Урок русского языка в 8-м классе. Обобщение по теме «Односоставные предложения» (практический материал составлен на основе поэтических текстов омских писателей)

Разделы: Русский язык, Мастер-класс, Профессия — педагог

Класс: 8

Ключевые слова: односоставные предложения


Цель:

  • повторение и обобщение изученного материала по теме;
  • выполнение заданий и самостоятельное создание текста с применением полученных знаний.

Задачи:

  • создать условия для глубокого осмысления темы с применением полученных знаний;
  • создать атмосферу сотрудничества на уроке;
  • продолжить формирование умения работать в группах, в парах;
  • совершенствовать коммуникативные умения;
  • использовать эффективные приёмы практики преподавания.

Задачи обучающихся:

  • повторить и обобщить теоретический материал по данной теме;
  • применять полученные знания при выполнении практических задач и создании текста.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  • умение применять полученные знания при выполнении практических заданий;
  • оперировать теоретическими понятиями;
  • создавать собственный текст на основе изученного материала.

Коммуникативные:

  • умение работать в группах, в парах
  • умение выстраивать коммуникацию

Регулятивные:

  • проявлять ответственность за собственный выбор и результаты деятельности
  • умение планировать деятельность

Личностные:

  • самостоятельность и самооценка.

Оборудование: проектор, тексты с практическим материалом, аудиозапись, маршрутный лист учёта ответов и оценок учащихся, контрольный тест, мэнэдж мэт.

Ход урока

1. Приветствие: Желаю мира и добра всем детям с самого утра!

2. Начнём урок с просмотра видеоролика, в котором российский учёный, филолог, выдающийся исследователь, академик Д.С. Лихачёв размышляет о доброте. Во время просмотра сформулируйте ответ на вопрос: В чём заключается основная мысль текста?

- Какова основная мысль, высказанная Д.С. Лихачёвым? (доброта - это величайшее счастье, великая нравственная сила, её нужно ценить, она обогащает человека)

- Думаю, вы согласитесь с такими важными, ценными мыслями, которые лягут в основу нашего урока. Сейчас по всей стране и в рамках РДШ, и в Юнармии, и в Большой перемене проходят акции добра. Очень много добрых дел ежедневно совершается ребятами по всей стране, и наш посёлок, наша школа не являются исключением и принимают активное участие во всех мероприятиях.

3. Проведём лингвистический эксперимент, который поможет вам определить тему урока. Для этого поработаем в парах.

- Перед вами фрагмент текста Д.С. Лихачёва, проанализируйте синтаксическую структуру предложений, подчеркните грамматические основы, какие виды предложений помогают воссоздать картину в целом, позволяют высказаться о главном в лаконичной форме, передать состояние человека?

Фрагмент текста: «Одно из самых важных качеств человека – это доброта! Доброта! И совсем не следует представлять себе, что доброта всегда идёт в ущерб себе, наоборот, она человека обогащает всегда. Это «неразменный рубль», который, сколько ни отдавай, сколько ни плати, всегда к тебе возвращается. Со злобой ничего нельзя сделать, только разрушить… В культуре Древней Руси – это великая нравственная сила, великая доброта, великое милосердие, великая мудрость. Её нужно ценить…»

- Назовите грамматическую основу предложений и ответьте на поставленный вопрос.

- О чём сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.

4. Запись числа, классной работы, темы урока. Обобщение по теме «Односоставные предложения»

- Какова цель урока?

- Пути решения для достижения цели?

- Предположите, какие виды упражнений будем выполнять для достижения цели урока?

5. У вас на партах лежит ЛИСТ САМООЦЕНКИ, познакомьтесь с ним и оцените первый этап (обведите нужный балл). На протяжении всего урока мы будем неоднократно обращаться к маршрутному листу для само- и взаимооценивания. В конце урока листы продвижения нужно сдать для педагогического оценивания.

6. Актуализация знаний. Работа в парах.

- Продолжаем работу в парах, проведём Графический диктант.

- В основе графического диктанта будут лежать отрывки из стихотворений, которые написала в поддержку акции добра, о любви к природе, к людям поэтесса нашего посёлка Ростовка Галина Николаевна Попералова. Вы с ней встречались на библиотечном уроке, внеклассных мероприятиях.

- Некоторым ребятам для успешного выполнения задания потребуется помощь (см. приложение- кластер)

Задание:

1.Определите и запишите тип односоставных предложений. Обоснуйте ответ.

Предложения

Тип Од.П.

1. Семь лепестков единства и добра.

 

2. Спасибо, что могу ещё дышать, ходить могу, о прошлом вспоминать…

 

3. Так хочется взять карандаш и бумагу, поразмазать словами остатки зимы…

 

4. За сибирский характер, себе же в награду, разукрашу пораньше наряды весны.

 

5. …а если кого-то забыли, через годы захотели вновь встретить у школьного крыльца. (Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть)

 

6. Потеплело в душе, словно в мае…

 

- Проверка. - Какой тип односоставных предложений вам не встретился?

- обратимся к ЛИСТУ САМООЦЕНКИ (если правильно выполнили всё задание, поставьте 6 баллов).

7. Работа в команде: мини-исследование по тексту песни на стихи Юрия Энтина «Дорогою добра» (см. приложение)

- Перед вами текст известной детской песни «Дорогою добра». Внимательно прочитайте задания, подготовьте выступающего. В каждой группе работает консультант.

Напоминаю о правилах работы в группе.

Задание 1 группе:

1. Подчеркните грамматическую основу односоставных предложений

2. Прочитайте предложение, определите тип односоставных предложений только в ПЕРВОМ куплете (подпишите рядом с предложением)

3. Объясните свой выбор.

4. Выступающего от группы назначит учитель (готовы д.б. все)

* В каждой группе работает консультант-помощник (сильный ученик)

Задание 2 группе:

1. Подчеркните грамматическую основу односоставных предложений

2. Прочитайте предложение, определите тип односоставных предложений только во ВТОРОМ куплете (подпишите рядом с предложением)

3. Объясните свой выбор.

4. Выступающего от группы назначит учитель (готовы д.б. все)

* В каждой группе работает консультант –помощник (сильный ученик)

Задание 3 группе:

1. Подчеркните грамматическую основу односоставных предложений

2. Прочитайте предложение, определите тип односоставных предложений только в ТРЕТЬЕМ куплете (подпишите рядом с предложением)

3. Объясните свой выбор.

4. Выступающего от группы назначит учитель (готовы д.б. все)

* В каждой группе работает консультант –помощник (сильный ученик)

Задание 4 группе:

1. Подчеркните грамматическую основу односоставных предложений

2. Прочитайте предложение, определите тип односоставных предложений только в ЧЕТВЁРТОМ куплете (подпишите рядом с предложением)

3. Объясните свой выбор.

4. Выступающего от группы назначит учитель (готовы д.б. все)

* В каждой группе работает консультант –помощник (сильный ученик)

Задание 5 группе:

1. Подчеркните грамматическую основу односоставных предложений

2. Прочитайте предложение, определите, какие типы односоставных предложений преобладают в тексте песни?

3. Поясните свой выбор, дайте определение этому типу односоставных предложений

4. Выступающего от группы назначит учитель (готовы д.б. все)

* В каждой группе работает консультант-помощник (сильный ученик)

Задание 6 группе:

1. Подчеркните грамматическую основу односоставных предложений

2. Прочитайте предложение, определите, какие типы односоставных предложений преобладают в тексте песни ?

3. Сформулируйте общий вывод: какую роль играют односоставные предложения в тексте, речи? В каких стилях речи употребляются? С какой целью ?

4. Выступающего от группы назначит учитель (готовы д.б. все)

* В каждой группе работает консультант –помощник (сильный ученик)

Проверка. Результаты работы в группе. Оценивание в Маршрутном листе. Все слушаем, следим по заданию за верным ответом.

- обратимся к ЛИСТУ САМООЦЕНКИ, оцените свою работу.

8. Обобщение материала. Итог урока. Работа в команде.

Для того чтобы более основательно закрепить и осознать понятие Односоставные предложения, обратимся к МОДЕЛИ ФРЕЙЕР и подведём итог урока. В центре листа записываем понятие, которое ещё раз рассмотрим с разных сторон, обязательные и необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры.

Проверка. Результаты работы в группе. Оценивание в Маршрутном листе.

9. - Какова же роль односоставных предложений в тексте и речи?

Составляем памятку «Роль односоставных предложений в тексте».

Памятка «Роль односоставных предложений в тексте»

1. Стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна.

2. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие.

3. Дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции.

4. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки, сделать повествование более лиричным.

5. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, сосредоточив внимание на отдельных предметах, детали помогают воссоздать картину в целом.

6. Наличие односоставных предложений – это особая черта восточнославянских языков, в т.ч. русского. Односоставные предложения – яркая, красивая, специфическая черта русского языка. Во многих других языках таких конструкций нет (пр. Тебя не переспоришь, Пусть говорят, Люблю грозу в начале мая и т.д.)

- Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке? Где их можно применить?

– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания? почему?

– Какие у вас оценки, результаты?

– Какие допущены ошибки? Что нужно сделать, чтобы их исправить?

10. Рефлексия. Билетик на выход.

- Что сегодня на уроке было в центре внимания?

- В Маршрутный лист запишите: 3 самых важных момента, которые вы запомнили из сегодняшнего урока; 2 затруднения, вопроса, которые возникали в течение урока и 1 комментарий, пожелание за урок.

11. Домашнее задание (на выбор):

1 ФИПИ http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416&theme_guid=6CE14B44374E95B34729437ACB21FF64&groupno=2

1. Выпишите из поэтических текстов односоставные предложения различных типов, дайте характеристику ( объём - 10 предложений).

2. Напишите сочинение-рассуждение с использованием всех видов односоставных предложений на тему «Что такое доброта?» или «Быть добрым – величайшее счастье!»

Маршрутный лист