Открытый урок русского языка «Олимпийский экзамен» (2014 год). Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (84 МБ)


Цели урока:

  • обобщение знаний учащихся по теории русского языка;
  • расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх.

Задачи урока:

Образовательные:

  • применение знаний, умений, навыков на практике;
  • совершенствование навыков работы с текстом.

Воспитательные:

  • углубление представлений о понятиях, связанных с этическими, моральными и культурными аспектами олимпизма.

Развивающие:

  • продолжение формирования у учащихся навыков работы с художественным текстом;
  • расширение представлений учащихся об олимпийском движении на основе предложенных текстов;
  • развитие критического мышления  учащихся через чтение и письмо.

Ход урока

I. Организационный этап.

Слайд 1

Путь к новому, к открытиям никогда не бывает слишком легким. Преодолевая трудности, вы тоже шагаете вперед, к знаниям. И вот скоро наступят те дни, когда каждый из вас должен будет показать то, чему он научился за 9 лет в школе. Это дни выпускных экзаменов. Как спортсмены-олимпийцы годами готовятся к своему главному старту, так и вы подходите к своей олимпиаде. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА.

Слайд 2

II. Этап актуализации знаний, практических и умственных умений.

По ходу работы на уроке мы заполняем лист самооценки (Приложение 1)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Олимпийский экзамен”

1. какие синонимы мы можем подобрать к слову Олимпиада? (соревнование, состязание)

Слайд 3

2.составьте синквейны со словами: олимпиада (1 ряд), соревнование (2 ряд), состязание (3 ряд)

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например: Перед вами первая строчка синквейна

1. олимпиада – соревнование – состязание

2. уникальная, зимняя

3. бороться, победить, не сдаваться,

4. Главное — не победа, а участие!

5. спорт

- Зачитываем синквейны, вносим баллы в лист самооценки (1 строка – 1 балл)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор? Актуальна ли эта тема? Почему?

Слайд 4

3.Составьте трисловосочетания с разными типами связи, используя слова олимпийской тематики, определите способ подчинительной связи;

- Зачитываем словосочетания, заполняем лист самооценки (1 словосочетание – 1 балл)

Слайд 5

4. Олимпиада, в первую очередь, – это спорт, который в современном мире порой приобретает новые формы, меняется…

Прослушайте небольшой текст и напишитесжатое изложение, передав главное содержание текста (т.е.отразив егомикротему). Текст читается 2 раза с интервалом 2-3 минуты.

Экстремальным называют такой спорт, в котором борьба с силами природы, водной или снежной стихией, льдом имеет не меньшее значение, чем соперничество с противником. При этом имеется в виду, что противоборство происходит в естественной среде: волны, лавины, малоисследованные горы, низкие температуры, сила притяжения и т.д. Экстремальный спорт бывает летним и зимним. К летним видам относятся серфинг, виндсерфинг, роллерспорт, скейтбординг, маунтинбайк, рафтинг, подводное плавание и другие. К зимним – сноубординг, зимний виндсерфинг, ледолазание, фристайл. Мир экстремального спорта – особая субкультура, в которую по-настоящему дано проникнуть только отчаянным и смелым людям.

Слайд 6

- Зачитываем несколько работ, часть текста, выделенную жирным шрифтом можно рассматривать, как микротему

Слайд 7

5. Взаимооценка работ по критериям оценивания (Приложение 2). Заполняем лист самооценки(макс. – 3 балла).

6. Проводимсловарную работу со словами (видами спорта), незнакомыми учащимся.

III. Работа с текстом

Слайд 8

Зимние олимпийские виды спорта (информация для учащихся рассказывается либо учителем, либо подготовленным учеником).

Во все времена Олимпийские игры были и остаются самым значимым спортивным событием в мире. Олимпиада традиционно собирает миллионы болельщиков и зрителей, а новые рекорды и достижения спортсменов вписывают новую страницу в историю развития и становления спорта.

Список олимпийских видов спорта постоянно меняется: одни дисциплины добавляются, другие – исключаются из него. 

Зимние виды олимпийского спорта в настоящее время включают 14 дисциплин, для проведения которых наличие льда или снега является обязательным.

На зимних Олимпиадах проводятся соревнования по: конькобежному спорту; фигурному катанию; шорт-треку (на коньках); бобслею; керлингу; скелетону; фристайлу (на лыжах); прыжкам с трамплина (на лыжах); санному спорту; сноубордингу; горнолыжному спорту; лыжному двоеборью; лыжным гонкам; хоккею; биатлону.

Для работы на уроке я предлагаю вашему вниманию текст о фигурном катании

Слайд 9

1. Представление текста - раздаточный материал на столах у учащихся (Приложение 3). Текст читает подготовленный ученик.

Фигурное катание: красота каждого мига.

(1) Сколько себя помню в детстве, все мои знакомые и знакомые знакомых, девочки замирали перед голубыми экранами, когда по телевидению транслировали эти соревнования. (2) Ослепительный лед, нарядные изящные фигурки на восхитительных коньках – и неописуемой красоты движения, па, прыжки, поддержки…(3) Фигурное катание я обожаю смотреть по сей день и, наверное, не преувеличу, если скажу, что если уж не каждый мальчик, то каждая девочка – точно! - в душе мечтала о карьере фигуристки.

(4) Фигурное катание по праву пользуется славой одного из самых красивых видов спорта. (5) А еще – одного из самых популярных и самых древних.

(6) Вы удивитесь, но фигурное катание – это одна из разновидностей конькобежного, а вовсе не танцевального вида спорта. (7) В его основе – движения спортсмена, которые он делает под музыку, скользя на одной или обеих ногах, меняя направление движения, вращаясь, прыгая и демонстрируя комбинации шагов. (8) Если фигуристов пара, к этому комплекту добавляются еще и поддержки разной сложности.

(9) Фигурным конькобежное катание стали называть в связи с предусмотренным правилами обязательным исполнением геометрических фигур, кругов, восьмерок, параграфов, призванным продемонстрировать искусство спортсмена.

(10) В качестве самостоятельного и полноценного вида спорта фигурное катание сформировалось уже в 19 веке, а в 1871 году было официально признано на 1 Конгрессе конькобежцев. (11) Первые состязания были организованы среди мужчин, в 1882 году в Вене. (12) Кстати говоря, именно фигурное катание первым из зимних видов спорта попало в олимпийскую программу - прописавшись там в 1924 году, оно неизменно входит в перечень дисциплин Олимпиады.

(13) Радовать зрителя – главная задача фигуриста.

2. Выполнение грамматических заданий (по типу А3-В9) с последующим комментированием ответов по каждому блоку заданий (максимальный балл в листе самооценки – 12 баллов)

Слайд 10 - вопросы

1. В предложении 2 найдите средства художественной выразительности (эпитеты: ослепительный лед, изящные фигурки, на восхитительных коньках, неописуемой красоты)

2. Из предложения 4 текста выпишите слово, где букв больше, чем звуков (пользуется)

3. Из предложений 1-3 текставыпишите слово с чередующейся гласной в корне(замирали)

4. Из предложения 3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от ее значения (преувеличу)

Слайд 11 – ответы

Слайд 12 - вопросы

5. Из предложений 8-10 выпишите слово, написание суффикса в котором определяется правилом: “В суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н” (признано)

6. Заменитесловообожаю (предложение 3) стилистически нейтральным синонимом (люблю)

7. Замените словосочетание олимпийскую программу(предложение 12) со связью согласованиесинтаксическим синонимом со связью управление (программу Олимпиады)

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 11 (состязания были организованы)

Слайд 13 – ответы

Слайд 14 - вопросы

9. Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленными определением. Напишите номер этого предложения (9)

10. Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией. Напишите номер этого предложения (12)

11. Определить количество грамматических основ в предложении 8 (2)

12. Среди предложений 6-8 найдите сложноподчиненное предложениеспридаточным определительным. Напишите его номер (7).

Слайд 15 – ответы

- Подводим итоги выполнения грамматических заданий, заносим их в лист самооценки

Слайд 16

3. Творческая работа учащихся. Составить текст из 5-8 предложений, аргументируя свою точку зрения двумя доказательствами - аргументами, сохраняя композиционную структуру текста.

Сочинение-рассуждение “Почему этот экзамен станет олимпийским для вас?”

Учащиеся читают свои работы. Анализируют, согласно критериям оценки. Максимальная оценка – 4 балла (Приложение 4)

Слайд 17

IV. Этап подведения итогов и результатов урока. Рефлексия учащихся.

Урок заканчивается. Я думаю, что тексты, с которыми мы сегодня работали, расширили ваши знания о дисциплинах зимних олимпийских игр, а также помогли увереннее анализировать тексты разных стилей и свободно высказывать собственное мнение.

Слайд 18

- Выставление и комментирование оценок (на основе листа самооценки).

  • 27-24 баллов “5”
  • 23-19 баллов “4”
  • 18-14 баллов “3”
  • 13-0 баллов “2”

Слайд 19

V. Этап получения учащимися домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Создайте текст из 10-12 предложений по теме “Настоящий олимпиец. Какой он?”

Предложите по этому тексту несколько заданий в формате ГИА.

Используемая литература.

  1. Тексты с сайтов http://sochi2014.blob.core.windows.net/storage/education/method/Russian.pdf
  2. http://zab-active.ru/articles/220