Конспект урока литературы в 6-м классе "Легко ли быть…. (Человеком)" (по рассказу В.И.Белова «Мальчики»)

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: В.И.Белов «Мальчики»


Цель урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного текста, ее интерпретация;
  • Анализ содержания, оценка поступков героев;
  • Понимание авторского замысла.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Человеком быть трудно, стать человеком - большая работа.
Э.Межелайтис

1. Организационный момент

2. «Индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого воспитанника, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Что общего между этими произведениями?

В.И.Белов «Мальчики», В.Распутин «Уроки французского», В.Катаев «Сын полка».

(Эти произведения объединяют герои – дети, которые живут в эпоху тяжёлых испытаний Великой Отечественной войны, а не проводят своё детство в играх и забавах).

- На Беловском диктанте вы к слову ДЕТСТВО подобрали такие ассоциации: радость, улыбка, смех, мама, папа, счастье.

- А какими бы цветами вы нарисовали детство? (яркими, радостными)

Одним словом, вы воспринимаете детство как пору, в которую ребёнок получает положительные эмоции, не знает бед и несчастий, верит в чудеса, т.е. считает, что детство – это «золотая пора».

- Но всякое ли детство – золотая пора? Как вы думаете, что может помешать детству?

(Оно перестаёт быть безоблачным и счастливым в минуты невзгод и несчастий. И таким испытанием становится война, потеря родителей, болезнь)

- Что, по-вашему, что происходит с детьми, когда в их дом стучится война?

(Дети раньше взрослеют, учатся принимать самостоятельные решения, заботиться о близких людях)

- Детство Василия Белова тоже приходится на войну. Его жизнь началась с первых и тяжёлых потерь близких и родных. С потерь и раннего взросления началось и детство героев рассказа «Мальчики» В.И.Белова.

3. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

- Обратившись к эпиграфу, поразмышляйте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

- Любое произведение должно вызывать вопросы, быть загадкой. Читая его, мы стараемся ответить на волнующие нас вопросы. Какие вопросы, требующие обдумывания, возникли у вас после прочтения рассказа? Запишите.

А когда я, ребята, прочитала рассказ «Мальчики», то у меня возник такой вопрос: «А что бы я сделала в тех ситуациях, в которые попали герои произведения, особенно Лёнька? Поступила бы я как добрый, честный, настоящий человек?»

Сформулируйте тему урока, закончив вопрос, записанный на доске: «Легко ли быть человеком?

- А кто такой Человек с большой буквы?

(Настоящие люди это не те, что красиво говорят, а те, что правильно живут. Настоящий человек обладает такими качествами: совесть, честь, доброта, честность, сострадание)

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? Сформулируйте цели.

Цель урока: на основе анализа поступков героя понять, какой он человек.

Задачи:

  • рассмотреть образы главных героев рассказа, их поступки и причины;
  • ответить на вопрос, почему рассказ называется «Мальчики»
  • понять, трудно ли всегда поступать по совести

Чтобы понять, как и почему мы ведём себя в трудных ситуациях, нам важно встретиться лицом к лицу с вашим ровесником из суровых военных лет.

4. Социоконструкция.

Групповое выполнение задания, которое предполагает выработку позиций по изучаемой проблеме. В процессе поиска каждый участник отстаивает свою позицию при общем решении проблемы.

Чтобы разобраться в этих вопросах, вы поработаете в группах. Каждой группе будет дано своё задание по одной из частей рассказа. На основе текста произведения ответьте на поставленные вопросы, сделайте выводы. На столах у вас лежат рабочие листы, все записи можно делать в них.

1 часть «Плачет»

1 группа

В рассказе нет описания боев, герои его - дети, а мы тем не менее понимаем, что этот рассказ о войне, о военном лихолетье.

- На основе примеров из текста докажите, что автору удается погрузить читателя в атмосферу военного времени?

(Учительница плачет на уроке, т.к.  «убило на фронте ее мужа». «Ваня Серегин - эвакуированный из Ленинграда», «задачник был на двоих», «очень хотелось есть», «ноги под партой мерзли» - все это говорит о том, что героям живётся нелегко.)

- Как Лёнька и ребята ведут себя по отношению к учительнице? Приведите примеры из текста.

Вывод: ребята с пониманием, сочувствием относятся к учительнице, т.к. понимают, что война «помогла». Хотя им самим хочется есть. они замёрзли и, казалось бы, больше ни о чём не могут думать, дети способны понять боль другого человека. Об этом говорит и вздох Лёньки, когда учительница плачет («Плачет!» - вздохнул Лёнька), и ласковое обращение к ней (Капушка).

Запись в рабочем листе: герою живётся трудно, но он добрый, отзывчивый.

2 группа

- Чему радуется Лёнька Комлев? На кого сердится Лёнька и за что?

(Он радуется решенной задаче, даже забывает про Соньку-ябеду, интересной книге, то есть его душа открыта миру)

- Какими вы его представляете в начале рассказа?

Вывод: Несмотря на то, что ему самому бывает трудно, Лёня Комлев - человек добрый и отзывчивый. Любит жизнь и находит маленькие радости. Умеет прощать других, н-р, Соньку-ябеду. Он готов делиться всем, но делиться может немногим.

Запись в рабочем листе: умеет радоваться, прощать

2 часть «Ну, кто самый смелый?»

3 группа

Уколы - первая экстремальная ситуация, в которой происходит проверка героев на мужество.

- Как ведут себя мальчики, когда пришло время делать уколы? Подтвердите свои слова текстом. Для этого заполните пропуски в словосочетаниях. Сравните поведение Лёньки и Вани.

Лёня

Ваня

«заёрзал», даже наконечник …………., «айда в ……..», «ежели жили ………, то и бежать надо ………», «не знал, что и ……….», «с ……….. за товарища подумал», «тоже ………… пронзительную и страшную ……., которая обожгла …….», «не выдержал ……….»

«………….. глядел на директора», «…………… скинул пиджачок», «……… подошёл к доске», «не успел ………….»

Лёнька: «заёрзал», даже наконечник забыл надеть, «айда в коридор», «ежели жили вместе, то и бежать надо вместе», «не знал, что и делать», «с ужасом за товарища», «тоже чувствовал пронзительную и страшную боль, которая обожгла Ваню», «не выдержал напряжения»
(У Леньки чуткая душа, он переживает за друга, чувствует его боль как свою, но он не любит боль и готов сбежать)

Ваня: «испуганно глядел на директора», «решительно скинул пиджачок», «смело подошёл к доске», «не успел испугаться»

(Ваня как взрослый принимает решения, доказывая самому себе в первую очередь, что он сильный человек. У него даже испугаться не было времени. Он видел смерть совсем близко, т.к. был эвакуированным из блокадного Ленинграда. Директор потому и вызывает его первым, что понимает: мальчика не трус, а силе его духа может позавидовать и взрослый человек).

- Как мы видим, ситуация непростая: с одной стороны – страшно делать укол и больно, а с другой – не хочется бросать друга и показаться трусом. Кто из нас хотя бы раз в жизни не оказывается перед выбором? Легко ли Лёньке далось решение сбежать? Можно ли сказать, что Лёнька трус? 

(Нет. Лёня долго наблюдал, как трудно Ване и «не выдержал напряжения», но держался он до последнего)

Вывод: Ребята, с одной стороны, наивные дети, которые могут вести себя импульсивно, по-детски, пытаясь спрятаться, сбежать, когда им страшно, но с другой — взрослые люди, думающие не по-детски, принимающие важные решения, не всегда правильные. Оба они стоят перед непростым выбором, делая который, руководствуются чувством сострадания и долга, хотя нередко сомневаются и совершают ошибки.

Запись в рабочих листах: умеет сострадать. У него чуткая душа. Сомневается, может совершить ошибку.

3 часть «Душа Лёньки слегка побаливала»

4 группа

- Какие чувства испытывал Лёнька, когда сбежал из школы? Подтвердите словами из текста

(Душа…слегка побаливала», он пытался «заглушить тревогу», т.е. мальчик понимал, что поступил неправильно и это его терзало.)

- Почему, по-вашему, Лёнька съел хлеб, который дал ему сторож? Что чувствовал мальчик после этого?

(Лёнька был очень голоден, и, хотя подумал, что надо бы половину принести домой, сам не заметил, как съел горбушку. И его снова мучает совесть)

- О чем и о ком беспокоился, тревожился Лёнька?

(«насобирал бы жмыху, принёс Ване», «замирая от страха полез под склад за жмыхом»).

Вывод: мальчику совестно, что он сбежал, бросив друга, что съел горбушку, ни с кем не поделившись, он старается всеми силами исправить свои ошибки, рискуя быть пойманным.

- Легко ли ему приходится в этот момент?

Запись в рабочем листе: испытывает муки совести

5 группа

- В рассказе не раз встречается слово «воровство». Какое противоречие возникает, когда мы слышим это слово в произведении?

Ленька не может, «как шпана», воровать пирожки на базаре, но он ворует жмых, уголь.

- Хочется ли осуждать Лёньку за воровство жмыха и угля? Почему? (для кого и для чего он это делает?)

Вывод: Воровать пирожки Ленька не будет, потому что это для себя. Когда очень хочется есть, он просит хлебушка. Жмых крадет, чтобы покормить друга, рискуя жизнью, крадет уголь, чтобы согреть и порадовать близких)

- Просто ли человеку принять такое решение, даже ради близких людей?

Запись в рабочих листах: идёт на воровство, замирая от страха, рискует ради близких (быть пойманным)

(Снова звучит слово «Страх», но он уже другой).

4 часть «- Эх, Ванча, не мог убежать

6 группа

Лёнька возвращается домой, надеясь порадовать Ваню. Давайте приглядимся к взаимоотношениям Леньки и Вани в этом эпизоде

- Что делает Лёнька, вернувшись домой? Как он ведёт себя по отношению к Ване? Подтвердите примерами из текста.

(Он пытается отвлечь Ваню от боли, хотя понимает, что словами не поможешь. Он страстно желает накормить друга, согреть. Лёнька был ошарашен, увидев, что угля нет, и даже «подрастерялся, но ненадолго», не задумываясь побежал «добывать» уголь, хотя один он этого никогда не делал.

- Как Ваня, понимая, что Лёне стыдно за побег, пытается поддержать его?

- Какой поступок, вызывающий уважение, совершает Ваня в этом эпизоде?

(Ваня отдаёт Лёньке рукавицы – единственное, что осталось от отца, желая помочь другу, хотя это решение даётся ему нелегко; по-человечески он понимает причины поступков друга)

Вывод: Забота о друге и помогает ребятам выстоять в такое трудное время. Ведь думая о других, меньше думаешь о себе и меньше обращаешь внимания на сложности и горести жизни. Мальчишки сильны общей заботой и добротой, любовью друг к другу, памятью о близких людях.

Запись в рабочих листах: заботится о друге, принимает непростое решение, они помнят о близких

5 часть «Уцепиться бы…»

7 группа

- О чём думал Лёнька, ожидая поезд, какое состояние переживал в тот момент?

(«он весь сжался от волнения и холода», «весь напрягся», «Лёнька не замечал ничего», «Эх, нагоним дома жары!»

- Чем рисковал мальчик, воруя уголь?

(Если раньше Лёнька рисковал тем, что его заставят сделать укол или поймают при краже жмыха со склада, то теперь он рисковал собственной жизнью)

- Как характеризует героя этот поступок?

(Мальчик способен на смелые решительные поступки, несмотря на смертельную опасность. Снова возникает вопрос: а хорошо ли он делает, воруя уголь? Но мы знаем, что делает Лёнька это не для себя, а заботясь о близких людях, беспокоясь о них. Ему не всё равно, как они себя чувствуют)

- Каждый ли человек способен рисковать жизнью ради других людей?

Запись в рабочих листах: беспокоится о близких, рискует жизнью

- В течение рассказа главный герой не раз поёт частушку про сербиянку (4 раза). Как вы думаете, в каких ситуациях он это делает? Зачем автор использует этот приём?

Песня, слова которой для Леньки мало что значит, помогает ему пережить свое душевное состояние: то растерянность, то сострадание, то решительность, то отчаянную смелость.

- Таким образом, обобщив всё сказанное, ответьте, какими качествами обладают герои рассказа «Мальчики»?

(Чувство тревоги за близких людей, сила духа, доброта, муки совести, сострадание, чуткость, постоянная забота о близких, способность принимать решения, делать выбор, сомневаться, исправлять свои ошибки – вот что наполняет жизнь мальчиков).

Запись в рабочих листах: ДОБРОТА, СОВЕСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЧУТКОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, СИЛА ДУХА, ВЕРНОСТЬ

- Можно ли Лёньку и Ваню назвать ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы? Сравните с записью в начале урока.

(Настоящий человек обладает такими качествами: совесть, честь, доброта, честность, сострадание)

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Мальчики», хотя главным героем является всё-таки Лёнька?

В заглавии рассказа используется множественное число, хотя речь идет в основном о Леньке. Словом «мальчики» автор объединил не только Леньку и Ваню, но и многих детей войны, оставшихся без отцов, в том числе, возможно, и себя самого. Оно указывает на возраст, который требует опеки и заботы, а герои произведения вынуждены принимать очень непростые решения.

- Чем необычен финал рассказа?

Человеком, который стрелял в Лёньку, оказался отец Вани, Николай Серёгин.

- Зачем В.И.Белову нужен такой финал?

Писатель ещё раз показывает, насколько жестока и беспощадна война к людям. В этих условиях очень непросто сохранить в себе лучшие черты человека.

Возвращаясь к началу урока, ответьте на вопрос: легко ли быть настоящим человеком?

Каждый человек в своей жизни совершает ошибки и принимает неверные решения, за которые ему бывает стыдно. Но главное, уметь их исправлять. Это не всегда просто и легко, но лишь внутренняя сила, накопленная человеком на про­тяжении всей жизни, помогает ему в самые сложные мо­менты сделать правильный выбор, остаться Человеком, по­ступить по совести.

Вернитесь к эпиграфу урока.

Д.З. Напиши другу о том, какое впечатление произвёл на тебя рассказ «Мальчики», чему научил, о чём заставил задуматься? Составьте синквейн

Достигли ли мы целей урока?

Быть человеком - что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья.
Быть человеком - значит быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным.

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…..
  • Я научился…..
  • Мне захотелось…..
  • Я понял……