Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами"

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: однородные члены предложения, пунктуационная зоркость, схемы предложений


Цели урока:

1) систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах, знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него;

2) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;

3) научить производить устный и письменный разбор предложений;

4) развивать пунктуационную зоркость;

5) развивать познавательную активность учащихся;

6) строить схемы предложений;

7) повысить мотивацию учебной деятельности через использование ИКТ;

8) воспитывать любовь и уважение к русскому языку и родному краю;

9) воспитывать аккуратность в работе.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме «Однородные члены» и научимся производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

2. Фронтальный опрос.

1) Давайте вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?

(Однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями и обращениями).

2) Какие члены предложения называются однородными?

3) Все ли члены предложения могут быть однородными?

4) Как связываются однородные члены в предложении?

(Перечислительной интонацией и сочинительными союзам или только интонацией.)

5) Какова пунктуация в предложениях с однородными членами?

6) Какие слова называются обобщающими? Какие знаки препинания могут встретиться в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

Проверка домашнего задания – упр. 273 (зачитывание предложений из учебников с обобщающими словами при однородных членах).

Словарная работа:

  • иссеченный,
  • бессмертный,
  • сожженный.

3. Словарная работа.

а) Сделать морфемный разбор.

б) Составить и записать словосочетания.

в) Определить вид связи.

г) На какие орфограммы эти слова. (Удвоенные согласные)

д) Что общего?

е) А в чем разница?

ж) С одним из словарных слов составить предложение и сделать синтаксический разбор

(Иссеченный камень, сожженный пункт, бессмертный полк.)

Учащиеся сами пытаются выстроить цели урока.

1-й ученик работает у доски:

1. Записывает предложение под диктовку.

2. Делает полный синтаксический и пунктуационный разбор.

3. Объясняет правила постановки знаков препинания.

2-й ученик составляет схему предложения.

Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза – растут дружно и тесно.

(Повествовательное невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородным подлежащим.)

Деревца – обобщающее слово. Всех пород – сочетание местоимения с именем существительным.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после однородных членов предложение продолжается. В этом случае перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью ставится тире.

Простор Марсова поля и изящный ажур решетки Летнего сада гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова жесткая, четкая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады все в этом городе воспринимается сердцем и навеки остается в памяти.

Простор Марсова поля и изящный ажур решетки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, жесткая, четкая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасадывсе в этом городе воспринимается сердцем и навеки остается в памяти.

Выборочный диктант.

1 вариант – однородные определения.

2 вариант – неоднородные определения.

1. На поляне росли большие красные маки.

2. Мы переходили речку через большой каменный мост.

3. С горы были видны соломенные, черепичные, деревянные крыши селения.

4. На ней было надето белое длинное платье.

5. На дворе стояло совершенно черная, непроницаемая ночь.

6. Что-то необыкновенно широкое, размашистое тянулось по степи.

7. Река уходила в золотые, синие от осени леса.

8. Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок.

9. Летние московские вечера бесконечны.

10. Свежий морской ветер принес прохладу.

Ответы:

1 вариант: 3, 5, 6, 7. 8

2 вариант: 1, 2, 4, 9, 10

Вопросы для закрепления:

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. Какие союзы служат для выражения однородности?

3. Перечислите соединительные, противительные и разделительные союзы.

4. Какие союзы называются обобщающими?

3. Рефлексия.

1. Я хорошо запомнил …

2. Мне нужно повторить …

3. У меня хорошо получается …

4. Мне нужно научиться …