Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами ИКТ технологий.
Образовательные:
- повторить изученный материал о деепричастии как самостоятельной части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении;
- закрепить умения находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот правильно расставлять знаки препинания в предложении, грамматически использовать деепричастия в устной и письменной речи .
Развивающие:
- развитие умений учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал.
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
- развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие: формирование эстетического восприятия окружающего мира способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира, воспитание любви к русской природе, культуре и русской литературе .
Задачи урока:
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение работать в паре и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Методическое обеспечение:
- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
- экран,
- оценочные листы,
- распечатанные задания для каждого ученика.
Оборудование: компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, сборники стихов русских поэтов о зиме, иллюстрации картин с зимними пейзажами.
Формы организации учебной деятельности:
- парная
- индивидуальная.
Ход урока
Этап урок | Форма работы | Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) | УУД |
1. Организационно-мотивационный | Коллективная | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Здравствуйте! Я рада вас всех видеть на нашем необычном уроке русского языка, на котором мы будем много говорить о литературе. И именно произведения великой русской литературы помогут нам достичь целей сегодняшнего урока. Прочитайте внимательно текст. Слайд 2 1. Беседа с классом: * Кому принадлежит это высказывание? Какие советы дает нам автор текста К. Паустовский? * Какие предложения использует автор в тексте неоднократно? (предложения с деепричастными оборотами) Учитель: Наш сегодняшний урок по теме «Деепричастие» сегодня последний. *Какие цели вы поставите перед собой? Учитель: Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов. Слайд 3. *Но прежде чем мы это сделаем нам необходимо выяснить значение слова «деепричастие». |
Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование). |
А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Индивидуальная | Индивидуальная домашняя работа с толковым словарем С. Ожегова заранее подготовленного учащегося. /Слайд 4/ | Познавательные (совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы). |
Б) Актуализация прежних знаний. Повторение теоретического материала. |
Актуализация прежних знаний. Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по темам “Деепричастие”, параграфы 26-31 Задание.Исключи лишнее. Повторение теоретических сведений о деепричастии.Устный рассказ о деепричастии с опорой на слайд презентации. Слайд 5. Задание. Сравнительный анализ глагола, деепричастия и причастия. Слайд 6. Образование деепричастий. Слайд 7. Учитель: Проанализируйте информацию на слайде *От чего и с помощью каких морфем образуются деепричастия?. Учитель: Попробуем применить теоретические знания на практике |
Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!). | |
2. Практические задания. | Практические задания Задание 1. Индивидуальная работа.Образуйте деепричастия от данных глаголов, выделите суффиксы. Самопроверка. Слайд 8. |
Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при образовании деепричастий) | |
Задание 2. Графический диктант. Работа в парах. Не с разными частями речи. Учитель: Вспомните алгоритм! Проверь себя. Слайд 10. |
Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при выборе правильного написания) Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера). |
||
Работа со слайдом 13. Охарактеризуйте схемы предложений. Учитель: пунктуационный анализ предложения. Слайд 14. Сложные случаи использования деепричастий в предложениях. Работа со слайдами 15-17. |
Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при определении структуры предложения с деепричастным оборотом). Познавательные (умение определять структуру данного типа предложении , условия обособления деепричастных оборотов). |
||
3.Работа с художествен-ными произведениями русских поэтов. . Продолжите поэтические строки. |
Коллективная
|
Проверка домашнего задания. Отработать пунктуационные навыки нам помогут произведения русской поэзии. Слайд 18. Дома вам нужно было подобрать примеры из поэтического текста, в которых используются деепричастия и деепричастные обороты. *Вспомните поэтов –пейзажистов,известных нам по урокам литературы? /Ф.Тютчев, А.Фет, А.Пушкин, М.Лермонтов,С.Есенин/ *Конечно, вы абсолютно правы! Самым непревзойденным мастерами поэтических пейзажных зарисовок были именно эти поэты . Чтение текстов вслух и их обсуждение: *Какие пейзажные зарисовки вам понравились больше всего и почему? *Чтобы понять, увидеть и услышать красоту окружающего мира, человеку нужно уметь вслушиваться и всматриваться в него./ |
Познавательные(умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках) Личностные (умение выражать собственное отношение к описываемому пейзажу, развитие у учащихся чувства любви к русской природе, русской поэзии , к красоте и выразительности русского слова) Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля) |
4. Работа по культуре речи. | Коллективная | 1. Работа со слайдами 25-28. А) Исправьте грамматические ошибки в предложениях. |
Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля). Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике) |
Индивидуальная | Б) Мини-тест (Самопроверка, самооценка) |
||
Самостоятельная | В) Самостоятельная работа (по группам): *1 группа (слабые учащиеся) Слайд 29. Задание:замените выделенные глаголы деепричастиями, запишите предложения. *2 группа (сильные учащиеся). Задание: Составьте по картине 2 предложения с деепричастными оборотами. Запишите их. Слайд 30 |
Коммуникативные (составление письменного связного монологического высказывания художественного стиля.). Личностные (выражение собственного отношения к описываемым картинам зимней природы.). |
|
5. Рефлексия: Что нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности? |
Коллективная | Анализ и оценка проделанной работы. *Выскажите свое отношение к уроку. *Оцените свою активность на уроке в индивидуальном путевом листе. Слайд 31. |
Регулятивные (осмысленное действие). Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений). Коммуникативные (контроль и оценка своих действий). Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской классической литературы и музыки). |
6. Домашнее задание |
Дифференцированные задания различного уровня |
А) Высокий уровень: Подобрать из текстов художественной литературы 5 предложений с деепричастным оборотом, графически обозначьте их, составьте схемы. Б) Средний уровень: Вставьте в пословицы пропущенные деепричастия, расставьте знаки препинания. В) Низкий уровень: Образовать от данных глаголов деепричастия указанного вида, обозначьте суффиксы. Слайд 32. |
Личностные (способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию). Коммуникативные (контроль и оценка своих возможностей).
|