Использование интерактивных методов обучения на занятиях русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: интерактивные методы


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в п. III «Развитие человеческого потенциала» п.п.4 «Развитие образования» говорится: «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира» [1].

Следовательно, необходимо продолжать внедрение в образовательный процесс педагогических инноваций.

Один из вариантов инновационного подхода к обучению – это использование интерактивных методов обучения. Интерактивный, т.е. «способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля [2].

При организации занятий русского языка и литературы с использованием интерактивных методов можно добиться перехода от пассивной роли обучающихся с формальным выполнением определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения, к становлению творческой личности.

Использование интерактивных методов обучения на занятиях русского языка и литературы предусматривает парную и групповую работу, использование проектной деятельности, ролевых игр, имитационных игр, дискуссий, презентаций, эссе, «мозгового штурма», кейсов.

На своих занятиях я использую работу в парах. Пара – отличная форма для взаимопомощи и сотрудничества. В паре ученики осуществляют взаимопроверку, закрепляют новый материал, повторяют пройденное.

Я использую следующие виды заданий на занятиях русского языка и литературы:

1. Игра «Давай познакомимся!» проводится на одном из первых занятий в 5-м классе. Каждый ученик беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (откуда пришел в эту школу или в этот класс, чем он занимался летом, что читал). Игра не только поможет учителю создать портрет коллектива, в котором предстоит работать, и провести анализ сформированности коммуникативных умений обучающихся, но и способствует сплочению класса.

2. Взаимопроверка применяется на многих занятиях русского языка. Ученики рассказывают соседу по парте правила, приводят примеры, объясняют их. Затем они меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Иногда в течение первых или последних пяти минут урока можно провести взаимопроверку (по следам сделанных в тетради ошибок).

3. «Словарный диктант для соседа», «Орфоэпический диктант для соседа». Дома обучающиеся составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Затем на уроке они обмениваются карточками и выполняют задание соседа по парте. Та же схема применяется и для орфоэпического задания. Преподаватель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний в диктантах.

4. «Графический диктант для соседа» составляется аналогично. Каждый ученик выписывает из определенного программой художественного произведения (происходит интеграция дисцплин) 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте выделяет грамматические основы и расставляет в карточке знаки препинания.

При составлении карточек развивается не только орфографическая и пунктуационная зоркость, ответственность, умение работать с учебной и справочной литературой, расширяется словарный запас обучающихся, но и проявляется творческий подход к обучению. В итоге происходит повышение качества обучения.

Ребятам очень нравится работать в парах, а усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы [4].

Кроме работы в парах, на занятиях литературы я применяю групповую работу. Например, при изучении раздела «Поэзия второй половины XIX века» в 9-м классе ученики делятся на группы по 5 человек и работают по творчеству одного из поэтов Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, подробно освещая только, например, тему любви (она очень актуально в этом возрасте) в творчестве данных поэтов. Каждая группа представляет свою работу, а остальные группы параллельно заполняют таблицу об особенностях темы любви, потом делается вывод.  Аналогично строится изучение темы «Серебряный век русской поэзии», когда обучающиеся в группах работают по символизму, акмеизму, футуризму и новокрестьянской поэзии, а потом представляют результаты групповой работы.

Ролевая игра – один из интерактивных методов, предполагающий разыгрывание различных ситуаций, т.е. проекция знаний в жизнь.

Так, при изучении темы по русскому языку «Язык и речь. Функциональные стили речи» данный метод оказывается очень уместным. Например, для тренировки умения писать заявления различного рода и культуры деловой речи используется ролевая игра, в которой разыгрывается следующая ситуация: Вы пришли записаться на курсы робототехники. Вам необходимо написать заявление. При этом один ученик выступает в роли секретаря, другой – в роли поступающего на занятия.

«Мозговой штурм» – интерактивный метод, заключающийся в оперативном решении проблемы на основе стимулирования творческой активности. Этот метод возник в 30-е годы, как способ коллективного продуцирования новых идей. Метод «мозговой штурм» даёт возможность развивать логическое мышление, аргументировано выражать свою точку зрения, активизируя речевые навыки [3]. Этот метод можно продуктивно использовать на занятиях литературы при изучении лирических произведений русских поэтов, например, в 9-м классе в теме «А.А.Блок». Учитель на доске пишет только начальные строки какого-нибудь стихотворения из творчества данного поэта, а затем  просит учеников продолжить стихотворение. Ученики, не глядя в текст, предлагают свои идеи. Наилучшие идеи поощряются и сравниваются с произведением поэта.

Использование дискуссии при обучении русскому языку и литературе позволяет личности отстаивать свое мнение, находить правильные решения, объективно оценивать свою речь и речь собеседников. Так, после изучения раздела «Лексика и фразеология» проводится структурная дискуссия по проблемному вопросу «Какова речь у современной молодёжи?» Оптимисты, пессимисты и реалисты высказывают свои мнения, а наблюдатели и аналитик подводят итог.

Кейс-стади – этот метод стал применяться во второй половине XIX века в Гарвардском университете. При данном методе обучения ученик самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Тема для дебатов предлагается одна, но первая группа должна утвердить её своими аргументами и фактами, а вторая — умело их опровергнуть, для чего требуется кропотливая работа над материалом из разных источников. Каждая команда составляет свой кейс, который содержит резолюцию (тему), дефиниции (определения), критерии (положение).

Метод кейс-стади позволяет каждому ученику развивать свои интеллектуальные возможности, овладевать логикой речи и основами ораторского искусства, расширять круг интересов [3].

Таким образом, интерактивные методы являются инновационными формами обучения, которые повышают мотивацию, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают самостоятельность, повышают качество обучения.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Матюшкин А.М. Психология мышления. – М.: 2009. – 190 с.

3. Казыгулова А.Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 1121-1126.

4. https://infourok.ru/doklad-tema-interaktivnie-metodi-obucheniya-510175.html

5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8711/