Введение
Данная методическая разработка – попытка привести учащихся к пониманию необходимости сохранять память о страшных событиях Великой Отечественной войны.
В современном мире итоги войны разные страны и политические силы зачастую желают пересмотреть. Используя разнообразные методы демагогии, представители этих сил пытаются охватить своим влиянием различные слои населения, в том числе и молодёжь. Поэтому вопрос воспитания вдумчивого отношения к событиям прошлого как никогда актуален.
Урок, созданный в технологии развития критического мышления, начинается стадией вызова, на которой во время просмотра ролика об истории плаката «Родина-мать зовёт» у школьников пробуждается интерес к осмыслению происходящего.
Центр урока представляет дискуссия, во время которой учащиеся имеют возможность высказать своё мнение в устной (монологической и диалогической) и письменной (подготовка к сочинению) речи, выслушать мнение одноклассников, расширить собственные знания по теме.
Работа на уроке наводит на размышления о сохранении уважения к исторической памяти, недопущении кощунственного отношения к трагическим событиям. Проблемные вопросы способствуют формированию у учащихся личностного отношения к событиям истории и современности. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что нельзя быть «иванами, не помнящими родства».
Эмоциональное прочтение стихотворения и просмотр видеоролика «Память» также работают на основную идею урока: «Память истории не терпит кощунства. Ни плакаты, зовущие в бой за Родину, ни любая другая трагическая страница истории не должна становиться фарсом, шуткой, карикатурой».
Вывод урока: «Чтобы не повторилось подобное, «забыть нельзя, помнить».
Сценарий урока
Цель: привести учащихся к пониманию необходимости сохранения исторической памяти.
Задачи:
- учить излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов, создавать текст-рассуждение на нравственную тему;
- развивать письменную и устную монологическую речь учащихся;
- воспитывать трепетное отношение к исторической памяти.
План урока
1. Мотивирование на учебную деятельность.
2. Стадия вызова.
3.Стадия размышления.
4.Стадия рефлексии.
Формы работы: работа в группах, исследование языкового материала, индивидуальная работа.
Методы работы: проблемное обучение, исследовательский, творческий.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления.
Межпредметные связи: история, литература.
Требования к результатам обучения:
Предметные результаты: совершенствование умения создавать текст сочинения-рассуждения.
Метапредметные результаты: развитие умений анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи, устанавливать логические связи, создавать собственные тексты с учётом замысла.
Личностные результаты: создание ценных нравственных ориентиров, совершенствование речевых навыков.
Материально-техническое обеспечение содержания урока:
- Методическое обеспечение: план-конспект занятия, дидактическое обеспечение: плакат «Родина-мать зовёт», плакат с темой урока, раздаточный материал – текст И.Руденко из ОБЗ ФИПИ.
- Информационно-библиотечное обеспечение: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
- Информационно-компьютерное обеспечение: видеоролик «Родина-мать зовёт», видеоролик «Память».
- Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Конспект урока
1. Мотивирование на учебную деятельность.
Учитель (вывешивает на доску плакат «Родина-мать зовёт» и читает отрывок из стихотворения Светланы Боевой «Родина-мать»):
Отгремела война, отошла осторожно,
Начался уже новый и мирный отсчёт.
Смотрит женщина в красном с плаката тревожно.
Это Родина-мать на защиту зовёт.
- Кто из вас видел ранее этот плакат? Что вам о нём известно?
(Ответы учащихся.)
2. Стадия вызова. Просмотр видеоролика «Родина-мать зовёт» (см. интернет-ресурс или приложение 1).
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17872785500648457209&from=tabbar&p=2&text=родина+мать+зовёт
Учитель: 79 лет прошло с момента создания этого плаката. Стоит ли спустя такой долгий срок помнить о нём и о тех событиях, которым он посвящён?
(Ответы учащихся.)
Учитель: А что такое память? Объясните значение слова. Сверьте с толковым словарём. [3, с. 490]
(Предполагаемые ответы учащихся:
- Память – это не абстрактные знания каких-либо событий. Память – это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально.)
Учитель: Какая бывает память?
(Индивидуальная, коллективная, историческая. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.)
Учитель: В чём может сохраняться память?
(В фотографиях, письмах, документах, воспоминаниях очевидцев, вещах, памятниках…)
3. Стадия размышления.
Учитель: Представьте себе, что человек потерял индивидуальную память. Страшно ли, опасно ли это для него?
(Теряя память, человек утрачивает и ориентацию среди окружения, рушатся социальные связи.)
Учитель: А если потерять коллективную память, историческую память народа?
(1-е мнение: – Это очень страшно – человек, не помнящий свою историю, способен повторить все ранее совершённые ошибки.)
(2-е мнение: – Может, и не так это плохо. Мы забудем страшные события, забудем войну, страдания, боль – и нам станет легче жить.)
Учитель: У нас прозвучали разные мнения. Попробуем сформулировать тему урока.
(Ответы учащихся.)
Учитель (открывает тему урока на доске «Забыть нельзя помнить!»):
- В теме нашего урока пропущена запятая. Кто-то, вероятно, уже сейчас знает, где её поставить, а кому-то ещё нужно время на размышление. Возможно, в этом поможет сегодняшний урок.
- Исходя из темы, поставим цель урока.
(Найти ответ на вопрос: «Нужно ли сохранять историческую память, нужно ли помнить историю?».)
Учитель: Ответить на этот вопрос нам поможет текст из открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку, ведь слово – это тоже память.
- Работая над ним, мы попробуем создать свою книгу – книгу размышлений выпускника, книгу нашей памяти (раздаёт учащимся листы бумаги в виде страниц будущей книги).
Работа с текстом (источник – ОБЗ ФИПИ; http://www.fipi.ru/)
Текст
На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметьево», взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звездочкой на каске: «Ты записался добровольцем?» Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, на смерть, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама.
Это и была реклама (дома отдыха «Планерное»). Суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны». Ну и ну...
- Да это просто прикол такой, – не разделил моего недоумения молодой коллега.
- Юмор.
Дохихикались... Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ерничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? Но есть же, должны быть, события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии.
Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовет!». Не на черные штыки, грозно поднимающиеся у нее за спиной, зовет, нет. Зов продолжен ныне так: «Родина-мать зовет отдыхать». Таков слоган дня, оказывается. А вместо военной присяги у нее в руке... «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани». Самое время поерничать над военной присягой? А Родине-матери звать в ночной клуб?
Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Все кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, – за стогами». Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. Военные плакаты, превращенные в рекламу, хотели или не хотели того ее создатели, рассчитаны именно на снижение. Но Родина – дом человека. А не дом циника все же.
Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня? И, увы, не в хоромах? Впрочем, вряд ли наши ветераны ездят по дороге в аэропорт, ворота страны, которые они исходили своими ногами в войну. И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полумесячной пенсии. Тогда зачем дорогие понятия – снова всуе?
Прямо напротив плакатов, через дорогу, – знаменитые «ежи». Последняя линия обороны. Здесь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. И погибли
(По И.Руденко)
1) Чтение текста.
2) Смысловой анализ текста проводится через приём «Тонких и толстых вопросов»: представитель одной группы учащихся задаёт вопрос другой группе.
Возможные вопросы:
- Как бы вы озаглавили текст? Какие мысли, чувства он у вас вызвал? Какие плакаты встретились автору и его спутнику? Как они отнеслись к нарисованному на плакатах? Чем объясняется разница в восприятии, на ваш, взгляд? Чья цитата приводится в тексте? С какой целью? Что означает слово «ёрничать»?
3) Формулировка проблемы текста.
(Учащиеся записывают индивидуально своё мнение, потом в группах обсуждают варианты и дают лучший ответ от группы.)
Примерные формулировки проблемы:
- Автор поднимает проблему отношения к исторической памяти.
- Память истории… Важна ли она? Как относиться к давно минувшим событиям?
- Можно ли переводить в шутку драматические события истории?
4) Комментарий к проблеме текста.
Учитель:Попробуем прокомментировать проблему. Вспомним структуру комментария в задании 27 ЕГЭ по русскому языку.
(Ответы учащихся.)
Учитель: Какие примеры-иллюстрации, на ваш взгляд, можно привести к сформулированной проблеме?
(Ответы учащихся.)
- Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос … (Что автор думает по данной проблеме?)
(Ответы учащихся.)
5) Высказывание и аргументация собственного мнения по проблеме.
Учитель:
- Выразите собственное мнение по данной проблеме и запишите его на странице нашей книги памяти (у каждого ученика своя страничка).
- Аргументируйте собственное мнение по проблеме.
- Вспомним, что такое аргумент?
(Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.)
(Работают в группах по технологии «Мозговой штурм»: каждый участник предлагает свой аргумент; учащиеся записывают в «Книгу» предложенные аргументы, формируя таким образом «банк аргументов».)
6) Отчёт групп о проделанной работе.
4. Стадия рефлексии.
Учитель: Вернёмся к названию темы урока. Что вы поняли из урока? К какому выводу пришли? Запишите на своей странице «Книги».
(Учащиеся зачитывают сформулированные выводы и отдают свою страницу книги для скрепления.)
Предполагаемые выводы:
- Память истории не терпит кощунства. Ни плакаты, зовущие в бой за Родину, ни любая другая трагическая страница истории не должна становиться фарсом, шуткой, карикатурой. Иначе мы превращаемся в нелюдей, в «ивАнов, не помнящих своего родства».
Учитель: В нашей книге пока только несколько страниц. Продолжить её вы сможете, работая дома над сочинением-рассуждением по тексту И.Руденко (в формате задания 27 ЕГЭ по русскому языку).
Учитель: Начали мы с вами урок с просмотра видеоролика и закончить я хочу так же.
Видеоролик «Память» (см. интернет-ресурс или приложение 2)
Учитель: Спасибо всем за урок! Добра, мира, терпения и милосердия вам! Надеюсь, каждый из вас осознал, как важно поставить запятую в правильном месте в этой фразе: «Забыть нельзя помнить!». Я свой выбор давно сделала. (Обращается к плакату на доске и ставит свою запятую: «Забыть нельзя помнить!»)
- Видеоролик «Память» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8836511301251823836&from=tabbar&text=пусть+свечи+памяти+горят - Видеоролик «Родина-мать зовёт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17872785500648457209&from=tabbar&p=2&text=родина+мать+зовёт
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2005. – 944 стр.
Использованные источники
4. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/