Конспект урока русского языка по теме "Обращение. Знаки препинания при обращении". 5-й класс (связь с юбилеем романа-эпопеи "Война и мир")

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: обращение, знаки препинания при обращении


Класс: 5.

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель как результат деятельности учащихся:

предметные:

  • овладеть основными понятиями темы;
  • знать правила постановки знаков препинания при обращении;
  • знать определение обращения;
  • наблюдать за ролью обращений в художественных текстах;
  • использовать их в собственной речи;

личностные:

  • осознавать роль обращений в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные:

  • пользоваться толковым словарём;
  • узнавать знакомые тексты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план);
  • строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;
  • точно и ясно выражать мысль и оценивать свою и чужую речь;

межпредметные: литература.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • Высказывать предположения на основе наблюдений.
  • Формулировать тему (проблему) урока.
  • Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
  • Искать пути её решения.
  • Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  • Определять степень успешности работы.

Познавательные:

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы («инсерт») читательской деятельности.
  • Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
  • Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
  • Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

  • Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
  • Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Образовательная технология: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).

Приёмы технологии «РКМЧП»: групповая дискуссия, «инсерт».

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические, КМД (коллективная мыследеятельность при работе малыми группами), анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации успеха».

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Основные ресурсы урока: учебник М.М.Разумовской «Русский язык. 5 класс», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал для групповой работы.

Основные понятия: обращения, знаки препинания.

УМК.

1. Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

2. Кудинова А.В. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений» / А.В. Кудинова. – 5-е изд., перер. и доп. – м.: Издательство «Экзамен», 2011.

3. Русский язык. Поурочные разработки под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. 5 кл. – М: Дрофа, 2011г

I. Организационный момент

Здравствуйте, мой 5 класс!
Очень рада видеть вас.
Прозвенел звонок.
Начнём, ребята, наш урок. (садитесь)

Дети, вы готовы к уроку? (хорошо)

Ребята, обратили внимание, какие слова в приветствии я выделила голосом? (Мой 5 класс, ребята, дети)

II. Стадия «Вызов». (Постановка цели и задач)

1. Мотивация

Кого или что называют эти слова? (того, к кому обращаются)

Кто знает, как называются эти слова? (обращения)

Всем при обращении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можешь смело обратиться.
На письме не забывай,
Запятыми выделяй.

- Хорошо, исходя из этого, назовите тему нашего урока. О чем нам предстоит узнать сегодня на уроке? (Обращение. Знаки препинания при обращении)

Слайд №1. Давайте запишем в тетрадях число и тему нашего урока.

7 минут

- Прежде чем изучать новую тему, давайте вспомним некоторые понятия, относящиеся к разделам науки о языке «Синтаксис и пунктуация», проведём лингвистическую разминку. Слайд 2.

2. Формулировка проблемы

5 минут

3. Целеполагание. Приём «Инсерт»

Слайд №3

- На сегодняшнем уроке усвоения новых знаний мы используем уже знакомый нам приём ИНСЕРТ. Приложение 1. Читаем про себя текст, на полях ставим пометки.

Чтение текста (раздаточный материал) и его анализ при помощи помет.

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

  • V — я это знаю;
  • + — это новая информация для меня;
  • - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
  • ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

5 минут

- Какая информация для вас известная?

- Что противоречит вашим знаниям?

- С чем вы не знакомы?

- Какие цели поставите перед собой на урок. (Цели: Узнать, что такое обращение, какую роль играет обращение в предложении, какими знаками препинания выделяется обращение на письме; уметь находить обращения в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при обращении).

III. Стадия осмысления. (Актуализация знаний)

- Чтобы добиться поставленных целей, давайте разберём предложения с обращениями по плану в приложении 1. (раздаточный), алгоритм у вас перед глазами в приложении 1.

10 минут

Слайд 4 с предложениями: наблюдаем.

- Ростов! Петя! Да как же ты не сказал, кто ты?

- Пожалуйста, голубчик, наточи мне саблю.

- Позвольте вас поцеловать, голубчик.

- Сделаем вывод.

- (слайд 5,6) что такое обращение? Какой частью речи выражено? (имя существительное собственное или нарицательное в именительном падеже). обобщения бывают распространённые и нераспространённые.

- (слайд 7) (обращение может находиться в начале, середине, конце предложения, обращения выделяются запятыми. Если предложение произносится с восклицательной интонацией, то ставится ! знак).

- (слайд 8) какова интонация обращения? (звательная интонация).

- (слайд 9) а можно ли с помощью обращения выразить чувства?

- (слайд 10) давайте попробуем убрать обращение из предложения. Изменится ли от этого смысл? А является ли обращение членом предложения?

- Кто узнал, из какого произведения взяты отрывки?

- Почему? Ваши предположения. (Лев Николаевич Толстой «Война и мир». Мы читали отрывок «Петя Ростов». В этом году исполняется 150 лет роману-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстого.)

- Что означает слово «эпопея»? (один ученик находит в словаре С.И. Ожегова и зачитывает)

Слайд 11

3 минуты

(слайд 12)

Физминутка

Перед тем, как применить новые знания на практике, давайте отдохнём.

- Кто самый внимательный? Какие слова-обращения вы услышали? ( девочки, мальчики, ребята, дети, ученики).

IV. Применение нового знания. (Первичное усвоение новых знаний)

3 минуты

- Ребята, какие мы знаем вежливые слова? (здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания).

- Вы работаете в парах

Задание: используя вежливые слова и обращения, составить диалог из 4-6 предложений). В тетради. Несколько пар читают, что у них получилось.

V. Закрепление нового знания. (Первичное закрепление)

- Работаем устно. Восстанови текст. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

2 минуты

(Слайд 13)

1. Да о чём же говорит Долохов? (Да о чём ты говоришь, Долохов)

2. Петя смотрит, как ужасно горит костёр. (Петя, посмотри, как ужасно горит костёр).

3. Что об этом думает князь? (Что вы об этом думаете, князь?)

4. Барин не спит. (Ну что, барин, не спите?).

5. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять. (Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять)

6. Мы уже были в сраженье. (Вы уже в сраженье были?)

7. Завтра с Карабахом послужим. (Ну, Карабах, завтра послужим).

- Перед выполнением следующего задания давайте вспомним, какие типы речи мы знаем?

2 минуты

Работа в группах. Перед вами текст. Определить тип речи, найти однородные члены и обращения в предложениях.

- Итак, читаем текст, определяем тип текста, называем однородные члены предложения, называем обращения. Работают все.

1. Определить тип текста. Отметить однородные члены предложения и обращения. Составить схемы однородных членов (НА ДОСКЕ).

Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошёл к фурам. Под фурами храпел кто-то, и вокруг них стояли осёдланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь и подошёл к ней.

- Ну, Карабах, завтра послужим, - сказал он, нюхая её ноздри и целуя её.

(Повествование. Вышел, огляделся и подошёл. Узнал и подошёл. Нюхая и целуя. КАРАБАХ.)

2. Определить тип текста. Отметить однородные члены предложения и обращения. Составить схемы однородных членов (НА ДОСКЕ).

Петя снял и отдал сушить своё мокрое платье, принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола. Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками жирную баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.

- Так что же вы думаете, Василий Федорович, ничего, что я останусь с вами на денёк?

(Повествование. Снял и отдал, принялся. Любви и уверенности. Сидя и разрывая. ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ)

3. Определить тип текста. Отметить однородные члены предложения и обращения. Составить схемы однородных членов (НА ДОСКЕ).

Петя был красивый, румяный пятнадцатилетний мальчик с толстыми красными губами. Петя выскочил к своему тёзке, чтобы переговорить о деле. Он просил узнать, примут ли его в гусары.

- Ну что моё дело, Пётр Кирилыч. Ради Бога! Одна надежда на вас.

(Описание и повествование. Красивый, румяный. ПЁТР КИРИЛЫЧ).

4. Определить тип текста. Отметить однородные члены предложения и обращения. Составить схемы однородных членов (НА ДОСКЕ).

Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и сел. Петя взялся за стремя, быстро вскочил в седло и подъехал к Денисову.

- Василий Фёдорович, вы мне поручите что-нибудь? Пожалуйста…

(Повествование. Рассердился и сел. Взялся, вскочил и подъехал. ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ).

5. Определить тип текста. Отметить однородные члены предложения и обращения. Составить схемы однородных членов (НА ДОСКЕ).

«Ну, голоса, приставайте!»-приказал Петя. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте. С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали…(сон Пети Ростова)

(Повествование. Страшно и радостно. ГОЛОСА).

Контроль (на оценку)

3 минуты

Задание:

Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Выделите обращения.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

Обозначьте те предложения, в которых есть обращения. Расставьте знаки препинания.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес. 5)Не будь товарищ слепым и глухим. 6)Держи товарищ порох сухим.

VII. Домашнее задание

(Слайд 10)

1. Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

2. Или Упр.497

VIII. Рефлексия

(Слайд 11)

«Анкета». Перед вами небольшая анкета. Соотнесите вопрос с ответом. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

- Составьте предложение как итог урока, аргументируя почему?

  • На уроке я работал
  • Своей работой на уроке я
  • Урок для меня показался
  • За урок я
  • Мое настроение
  • Материал урока мне был
  • Домашнее задание мне кажется
    • активно / пассивно
    • доволен / не доволен
    • коротким / длинным
    • не устал / устал
    • стало лучше / стало хуже
    • понятен / не понятен
    • полезен / бесполезен
    • интересен / скучен
    • легким / трудным

Приём «Инсерт».