)

Подготовленный ученик:

В одной из своих книг писатель написал: “Давно и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора ли заглянуть в себя? Какими нас видят настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и лесов? Кто мы – властелины Земли? Чего мы хотим? И что мы творим?

Читая книги Сладкова, мы вместе с автором путешествуем по нашей чудесной и вечно молодой земле; удивляемся разнообразию жизни в океане и в пустыне, в тайге и высоко в горах. Мы становимся добрее, мудрее, духовно богаче.

Итоговое обсуждение заголовка.

Что же автор хотел нам сказать, назвав так рассказ? Есть ли противопоставление “странных существ” и людей?

Учащиеся могут сказать, что в природе всё едино на планете Земля, все соседи, земляки. Это подчёркивается местоимениями наши, всех.

Подведение итогов урока

Подводя итоги урока, что вы можете сказать о роли местоимений в тексте? (слайд №11)

  • Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
  • Местоимение – средство связи предложений в тексте.
  • Каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов.

Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение о том, как люди относятся к бездомным животным, используя местоимения.


Приложение

Биография.

Николай Иванович Сладков родился 5 января  1920 года в Москве, но большую часть жизни прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв “Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужьё”. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась “Серебряный хвост”. Потом были другие: “Безымянной тропой”, “Десять стреляных гильз”, “Трясогузкины письма”, “В лесах счастливой охоты”, “Иду я по лесу”, “Планета чудес”, “Под шапкой-невидимкой”…

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

Книги Сладкова позволяют нам заглянуть в себя. Что можем сделать мы, чтобы наша планета была краше, чтобы не исчезали с лица Земли животные и растения, чтобы в реках можно было купаться, чтобы птицы пели в лесах и городах, чтобы не забыли наши дети, что такое чистая вода и, напоенный ароматом травы и дождя, воздух?

Литература.

  1. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1993 г. 
  3. Н. Сладков. Свист диких крыльев. – Детская литература, 1977 г.
  4. http://n-sladkov.ru/