Цели урока:
- обучающие: обучать определению функций местоимений в художественном тексте в ходе его анализа;
- развивающие: развивать умение понимать художественный текст, писать сочинение-рассуждение, связанное с его тематикой;
- воспитывающие: рассмотреть жизненные ценности, отраженные в тексте, и соотнести их с ценностями человечества.
Оборудование: распечатки бланка незаполненной таблицы (см. в ходе урока) для каждого учащегося; презентация с элементами текста.
Ход урока
Вводная беседа:
Сегодня мы будем говорить о том, как, с какой целью могут использоваться местоимения в художественном тексте, и познакомимся с одним из произведений Н.Сладкова – “Они и мы” (слайд№1). Это текст-загадка. И мы попробуем разгадать, о чём же этот текст.
Целеполагание:
Сформулируйте цель нашего урока.
Учащиеся могут предположить, что тема урока – исследование местоимения, определение их функций.
Первичное восприятие заголовка.
Прочитайте заголовок “Они и мы”. Как вы думаете, о чем этот текст? Обратите внимание на местоимения – к какому разряду они относятся и какой смысл вносят в название?
Смысл противоположностей. Определённо сказать о чём текст нельзя, т.к. в заголовке предмет выражен местоимением.
Знакомясь с заголовком произведения на этом этапе (до знакомства с текстом и до его анализа), учащиеся могут предположить, что речь пойдет об отношениях между людьми близкими и далёкими, родными и чужими. Может речь идёт о связи с другими цивилизациями, и с представителями параллельных миров.
Сделай вывод. Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов.
Знакомство с творчеством Николая Ивановича Сладкова (слайд №2)
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но большую часть жизни прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и интересовался ею.
Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много “звериных” диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.
Первичное чтение. (слайд № 3)
Читает учитель или заранее подготовленный ученик.
Н.Сладков
Они и мы
Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И связывает с ними общее — жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое...
У врачей есть хорошее правило: “Не навреди!” Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. “Не навреди!”
Анализ восприятия текста.
Мы прочитали рассказ Николая Сладкова. Какие чувства он у вас вызвал? О чем заставил задуматься? Что это за странные существа, можем теперь ответить?
Учащиеся могут отметить, что текст вызвал чувство ответственности, что он настраивает на размышления о жизни.
Первичный анализ содержания текста.
Теперь, познакомившись с данным текстом, определите его тему. После чтения произведения шестиклассники могут сказать, что это текст об отношении человека к природе, что ее нужно беречь и помогать всему живому. Человеческая жизнь и жизнь природы уникальна, уязвима. И это общее для всех и для каждого. Актуальная тема, обращённая ко всем людям. Тема текста: о братьях наших меньших.
Словарная работа. (слайд №4-5)
ОКОЛИЦА
1. В старину: изгородь вокруг деревни, при въезде в деревню; ворота или проход в такой изгороди. Изба у околицы. Выйти за околицу.
2. Окраина селения. Проводить до околицы. Жить на околице.
3. Нар.-разг. Окольная, не прямая дорога. * Для милого дружка семь вёрст не околица (Посл.).
Во всю окомлицу кричать. Очень громко.
Синонимы: край, проселок.
УЯЗВИМЫЙ.
1. Такой, что легко уязвить, обидеть, ранить.
2. Слабый, мало защищённый.
Синонимы: легкоранимый, незащищенный, слабый, чувствительный.
Речеведческий анализ текста.
- Определите тип речи
Тип – рассуждение: объясняется мысль о братьях наших меньших, приводятся примеры и в конце делается вывод.
Классификация местоимений текста.
Записать под диктовку 1-4 предложения. (слайд №6) Подчеркни местоимения как члены предложения. Как изменяется местоимение мы? (нас) они?(их, им)
Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими.
- Выполнить синтаксический разбор предложений.
- Какую функцию выполняют местоимения в предложении?
Сделай вывод. Местоимения могут быть подлежащим и дополнением.
Обрати внимание, что в 4-ом предложении есть слово, которое тоже не называет, чьи именно братья, а указывает на признак предмета.
Нашими – имеет все признаки стоящего рядом прилагательного “меньшими”. Каким членом предложения является?
Сделай вывод. Новое значение местоимения – указывать на признак предмета, в предложении определение.
Такие местоимения называются притяжательными.
Заполни таблицу.(слайд №7)
Разряд местоимения | Примеры |
Личные | они, нас, мы, их, им, они, нас, оно |
Притяжательные | нашими – наши |
Определительные | самое, всех |
Относительные | кто |
(возвратные, вопросительные, указательные, отрицательные, неопределённые)
Спиши 5-9 предложения. (слайд №8)
Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И связывает с ними общее — жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое...
Коллективная работа – поиск местоимений и заполнение таблицы. (слайд №9)
Комплексный анализ текста.
Какие местоимения нашли в тексте? Как зависит смысл текста от употребления разных по значению местоимений? Постоянное противопоставление и четкое чередование местоимений мы и они в начале текста создает впечатление, что автор стремится отдалить людей и животных.
Как можно сформулировать роль местоимений, использованных автором в первой части?
Личные местоимения выполняют заместительную функцию, так как используются вместо наименования предметов: животных и людей и являются средством связи предложений в тексте.
Какую роль играют местоимения в заключительной части текста?
Определительные местоимения указывают на обобщённое значение предмета. И можно говорить об общей позиции человечества к братьям нашим меньшим.
Какое правило при общении с природой предложил нам Н.Сладков?
Не навреди!
В чём же загадка творчества Н.Сладкова? (слайд № 10)
Подготовленный ученик:
В одной из своих книг писатель написал: “Давно и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора ли заглянуть в себя? Какими нас видят настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и лесов? Кто мы – властелины Земли? Чего мы хотим? И что мы творим?
Читая книги Сладкова, мы вместе с автором путешествуем по нашей чудесной и вечно молодой земле; удивляемся разнообразию жизни в океане и в пустыне, в тайге и высоко в горах. Мы становимся добрее, мудрее, духовно богаче.
Итоговое обсуждение заголовка.
Что же автор хотел нам сказать, назвав так рассказ? Есть ли противопоставление “странных существ” и людей?
Учащиеся могут сказать, что в природе всё едино на планете Земля, все соседи, земляки. Это подчёркивается местоимениями наши, всех.
Подведение итогов урока
Подводя итоги урока, что вы можете сказать о
роли местоимений в тексте? (слайд №11)
Домашнее задание.
Напишите небольшое сочинение о том, как люди относятся к бездомным животным, используя местоимения.
Приложение
Биография.
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но большую часть жизни прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв “Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужьё”. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась “Серебряный хвост”. Потом были другие: “Безымянной тропой”, “Десять стреляных гильз”, “Трясогузкины письма”, “В лесах счастливой охоты”, “Иду я по лесу”, “Планета чудес”, “Под шапкой-невидимкой”…
Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
Книги Сладкова позволяют нам заглянуть в себя. Что можем сделать мы, чтобы наша планета была краше, чтобы не исчезали с лица Земли животные и растения, чтобы в реках можно было купаться, чтобы птицы пели в лесах и городах, чтобы не забыли наши дети, что такое чистая вода и, напоенный ароматом травы и дождя, воздух?
Литература.
- Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1993 г.
- Н. Сладков. Свист диких крыльев. – Детская литература, 1977 г.
- http://n-sladkov.ru/