Эффективные формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


Русский язык – это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь.

По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это не одно и то же!

Цель и задача.

Сдать ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в школе (образовательных организациях).

Цель учителя – дать качественные знания по предмету.

Задача учителя – качественная подготовка к ЕГЭ.

Дистанционное обучение – одна из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционные технологии в процессе обучения позволяют предоставлять равные возможности при обучении различных категорий обучающихся.

Применение дистанционных образовательных технологий определена тем, что по всей стране введена дистанционная форма обучения.

В своей работе применяю активные педагогические технологии подготовки к ЕГЭ:

1. Личностно-ориентированные.

2. Развивающие.

Использование дистанционных технологий способствует развитию учебной мотивации у обучающихся. Помимо учебного мотива формируются:

  • познавательный мотив (стремление посредством ИКТ-технологий открывать новые знания);
  • мотив саморазвития (стремление к самостоятельному открытию знаний);
  • мотив достижения цели (самостоятельная постановка и решение новых учебных задач);
  • коммуникативный мотив (стремление взаимодействовать со сверстниками посредством ИКТ технологий);
  • эмоциональный мотив;
  • внешний мотив.

Именно при подготовке к ГИА в форме ЕГЭ – это сделать намного сложнее, а самое главное – проследить реальную картину готовности обучающихся к экзамену.

В настоящее время с обучающимися 11-го класса ежедневно проходят уроки онлайн по скайпу.

При подготовке к ЕГЭ используется простая методика, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я дополнительно предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме) или чаще даю готовый теоретический материал.

Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач».

Мы называем задания теста задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет совсем не сложно найти правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.

Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.

Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования.

Тематический контроль с эпидемиологической обстановкой проходит на сайте «Решу ЕГЭ» или «Я класс».

Подготовка к итоговому контролю предполагает повторение большого объема предметного материала.

Это я учитываю при планировании повторения, обобщения учебного материала и подготовке учащихся к выполнению тестовых заданий.

Такую работу я провожу в несколько этапов:

1. Составление индивидуальной программы повторения.

2. Организация закрепления пройденного материала.

3. Контроль освоения учебного материала.

Составление индивидуальной программы повторения:

I этап – выявление пробелов школьников и составление своеобразной индивидуальной программы повторения.

На этом этапе уточняются пробелы в знаниях и умениях по ранее изученным темам.

Источниками информации являются:

– самооценка ученика,

– данные текущих работ и по необходимости тестирование,

– специальная диагностика (тестовые задания различных видов, результаты контрольных и проверочных работ и т.д.).

На основании этой информации ставятся задачи, выбираются формы и приемы их решения.

Для организации повторения необходимо разработать программу повторения по предмету за период, который выносится на контроль.

Организация закрепления пройденного материала.

II этап – устранение пробелов, работа над ошибками, закрепление пройденного материала.

Занятие на данном этапе организуется индивидуально, в парах (по скайпу).

Школьники работают по нескольким временным объединениям для выполнения конкретной учебной задачи.

Применяю различные эффективные методы и формы подготовки.

Эффективная форма подготовки.

Индивидуальная работа, групповая дискуссия, анкетирование (тестирование), мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Приёмы и методы при выполнении заданий по теме « Лексика».

Методика проведения словарного диктанта:

по скайпу. Обучающиеся пишут по диктовку словарные слова (вперемешку 10 новых слов и 5–10 из тех, что уже давались на предыдущих уроках). Во время диктовки комментируется только значение слова (но обязательно каждого, чтобы вырабатывался навык формулировки лексического значения), причем сначала разъяснение дают те ученики, кто может это сделать.

Различные виды работы по орфографии.

Тематические диктанты (диктанты на одно правило).

Словарные диктанты с последующим объяснением.

Комментированное письмо.

«Итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности.

Обычно большинство учащихся успешно справляются с этим заданием.

Эффективные приёмы для работы над правилами пунктуации

Тексты, как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной.

Тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий).

Готовые реальные задания с сайта ФИПИ.

Для отработки элементарных знаний и умений (орфоэпия, орфография) я использую методику тренажера.

Для этого подготовленный материал – карточки с заданиями или вопросами, по одной и той же теме решаются по цепочке, каждым учеником по скайпу.

На подобных индивидуальных занятиях учитель в основном выполняет контролирующие функции: проверяет правильность выполнения работ, при необходимости консультирует и обучает учащихся.

При этом использую фронтальную, индивидуальную форму обучения.

У каждого вида работы свое предназначение: при фронтальной работе рассматриваются общие подходы, методы выполнения заданий; при индивидуальной работе осуществляется “доучивание” – ликвидация пробелов в знаниях.

Используемые информационные технологии:

  • учебники и другой печатный материал;
  • цифровые материалы, пересылаемые по компьютерным телекоммуникациям;
  • дискуссии и семинары, проводимые посредством компьютерных телекоммуникаций;
  • видео уроки;
  • голосовая почта; односторонняя видеотрансляция с обратной связью посредством чата.

Контроль освоения учебного материала

III этап – итоговая диагностика: осуществляется проверка знаний и умений по темам, которые повторялись и закреплялись на II этапе.

Цель контроля на этом этапе – выяснение достигнутого уровня знаний обучающихся.

Для этого снова могут применяться различные тесты, контрольные и проверочные работы и т.п.

Данный этап для ученика может быть либо завершающим, если индивидуальная программа повторения школьника реализована (все темы повторены), либо промежуточным, если требуется повторить следующие темы или задания другого уровня.

Другое направление этой работы – освоение тестовых технологий.

Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ.

Однако использование тестовой формы контроля не всегда даёт представление о качестве и глубине знаний, о математических способностях ученика, поэтому я тщательно подхожу к отбору тестов и их составлению, разумно сочетая традиционные и тестовые технологии.

Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание.

В своей работе активно использую ИКТ технологии.

Цифровые образовательные ресурсы, а также интернет-ресурсы, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам.

Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры по освоению стандартных процедур и обучению решению многоходовых задач. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.

Разрабатываю также задания с использованием анимации, фотографий и видеофрагментов. При создании и компоновке обучающих блоков учитываю, что дети по-разному воспринимают визуальную и звуковую информацию, по-разному анализируют задания, использующие формулы, схемы, текст и т.д. Например:

В связи с эпидемиологической обстановкой и перехода всех школ на дистанционное обучение необходимостью явилось активное использование ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к экзамену.

Что я использую и рекомендую выпускникам ЕГЭ–2020:

1) открытый банк заданий ЕГЭ
https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

2) Видеоконсультации 2020 года (и прошлых лет) для участников ЕГЭ
https://www.youtube.com/playlist?list=PLr3fDr4EMQM4Srj
YzQyXOMGt3334FdBdo&disable_polymer=true

3) Видеоматериалы с советами родителям и выпускникам по психологической поддержке при подготовке к ГИА – https://yandex.ru/video/search?text=Видеоматериалы%20с%
20советами%20родителям%20и%20выпускникам%20по%20
психологической%20поддержке%20при%20подготовке%20к%20ГИА&path=wizard

- http://ege.edu.ru/ru/main/information_materials/vid_pap

4) для контроля применяю сайт «Решу ЕГЭ:

- https://ege.sdamgia.ru

- https://neznaika.info/ege/russian/

Применение интернет-технологий позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Интернет-тестирования также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.

Выполняем тренировочные и диагностические работы в домашних условиях. в режиме on-line.

Я рекомендовала учащимся и их родителям прежде всего сайты ГИА-9, ФИПИ, «Решу ЕГЭ» и др.

В режиме дистанционного обучения провожу видеоуроки на Skype.

Учу выпускников написанию сочинения по тексту, (находить проблему текста, авторскую позицию, доказывать свою точку зрения, подтверждая примерами).

Выполненные задания обучающиеся присылают на электронную почту учителя, и смотрю по статистике выполнения заданий на сайте «Решу ЕГЭ» а затем, дополнительно с каждым обучающимся проводим работу над ошибками.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест.

Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.

Старание и труд к счастью ведут!

Приложение «Учись писать сочинение-рассуждение!»

Презентация