Пояснительная записка
Культура речи – это научная дисциплина, совокупность определённых знаний, речевых умений и навыков каждого человека.
Главным понятием культуры речи является «норма». Норма – это принятые на данном этапе развития языка правила словоупотребления, словообразования, произношения, построение предложений и т.д
Речь говорящего – его интеллект и культура. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не даёт ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить. Для этого нужно знать речевой этикет.
Речевой этикет включает правила речевого общения между людьми. Жизнь показывает, что не только дети, но и взрослые, к сожалению, не владеют в должной степени правилами речевого поведения, которые должны помочь поддержанию доброжелательных контактов в человеческом обществе. Обучение речевому этикету – это обучение мотивированному выбору языковых средств общения в соответствии с речевой ситуацией.
Предполагаемый курс выполнит в определённой мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению, так как всем учащимся предстоит сдавать экзамены, учиться в разных учебных заведениях, затем поступать на работу, следовательно, культура речи поможет в социализации учащихся.
Цель курса: научить учащихся культуре речи, культуре поведения, культуре общения.
Задачи:
- ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи;
- сформировать умение активно пользоваться различными этикетными
- формами в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации;
- знать нормы устной речи.
В результате элективного курса учащиеся должны
знать:
– правила речевого общения между людьми;
– нормы устной речи;
– основные виды эмоционального воздействия на
слушателя;
– формы обращений и приветствий;
– средства выразительности речи.
уметь:
– правильно приветствовать
собеседника и обращаться к нему;
– вести беседу, говорить по телефону;
– правильно произносить слова, ставить ударение,
не допускать в своей речи грубых просторечий,
жаргонизмов;
– правильно использовать иноязычные слова,
фразеологизмы;
– правильно употреблять грамматические формы
всех частей речи;
– использовать основные виды эмоционального
воздействия на слушателя;
– использовать средства выразительности
речи;
– контролировать тембр голоса.
Программа элективного курса рассчитана на
учащихся 10 классов, состоит из 10 разделов. На
изучение курса отводится 34 часа. В 10 классе
уменьшается количество часов по русскому языку,
а данный курс даёт возможность расширить знания
о языке, обеспечивает творческую деятельность на
занятиях, создаёт условия для овладения умением
проводить диспуты, дебаты, полемизировать и
подготовит к дальнейшему деловому общению, чего
не хватает на обычных уроках.
Элективный курс может быть предложен любой
профильной или универсальной группе.
Содержание программы
Введение
Значение культуры речи в жизни общества.
Этикет – кодекс хороших манер. Поведение и
общение как проявление внутреннего мира
человека. Основные проявления этикета.
Речевой этикет
Понятие о речевом этикете. Правила поведения людей, правила, как вести себя среди людей, чтобы им было хорошо, приятно, уютно. Правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них. Остановится на каждом виде речевого этикета: приветствие, обращение, извинение, умение вести беседу, разговор по телефону. Использование разного рода упражнений.
Образность речи
Тропы.
Художественные определения-эпитеты.
Образные сравнения. Метафорические образы.
Метафоры мёртвые, сухие, бытовые, поэтические,
индивидуально-авторские, развёрнутые.
Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Гипербола и
литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.
Использование практических упражнений по
нахождению средств выразительности речи.
Богатство речи
Количество слов, используемых в речи, –
критерий её богатства и бедности.
Многообразие значений слов. Значение основное
(прямое, переносное, главное). Многообразность
лексики – неисчерпаемый источник её обновления,
необычного, неожиданного переосмысления слова.
Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов
и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра
слов. Каламбур.
Синонимическое богатство русского языка.
Градация. Контрастные слова – антонимы.
Оксюморон. Антифразис.
Нормы устной речи
Понятия нормы языка. Правила
словоупотребления, словообразования,
произношения, построения предложений и т. д.
Предупреждение или исправление лексических и
фразеологических ошибок (неправильное
употребление слов, смешение паронимов, незнание
точного значение слова, неуместное употребление
иноязычных слов; незнание фразеологических
оборотов, нарушение структуры фразеологизма и т.
д.).
Выполнение тестов и заданий, проверяющих
правильность употребления грамматических форм
всех частей речи (род существительных,
образование падежных форм и форм множественного
числа; краткая форма и степени сравнения имён
прилагательных; падежные формы числительных;
личные формы и формы повелительного наклонения
глагола и т. д.).
Нормы произношения слов и ударений.
Голос – одежда нашей речи
Владение голосом. Интонация голоса. Логическое ударение в тексте, предложении. Повышение и понижение голоса. Речевые разминки, развивающие дыхание, речевой слух, навыки чёткого отчётливого произношения. Послушаем свой голос.
Несловесные средства
Поза, её коммуникативное значение. Кинетика – наука о жестах. «Говорящие жесты», мимика, позы на рисунках и картинках. Значение жеста в речи. Национальная особенность жестов.
Качество речи
Коммуникативность качества речи. Уместность. Выразительность речи. Развитие основных риторических качеств речи.
Бытовые жанры
Расскажи о себе. Анекдоты. Текст-характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольная речь.
Учимся спорить
Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражения согласия. Констатация сказанного оппонентом. Смягчение выражения (культура смягчения несогласия). Диспут. Дебаты. Полемика.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы. Темы |
Всего |
Теория |
Практика | Основные формы организации учебной деятельности |
Образовательный продукт |
1 | Введение. Этикет – кодекс хороших манер. Основные направления этикета. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. Выбор исследовательских работ | Тезисы | |
Речевой этикет | 6 | 3 | 3 | |||
2 | Приветствие | Беседа. Игра | Записи | |||
3 | Обращение | Беседа. Игра | Записи | |||
4 | Извинение | Беседа. Игра | Записи | |||
5 | Умение вести беседу | Беседа. Семинар | Раздаточные листы с практическими заданиями |
|||
6 | Разговор по телефону | Беседа. Игра | Раздаточны листы с практическими заданиями | |||
7 | Семинар-практикум | Отработка практических умений по речевому этикету. | Оценоч ные листы | |||
Образность речи | 4 | 1 | 3 | |||
8 | Какую речь называют образной (общее понятие) | Лекция. Беседа | Тезисы | |||
9 | Эпитеты. Сравнения. Метафоры | Лекция. Беседа. Упражнения | Записи, свои примеры | |||
10 | Метонимия. Синекдоха. Олицетворение | Лекция. Беседа Упражнения |
Записи, свои примеры | |||
11 | Гипербола. Литота. Аллегория. | Лекция. Беседа. Упражнения | Записи, свои примеры | |||
Богатство речи | 5 | 3 | 2 | |||
12 | Многообразность лексики – неисчерпаемый источник её обновления. | Лекция. Беседа | Тезисы | |||
13 | Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омографы. Омофоны. Омоформы. | Лекция. Беседа. Игра. | Записи, практические упражнения | |||
14 | Синонимическое богатство русского языка. Градация. | Лекция. Упражнения | Записи, практические упражнения | |||
15 | Контрастные слова – антонимы. Оксюморон. Антифразис. | Лекция. Упражнения | Записи, практические упражнения | |||
16 | Урок-практикум. Семинар | Упражнения.Зачёт | Творческая работа | |||
Нормы устной речи | 7 | 3 | 4 | |||
17-18 | Выбор слова и фразеологического оборота. Смысловая точность речи. | Лекция. Упражнения | Записи | |||
19-21 | Грамматическая ортология (правильное употребление всех частей речи) | Лекция. Беседа. Упражнения. | Таблица | |||
22-23 | Орфоэпия и акцентология (произношение и ударение) | Лекция. Беседа. Упражнения | Словарь норм произношения и ударения (индивидуальные листы) | |||
24 | Практикум | Опрос. Практические упражнения | Оценочные листы | |||
25 | Голос – одежда нашей речи | 1 | 1 | Лекция. Беседа. Упражнения | Записи. Таблицы | |
26-27 | Несловесные средства. Поза, её
коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, мимика, позы. Кинетика. |
2 | 1 | 1 | Лекция. Тренинг | Записи, практические навыки |
28 | Качество речи. Выразительность речи | 1 | 1 | 1 | Лекция. Беседа. Упражнения | Записи, оценочные листы |
Бытовые жанры | 2 | 1 | 1 | |||
29-30 | Расскажи о себе. Анекдоты. Похвальное слово. Застольная речь | Лекция. тренинг | Творческие работы | |||
Учимся спорить | 2 | 1 | 1 | |||
31-32 | Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Культура выражения несогласия. | Диспут | Составление различных ситуаций | |||
33 | Практикум. Теория и практика жанров общения, ситуаций общения. Защита проектов | 2 | 2 | Устная и практическая работа | Раздаточные листы с практическими задании | |
34 | Практикум. Теория и практика жанров общения, ситуации общения. Защита проектов | Устная и практическая работа | Раздаточные листы с практическими заданиями, оценочные листы |
Литература для учащихся
- Баранов, М.Т. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1988.
- Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2000.
- Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе Речь. Под общей ред. Канакиной Г.И., ПранцовойГ.В. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Обернихина, Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. М.: ВЛАДОС, 2000.
Литература для учителя
- Богданов, В.В. Речевое общение. – Л., 1990.
- Богданова, Г.А. Обучаем речевому этикету. – М.: Мнемозина, 1999.
- Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
- Космарская, И.В. Русский язык: тесты и задания по культуре речи. – М.: Аквариум, 1998.
- Львов, В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. – М.: Просвещение, 1989.
- Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе. – М.: 2000.
- Солганик, Г.Я. Стилистика русского языка. М.: Дрофа. – 1992.
- Оганесян, С.С. Культура речевого общения //Русский язык в школе. – 1998. – №1.
- Чиненный, А.И. Этикет на все случаи жизни. – М.: Акалис, 19
- Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.