Школа – это главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. У таких детей выявляются отклонения в развитии, связанные с изменением нервной системы ребёнка. В связи с дефектами речи, особенностями психической мыслительной деятельности у детей с ограниченными возможностями отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала.
В 9-м классе обучающимся предстоит сдача ГИА по русскому языку. По решению ПМПК учащиеся с ОВЗ проходят государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ. Независимо от формы проведения экзамена, обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Особенности экзаменационной работы ГВЭ–9 по русскому языку.
Для участников ГВЭ-9 разрабатываются различные виды экзаменационных материалов. Вид экзаменационного материала выбирается индивидуально с учётом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Экзаменационные материалы содержат помету «А» – обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы содержат помету «С» – слепые обучающиеся, слабовидящие и поздно ослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы содержат помету «К» – глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи – изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания грамотности. Экзаменационные материалы содержат помету «Д» – обучающиеся с расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания.
Важным условием успеха ученика на ГВЭ должна стать психологически комфортная и безопасная образовательная среда. Основной принцип обучения — индивидуальный подход (знание и учет интересов, склонностей обучающегося, особенностей характера и темперамента, уровень развития). Изучая особенности детей, обучающихся в классах КРО, мы обращаемся не только к личным наблюдениям, но и к методическим рекомендациям, которые прописываются в заключении ПМПК, показывающие, что ребенок должен сдавать, сдают ГВЭ по материалам с пометой «К».Обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Мы предлагаем учащимся попробовать свои силы в написании обеих форм.
Особенности изложения (сжатого или подробного) с творческим заданием с пометой «К».
Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. При этом тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. После написания изложения обучающимся предлагается выполнить творческое задание (сочинение) – от 70 слов.
При написании изложения обучающиеся испытывали трудности, связанные, прежде всего, с кратковременной памятью, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, таким детям очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Обучающиеся не справлялись с написанием изложения, а ко второй части – сочинению - не приступали вообще.
Содержание экзаменационной работы (сочинение) ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма) c пометой «К».
Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определённой структурой. Комплект тем сочинений предполагает написание сочинения на свободную тему по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).
Тематика сочинений в 9 классе:
- Человек и окружающий его мир (взаимодействие человека и природы; влияние человека на природу и природы на человека; бережное отношение человека к окружающему его миру, сохранение природных богатств и ценностей).
- Человек среди людей: отношения и поступки (вопросы этико-нравственного существования человека, вечных моральных ценностей (любовь, дружба); проявление таких качеств, как честь, совесть, милосердие, сострадание и т.п.; готовность и способность человека к определённому поступку).
- Человек в мире Знания и Искусства (освоение новых знаний, влияние технического прогресса на существование человека, на жизнь людей; роль знаний, прогресса, искусства в жизни человека; влияние, воздействие искусства на человека).
- Человек в мире профессий (вопросы определения будущего жизненного пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной сфере).
На сайте ФИПИ в методических рекомендациях представлены примерные темы сочинений:
- Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека.
- Почему люди дорожат дружбой?
- Чем опасен эгоизм?
- Почему важно задумываться о смысле жизни?
- Как следует относиться к живой природе?
- Почему важно формировать в себе силу воли?
- Какую роль в судьбе человека играет мечта?
- Почему гордость относится к тяжким человеческим порокам?
- Искренность – одно из лучших нравственных качеств человека.
- Нет ничего более прекрасного и удивительного, чем природа.
- Что значит поступать по совести?
- Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать,
- никогда не будет одинок?
- Какого человека можно назвать преданным своему делу?
- Чем и кем богата российская земля?
- Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (П. Сир)
- Чтение ‒ прекрасный способ проведения досуга.
- «Все профессии нужны, все профессии важны…»
Анализируя пробные работы по материалам ГВЭ по русскому языку у обучающихся выявили следующие проблемы:
- Недостаточная сформированность слухового восприятия;
- 2.Слабая концентрация внимания;
- 4.Низкий уровень развития логических операций;
- 5.Несформированность приемов самоконтроля;
- Недостаточное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления
- Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
- Низкий уровень объема и распределения зрительного внимания;
- Низкий уровень развития кратковременной памяти.
Опираясь на диагностику выявленных проблем, мы совместно с обучающимися уже 4-ый год выбираем форму сдачи ГВЭ по русскому языку – сочинение.
Из опыта работы подготовки учащихся с ОВЗ к написанию сочинения.
На первом этапе подготовки к написанию сочинения-рассуждения очень важно, чтобы обучающиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания. Для этого в самом начале подготовительной работы мы изучаем и анализируем критерии оценивания, а в дальнейшем учимся анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями весьма важен, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям.
Критерии оценивания сочинения на свободную тему.
1 критерий. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений.
2 критерий. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения
3 критерий. Композиционная цельность и логичность сочинения
К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру (алгоритм) написания:
- Вступление – тезис.
- Основная часть - доказательства (аргументы).
- Заключение – вывод.
На втором этапе начинаем работать над вступлением к сочинению, учимся выдвигать тезис. У обучающихся с ОВЗ не вызывает трудности найти в предложенной теме сочинения ключевое слово. Но в силу того, что у таких детей, как правило, наблюдается бедность словарного запаса, неточность в употреблении слов, трудность актуализации словаря, несформированность структуры значения слова, им сложно дать определение ключевого слова и выдвинуть тезис. Чаще всего, из основных способов толкования лексического значения, учащиеся с ОВЗ выбирают описательный способ. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами (добро – это все положительное, хорошее, полезное). На практике оказывается, что многие понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Но есть среди детей с ОВЗ и те, которые имеют языковой барьер и, порой, даже не понимают на уровне описания, что означает то или иное слово.
Чтобы написать сочинение на свободную тему, обнаружить полную осведомленность в конкретном вопросе, ученик должен обладать богатым жизненным опытом. Это тоже актуальная проблема. На сегодняшний день, ребята, обучающиеся в классах КРО, мало читают, круг общения узкий. Потому в преподавании русского языка детям с ОВЗ основной метод обучения — коммуникативный. Это использование методических приемов, опирающихся на живое общение с учеником, на формирование языковой компетенции.
Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями – это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые предложения, а далее и сложные, сочинять диалоги, монологи. Начинаю урок по подготовке к сочинению всегда с притчи, поучительного небольшого рассказа, заметки в газете, тексты которых находятся у учащихся на столе, поскольку у детей с ОВЗ наиболее развито наглядно-образное мышление. Темы текстов разные, и всегда можно найти ту, которая подойдет к определенной теме сочинения: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье и так далее. После обсуждения, выделяем понятие и начинаем словарную работу. Работа над понятием проводится в группах. Обучающиеся составляют кластер к предложенному слову самостоятельно или же, используя словарные статьи, подбирают синонимы, антонимы, составляют словосочетания. Также предлагаю подобрать изречения, высказывания, афоризмы, цитаты, слова стихотворений с анализируемым словом, над которым работают учащиеся (распечатаны и находятся на столах у учащихся).
После проделанной работы учащимся легче сформулировать свое определение понятия, тезис и записать его.
При работе над основной частью обучающимся с ОВЗ сложно привести пример из жизненного опыта. Это связано с низким уровнем познавательной деятельности, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, несформированностью интересов, снижению потребности в контакте. Чаще всего мы обращаемся к художественной литературе, историческим примерам, СМИ, обсуждаем личные примеры.
В течение года обучающиеся ведут дневник аргументов, куда в табличной форме записывают этико-нравственное понятие и аргументы, характеризующие его. Работая над сочинением, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся – одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. При выполнении заданий учащиеся пользуются раздаточным материалом: схемами, карточками, инструкциями, шаблонами. Практика показывает, что как бы ни критиковали методисты «примитивный» способ подготовки учеников к письменному экзамену по русскому языку, написание сочинений по готовому шаблону по-прежнему остается самой массовой и результативной формой подготовки выпускников к написанию экзаменационных сочинений. В особенности для слабых обучающихся и обучающихся с ОВЗ. Преимущество шаблона заключается в том, что он подготовлен учителем с учетом предъявляемых требований к сочинению-рассуждению. Готовлю шаблоны написания сочинений, при работе с которыми использую разные приемы: написать по шаблону, вставить слова, исправить ошибки, выделить абзацы.
Результаты обучающихся за последние пять лет представлены в таблице.
Год сдачи ГВЭ по русскому языку | Количество участников ГВЭ | «5» | «4» | «3» | «2» | % успеваемости | %качества |
2013-2014 | 13 | 0 | 0 | 13 | 0 | 100 | 0 |
2014-2015 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 100 | 0 |
2015-2016 | 8 | 0 | 2 | 6 | 0 | 100 | 25 |
2016-2017 | 6 | 1 | 3 | 2 | 0 | 100 | 67 |
2017-2018 | 20 | 2 | 6 | 12 | 0 | 100 | 40 |