Русский язык
-
Приёмы активизации речевой деятельности учащихся при обучении написанию сочинения (из опыта работы учителя русского языка и литературы) 2020
В статье приводятся приёмы активизации речевой деятельности при работе с текстом. Все приёмы взяты из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Алагир РСО-Алания Едзаева Артура Тамбиевича и успешно им используются. Эти приёмы позволяют научить писать сочинение, использовать своё воображение при написании сочинения.
-
Анализ стихотворного произведения с использованием модальностей (из опыта работы учителя русского языка и литературы) 2020
В статье приводится анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Родная земля» в 10-м классе с учётом модальностей (способов восприятия мира). Подобный анализ позволяет всесторонне изучить произведение, научить анализировать, писать тексты, подготовиться к выполнению заданий 8, 9, 15, 16, 17 ЕГЭ по литературе. В статье приводятся все этапы анализа.
-
Урок русского языка по теме "Буквы З и С на конце приставок". 5-й класс 2020
Цели урока: осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу.
-
Проектная деятельность на уроках русского языка 2020
Цели проекта: расширение знаний о разнообразии фразеологизмов, их происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего; совершенствование навыков сбора и обработки информации, исследовательской деятельности; формирование у обучающихся высокой речевой культуры общения.
-
Компетентностно-ориентированные задания как средство повышения мотивации к изучению русского языка (дидактический банк заданий 9–11-е классы (отдельные виды заданий) 2020
Работа посвящена проблеме систематизации компетентностных заданий по отдельным разделам и темам школьного курса русского языка – универсальному педагогическому инструментарию, дополнению к вариативным школьным учебникам по русскому языку для 5–11-х классов, нестандартному материалу для проведения внеклассной работы, организации самостоятельного, дифференцированного обучения на уроке и различных форм контроля(зачёт, практикум…) в школах, лицеях, гимназиях. В качестве ориентира в решении данной проблемы предлагается дидактический банк заданий для 9–11-х классов
-
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов (из опыта работы) 2020
По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. К сожалению, для современного школьника характерны бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора и мн.др. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы. В данной статье автор раскрывает эффективные методы и приемы воспитывающих воздействий на уроках русского языка и литературы.
-
Урок-обобщение по теме "Фразеологизмы Древней Греции". 5-й класс 2020
Представленная работа посвящена технологии составления интегрированного урока-обобщения по теме «Фразеологизмы Древней Греции» в 5-м классе в соответствии с требованиями ФГОС. Цель: овладение фразеологизмами Древней Греции как способ приобщения к мировому культурному наследию. В работу входят статья по названной теме, технологическая карта урока, презентация к уроку в формате викторины.
-
Урок по русскому языку по теме "Слова-действия". 3-й класс 2020
Цели урока: правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, воспитывать наблюдательность, речь детей.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Особенности русских народных сказок на примере сказки «Об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»" 2020
Цели урока: знакомство с содержанием сказки; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.); воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества.
-
Рецензия на статью «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) Константина Дмитриевича Ушинского 2020
Статья русского педагога К.Д.Ушинского посвящена методике преподавания русского языка и литературы и ставит три цели преподавания: 1) развитие речи ребенка; 2) сознательное овладение сокровищами родного языка; 3) усвоение грамматики. Все три цели, по мнению автора, выполняются одновременно и в совокупности.
-
Особенности применения технологии «Бортовой журнал» в новационной работе педагога 2020
К приемам, разработанным в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП), относятся и используемые мною «Бортовой журнал» и «Кластер». Они позволяют не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогают развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.
-
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание не с деепричастиями». 7-й класс 2020
Цели урока: познакомить с условиями раздельного написания НЕ с деепричастиями; повторить знания, умения, навыки по правописанию НЕ с глаголами.
-
Урок развития речи для детей мигрантов 2020
Цели занятия: ввести в активный словарь учащихся-инофонов лексику тематической группы «Родина»; формировать умение расставлять ударение в словах.
-
Урок по рассказу И.А.Бунина "Темные аллеи" 2020
Цели урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся через анализ пространственно-временной организации рассказа «Темные аллеи»; понимание особенностей авторской концепции любви в рассказе.
-
Диагностика умений коммуникации учащихся. Процедуры диагностики умений читать с пониманием и излагать мысли письменно 2020
Цель диагностики: выявление уровня сформированности умений коммуникации (умения самостоятельно изучать литературу, то есть читать с пониманием, и излагать прочитанное в письменной форме) учащихся для определения их образовательных дефицитов и постановки образовательных задач. Диагностику рекомендуется проводить не реже двух раз: в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и ближе к его завершению (апрель). Для своевременной коррекции работы педагогов и индивидуальных образовательных программ учащихся целесообразно выборочное проведение диагностики в середине учебного года. Результаты диагностики учитываются при планировании индивидуальной работы всеми педагогами, так как они являются основой для надпредметной составляющей индивидуальной образовательной программы ученика.
-
Использование методов и приёмов проблемного обучения на уроке «открытия» новых знаний в логике системно-деятельностного подхода 2020
В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями. В связи с этим наиболее актуальной является технология проблемного обучения. В статье раскрыты некоторые приёмы создания проблемной ситуации.
-
Технологическая карта урока русского языка (5-й класс) коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема урока: "Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обобщающее слово перед однородными членами" 2020
Цели урока: распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены, выделять обобщающие слова, отрабатывать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
-
Методическая разработка урока-путешествия в 5-м классе по теме "Лексика" 2020
Методическая цель урока: применение игровой технологии на уроке повторения материала по лексике, направленное на формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
-
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов". 1-й класс 2020
Цели урока: познакомить с правилами переноса слов, создать условия для формирования навыка переноса слов, организовать усвоение учащимися умения правильно переносить слова, разделяя их на две части, содействовать формированию практических умений и навыков при переносе слов.
-
Проект "Слова-паразиты" 2020
Цель исследования: определить причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей нашей школы и найти способы их устранения.
-
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования" 2020
Цель мастер-класса: ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.
-
Урок-исследование «Различение приставки НИ, частицы НИ, союза НИ» 2020
Цель урока: организация исследовательской деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Различение приставки НИ, частицы НИ, союза НИ», в результате чего учащиеся будут знать определения морфемы, частицы, союза и их роли в словообразовании и предложении, уметь различать приставку НИ, частицу НИ, союз НИ-НИ, применять полученные знания на практике.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Викторина «АЗ БУКИ ВЕДИ», посвящённая Дню славянской письменности и культуры 2020
Цель мероприятия: закрепить знания учащихся об истоках родного языка и письменности; воспитывать бережное к ним отношение и уважение. Задачи: познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности; показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры; прививать интерес и любовь к истории России, славянских народов.
-
Склонение имен существительных в единственном числе. 6-й класс 2020
Цель урока: повторить и закрепить знания обучающихся об имени существительном.
-
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 2020
Цель урока: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами.
-
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ-2020. Тема «Орфоэпические нормы русского языка» (задание №4 ЕГЭ) 2020
Работа представлена в виде дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ-2020 по русскому языку.
-
Использование текстов литературных произведений при изучении односоставных предложений 2020
Изучение простых предложений с одним членом в программе средней школы изучается в VIII классе в начале учебного года после изучения простых двусоставных предложений.
-
Урок русского языка «Типы текстов». 2-й класс 2020
Дидактическая цель урока: научить распознавать разные виды текстов - повествование, описание, рассуждение. Задачи: способствовать формированию знаний о типах текстов; формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
-
Доклад-статья на заседании МО, предваряющий начало работы Клуба «Экология и язык» (из опыта работы) 2020
Явление сквернословия наглядно демонстрирует вопиющую нравственную деградацию нашего общества на современном этапе, этапе информационной агрессии. С научной точки зрения, «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причём сделать это в резкой и циничной форме. Но если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, алкоголиков, проституток и других «опустившихся лиц», то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажённого сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы случайно не сказать грубого слова.
-
Интеллектуальная игра "Умники и Умницы" 2020
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в игровой форме обобщает знания учащихся о литературе и филологии, о разных странах на основе их достопримечательностей, культуры, традиций, об интересных вещах вокруг нас. Основным требованием к участникам игры является не только успешная учеба, но и способность логически мыслить, быстро принимать решение, работать в команде. Цель игры: расширение кругозора учащихся, обобщение и систематизация их знаний в области гуманитарных наук.