Я работаю в школе первый год, этот год я называю годом апробации, т.е. я пробую различные технологии, методы, приёмы и выясняю какие из них более действенны.
Я думаю, многие согласятся со мной, что урок русского языка один из самых сложных и нелюбимых предметов у школьников. Не знаю, как вы, но я периодически слышу такой вопрос со стороны обучающихся: «А зачем нам всё это надо?».
Поэтому свою работу стараюсь строить на мотивационной основе при постоянном поиске ответов на вопросы: «Как вызвать (сохранить) у учеников желание писать и говорить на родном языке?».
Пространственно-предметная среда нашей образовательной организации позволяет усовершенствовать и разнообразить современный урок. В моем кабинете есть персональный компьютер, мультимедийное оборудование, которое я стараюсь использовать по максимуму, оно помогает мне в создании проектов, подготовке компьютерных презентаций уроков и т.д.
Я думаю, мы не одна такая образовательная организация, у которой всё это имеется. Сегодня не было моей целью этим похвастаться, а хотела бы я показать несколько приёмов, которые я использую, и которые помогают мне развивать мышление, познавательную деятельность и формировать коммуникативную компетентность у учеников. Овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.
Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.
Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция.
Вследствие этого, важнейшая цель образования – это: «формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования».
Поскольку современный учитель должен быть современным во всем, то я считаю, что использование новых информационных технологий, а значит и построение мультимедийного урока поможет:
1) быстро адаптироваться в современных условиях постоянно меняющихся требований к уроку;
2) практически мыслить самой и учить этому детей;
3) включить ребят в активную деятельность.
Немаловажно, на мой взгляд, то, что мультимедиа на уроках русского языка поможет избавиться хотя бы частично от рутинной бумажной работы. Я считаю, что применение компьютера на уроках поможет решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, как:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Уроки с использование компьютера можно разделить на два вида:
- Уроки, полностью построенные от начала до конца с помощью компьютера.
- Использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока в кабинете русского языка и литературы, здесь может быть и включение фильма и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
В начале урока компьютер, оснащенный выходом на проекционный экран, используется для фронтальной работы, актуализация знаний по русскому языку и литературе, проведенные с использованием новых информационных технологий, настроят учащихся на активную работу. Причина заключена в социальной значимости использования современных средств обучения.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Использование новых информационных технологий позволяет ребятам учиться редактировать тексты, набирать сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составлять сборники, делать компьютерные рисунки, что, несомненно, развивает их коммуникативные и творческие способности.
Основные направления, в которых я использую компьютерные технологии на уроках:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал), здесь особенно важен мой опыт применения мультимедиа на уроках развития речи, где рассуждения учащихся связаны с картинами различных художников. Здесь интересен такой вариант работы, когда ребятам показывается только небольшой фрагмент картины, а они должны домыслить то, что изображено на остальной ее части. Безусловно, таким способом достигается развитие воображения учащихся, их коммуникативные способности.
- Музыкальные заставки так же, как и иллюстрации, помогли отразить эпоху этого времени, подчеркнуть особенности каждого поэта. В конце урока можно предложить нарисовать с помощью Paint образ поэзии одного из писателей.
- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Интересно, что одним из важных достижений своей работы на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ, стали работы учащихся с собственным материалом, где они применяли различные компьютерные программы, здесь и презентации, созданные в Power Point, и различные доклады, которые были найдены ребятами в информационной сети Internet и обработанные в Wordе. На мой взгляд, с помощью такой работы ребята учатся находить нужную информацию, обрабатывать ее и применять по назначению.
Есть мнение, что использование новых информационных технологий не должно присутствовать на каждом уроке, я же считаю, что такие уроки должны быть систематичными, иначе результат не будет высоким, как это, возможно, ожидалось.
Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе.
Приёмы, которые я использую на своих уроках:
Деловая игра «Путешествие в мир профессий».
Суть игры заключается в том, что все ее участники должны показать свою компетенции в применении возможности редактирования текстового документа средствами программы MS Word.
Игра проходит в два этапа. Первый этап – подготовительный. Обучающимся предлагается текст и ставится задача: определить его профессиональную принадлежность. Так как текст не отформатирован, то возникает проблема с прочтением и пониманием его содержания. Дети приходят к общему мнению, что отформатированный текст доступнее для восприятия. Затем определяем способы форматирования, где и с какой целью необходимо их применить в данном тексте. Можно добавить орфографические, речевые, пунктуационные ошибки, которые им предстоит исправить.
Следующий этап – защита результатов своего труда. На этом этапе обучающиеся демонстрируют отформатированные тексты, объясняют, какие способы форматирования были применены, где и с какой целью, оценивают результат своей работы по пятибалльной системе. Остальные участники, внимательно выслушав выступающего, задают вопросы и выставляют свои оценки группе. Проведение занятий в форме деловой игры позволяет выявить уровень сформированости коммуникативной компетенции.
Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
При этом применяются следующие задания с использованием компьютера:
- Наблюдение за языковым явлением, формулировка правила и составление таблицы, схемы, алгоритма. Например, при изучении темы «Правописание приставок на з–с» учащиеся должны вывести правило, вспомнить глухие согласные. При изучении темы «Знаки препинания при прямой речи», исследуя набор предложений, учащиеся составляют пунктуационные схемы.
- Для объяснения нового материала можно использовать компьютерную сказку. Например, при изучении корней с чередованиями в 5-м классе, показывается иллюстрированная «Сказка о двух братьях кос–кас».
- Использование игровых электронных программ, когда за значком спрятано задание. Например, «Карта сокровищ» при изучении однородных членов предложения в 5-м классе: на карте 4 условные обозначения клада. 1-й клад – задание по орфографии, 2-й клад – разобрать словосочетание, 3-й клад – разобрать по членам предложения, 4-й клад – найти однородные члены предложения, после чего формулируется тема урока и выясняются «особые приметы однородных членов».
- Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, шарад. Например, при изучении обобщающих слов при однородных членах предложения используется кроссворд «Радужный» (Назовите предметы на картинке обобщающим словом, например, «диван-мебель»), при правильном выполнении задания читается слово «Молодцы». При изучении темы «Имя существительное» в 6-м классе используется презентация с ребусами, разгадав слово, необходимо определить его грамматические категории.
- Работа с текстовым материалом. Например, выбрать изучаемую часть речи, определить синтаксическую роль, употребить в нужной форме.
- Заполнение таблицы «Что надо знать и уметь». Скрытые памятки, например, при изучении темы «Однородные предложения» в 5-м классе даётся картинка с 5 вопросительными знаками, нажимая на которые, можно прочитать признаки однородных членов.
- При изучении темы «Простое предложение» используются задания на составление предложений по картинке, распространение предложений, схемы простых предложений.
Презентации при практическом применении знаний имеют комбинированный характер:
- Актуализация знаний: теоретические зарядки, грамматические, орфографические, фонетические разминки, словарные диктанты, заполнение таблиц.
- Выборочный или распределительный диктант.
- Игра «Третий лишний».
- Игра «Корректор» (исправить ошибки).
- При изучении темы «Состав слова. Словообразование» предлагается собрать слово из морфем, распределить по способам словообразования, выделить словообразовательные морфемы».
- Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера, сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником. Электронные тренажёры – самый любимый учащимися вид работы. Например, «Безударные гласные в корне слова» (5-й класс). Игра предполагает уровни сложности выбрать слова на заданную тему, отгадать загадку, вставить пропущенную букву в зависимости от лексического значения слова, вставить пропущенные буквы, найти верное написание слов. Тренажёр «Морское путешествие» можно использовать при изучении любого орфографического правила. При правильном ответе рядом с кораблём путешественника появляется дельфин, при неправильном – акула. Выполненные задания сразу проверяются.
- На уроках контроля и проверки знаний будет уместно использование итогового тестирования в формате ЕГЭ. Например, в течение итогового урока в 5-м классе по теме «Имя существительное» все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3–4 минуты. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно... Кроме того я использую:
- Электронная игра «Крестики-нолики». Программа позволяет ввести в клетки игры задания на любое орфографическое правило. Игра основана на выборе правильного варианта ответа. Правильный ответ сопровождается звуками аплодисментов, при неверном выборе буква исчезает.
- Диктант-молчанка: записать название предмета, изображённого на картинке (например, при изучении темы «Правописание о–ё после шипящих в корне слова» (5-й класс), «Правописание и–ы после ц» (5-й класс).
- Тематический контроль знаний в 5-м классе по теме «Чередующиеся гласные е–и в корне слова» проводится с помощью электронного тренажёра. Выполнение теста завершается количественной и качественной оценкой.
- Проверочный тест «Имя существительное» (6-й класс). Необходимо выбрать правильный вариант. В этом случае загорается зелёный свет и звучат аплодисменты, в случае ошибки горит красный свет и звучит сигнал тревоги. В тест включены задания на знание морфологических, синтаксических и орфоэпических норм имени существительного. В конце теста выставляется отметка.
- Проверка знаний по теме «Лексика» в 5-м классе предполагает задания: угадать слово по его лексическому значению, назвать термин по определению, выписать синонимы, антонимы, записать фразеологизм, распределить стилистически окрашенную лексику по разделам, убрать лишнее слово. Используются тематические тесты «Непроизносимые согласные», «Однозначные и многозначные слова».
Программы тренажёров и тестов можно использовать при изучении любой темы, меняя языковой материал.
Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. У нас не так давно были курсы ИКТ, где нам рассказали и показали много разных интересных программ, но, к сожалению, нет возможности каждому учащемуся предоставить компьютер для индивидуального обучения.