Комплексный анализ текста как средство подготовки к ГИА. Дидактические материалы к урокам русского языка. 5–9-е классы

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: ГИА русский язык


Пояснительная записка

Одним из новых образовательных результатов реализации ФГОС является умение учащихся работать с текстом: извлекать необходимую информацию, интерпретировать информацию и преобразовывать её. Но сегодня невозможно получить качественно новый результат, если не работать системно и комплексно.

Комплексный анализ текста как средство развития речи и изучения грамматики на уроках русского языка является логическим завершением изучения любого раздела языкознания с 5 по 9 класс. Интерес к комплексному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить учащихся к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах. Путь к выпускным экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ начинается с комплексного анализа текста. Работа над формированием умений проводить комплексную (многоаспектную) работу с текстом ориентирует учащихся на успешное выполнение заданий Единого государственного экзамена по русскому языку.

Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащегося языковое чутьё, способствует устранению грамматических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений, дает почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка. Кроме того, исследуя текст, работая с отдельными словами, предложениями, ученик развивает свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость. Система работы помогает не только повторить изученный теоретический материал, но и дает возможность отработать соответствующие учебно-языковые умения, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля; затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5–9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть, освоив новый для себя материал. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.

Работа над анализом текста начинается в 5 классе. С каждым следующим учебным годом работа усложняется таким образом, чтобы к выпускным экзаменам ученик не испытывал трудностей, сдавая ЕГЭ.

Данные тесты составлены для проведения итогового контроля по русскому языку для учащихся 5-9 классов.

Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции учащихся. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Особенность данных тестов состоит в том, что для каждого класса были подобраны тексты из произведений А.С.Пушкина, которому в этом году исполняется 220 лет. Но творчество великого русского национального поэта актуально во все времена, потому что пронизано гуманизмом, народностью, историзмом, психологизмом.

Пушкин является не только родоначальником классической русской литературы, но и основоположником современного русского литературного языка. Пушкин теснейшим образом сблизил народно-разговорный и литературный язык, положив в основу различных стилей литературной речи язык народа. Это имело огромное значение и для развития общенародного языка. Основные нормы русского языка, представленные в языке произведений Пушкина, остаются живыми, действующими и для нашего времени. Произведения Пушкина мы можем рассматривать как образцы языка художественной литературы и в современном понимании этого термина, т.к. Пушкин выходит за пределы литературного языка, если этого требует жанр, тема и назначение произведения. Гоголь отмечал: «В Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более показал все его пространство».

Обращение на уроках русского языка к пушкинским произведениям поможет учащимся в совершенствовании речевых, орфографических, пунктуационных умений и навыков. Также задания направлены на воспитание чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможно постижение глубины пушкинских произведений.

План комплексного анализа прозаического текста.

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия.
  3. Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.
  4. Укажите средства художественной изобразительности (если анализируется художественный текст).
  5. Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст.
  6. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание).
  7. Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение.
  8. Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте?
  9. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
  10. Сделайте на материале текста разные виды разбора.
  11.  Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
  12. Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план.

5 класс

Прочитайте отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и выполните задания к нему

1) Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.

2) Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.

3) Пес бежит (за) ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася (за) кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.

4) Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!

5) Никого меж тем не видно.

6) Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Тестовые задания

  1. Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
  2. Что сделала героиня в доме? Как это её характеризует?
  3. К какому стилю относится текст?
    А) художественный;
    Б) научный;
    В) разговорный;
    Г) деловой;
  4. Каков тип речи текста?
    А) повествование;
    Б) описание;
    В) рассуждение;
    Г) смешанный текст.
  5. Определите слова, не являющиеся синонимами.
    А) молодая - старая;
    Б) дубовый – берёзовый;
    В) добрая – злая;
    Г) тишина – шум.
  6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
    А) не – предлог;
    Б) и – союз;
    В) отворилась – глагол в форме прошедшего времени;
    Г) ей – местоимение.
  7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?
    А) засветила;
    Б) убрала;
    В) затопила;
    Г) живут.
  8. Раскройте скобки, объясните написание: (за) кольцо, (за) ней.
    А) раздельно, раздельно;
    Б) слитно, раздельно;
    В) раздельно, слитно;
    Г) слитно, слитно.
  9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?
    А) добрые;
    Б) обидно;
    В) убрала;
    Г) ласкаясь.
  10. В каком слове есть корень с чередующейся гласной в корне?
    А) ковром;
    Б) горнице;
    В) зари;
    Г) полати.
  11. Из предложения 6 выпишете словосочетания гл. + сущ., гл. + наречие; укажите переходность / непереходность глаголов.
  12. Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:
    А) предложение № 5 – простое, распространенное, грамматическая основа – не видно;
    Б) предложение № 6 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;
    В) предложение № 4 – простое, распространенное, повествовательное;
    Г) предложение № 2 – сложное, бессоюзное.

6 класс

Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Дубровский» и выполните задания к нему

1) Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада. 2) В это время Антон ударил по лошадям и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. 3) Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. 4) Через десять минут въехал он на барский двор. 5) Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 6) Двенадцать лет не видал он своей родины. 7) Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. 8) Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. 9) Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. 10) Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. 11) Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

(А.С. Пушкин «Дубровский»)

Тестовые задания

  1. Определите тему текста.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст.
  4. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в словосочетании «шла дорога» (предложение 7)?
  5. Замените слова «высыпала» (предложение 9), «продраться» (предложение 11) стилистически нейтральными синонимами. Запишите эти синонимы.
  6. Из предложений 1-3 выпишите фразеологический оборот, объясните значение.
  7. Из предложений 4 -7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  8. Из предложений 1-3 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «На конце приставки пишется – З- если корень начинается со звонкой согласной».
  9. Из предложений 4–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется –Н-».
  10. Из предложений 3-5 выпишите слова с разделительным мягким знаком.
  11. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное сложением.
  12. Из предложений 4-7 выпишите имена числительные.
  13. Из предложений 9-11 выпишите притяжательное местоимение.
  14. Из предложений 1-4 выпишите определительное местоимение.
  15. Укажите разряд имени прилагательного в словосочетании деревенский кучер.
  16. Среди предложений 5-8 найдите предложение с причастными оборотами. Запишите его номер.
  17. Среди предложений 3-6 найдите предложение с деепричастным оборотом. Запишите его номер.
  18. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

7 класс

Прочитайте отрывок из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания к нему.

1) Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. 2) Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. 3) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. 4) Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. 5) Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. 6) Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. 7) Лошади бежали дружно. 8) Ветер между тем час от часу становился сильнее. 9) Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. 10) Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. 11) Ветер завыл; сделалась метель. 12) В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. 13) Все исчезло.14) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...15) Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. 16) Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. 17) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. 18) «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». 19) Я стал было его бранить. 20) Савельич за него заступился. 21) «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. 22) И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» 23) Савельич был прав. 24) Делать было нечего. 25) Снег так и валил. 26) Около кибитки подымался сугроб. 27) Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. 27) Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. 28) Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели...

(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Тестовые задания

  1. Определите тему и основную мысль текста
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст.
  4. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в сочетании слов «облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо» (предложение 9)?
  5. Замените слово «бранить» (предложение 19) стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
  6. Из предложений 6- 16 выпишите фразеологический оборот, объясните значение.
  7. Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  8. Из предложений 21-27 выпишите слово, написание суффикса которого зависит от приставки.
  9. Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется – НН-».
  10. Из предложения 27 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  11. Из предложений 9 выпишите все наречия.
  12. Из предложений 23-28 выпишите производный предлог.
  13. Из предложения 17 выпишите частицы.
  14. Из предложений 3 выпишите все союзы.
  15. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
  16. Среди предложений 22-28 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Запишите его номер.
  17. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

См. продолжение статьи