Работа педагогического коллектива по использованию и применению инновационных здоровьесозидающих технологий в общеобразовательной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Мы должны дать возможность всем детям
полностью реализовать себя в здоровой и благоприятной среде!

Для учащихся школьная среда является организованной системой, которая имеет своей целью – обучить и воспитать самостоятельную личность.

Школа очень часто рассматривается как место для обучения, но редко как место, где дети могут получить удовольствие от обучения и могут рассказать о том, чему научились.

Ребенок, находясь в школе, также как и везде, нуждается в удовлетворении своих основных потребностей. Он многое может сам, но большую роль играет участие взрослых в его развитии и становлении. В первую очередь учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги и другие специалисты несут ответственность за то, чтобы сделать среду обучения благоприятной и здоровьесозидающей для детей, а также за то, чтобы научить детей тем знаниям, которые понадобятся им в жизни, научить детей быть психологически здоровыми: уметь ценить свои достоинства и быть уверенными в своих силах.

Кто такой здоровый человек, и каким образом он становится здоровым? Легко можно представить себе здоровое тело, но это еще далеко не все составляющие здоровья. Большую роль имеет психологическое здоровье человека, которое представить намного сложнее. Оно относится к личности и представляет собой совокупность психических свойств человека, которые постоянно развиваются. Эти свойства помогают личности найти свой путь, который позволит ей выполнить некую жизненную цель, а также приводят в гармонию потребности отдельно взятой личности и общества в целом. [3]

Внимание к вопросам здоровья в последние годы в стране заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников.

Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» предполагает объединение всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Задача педагогических работников школы – полноценно подготовить школьника к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без психологического здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья учащихся, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

А ребенок уже сам при должном подходе в воспитании потребности в здоровом образе жизни будет заинтересован (или не заинтересован) в сохранении и поддержании своего физического здоровья. Физическое здоровье без психологического невозможно.

Современная система образования выстраивается и на основе реализации целого ряда нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога. Одними из таких законодательных основ служат Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России, которые определяют систему базовых национальных ценностей, ставят цели и задачи, необходимые для реализации в данном виде деятельности. [9]

В этих документах большое внимание уделяется как формированию универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности, так и воспитанию у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни, грамотно относиться к своему здоровью, физическому развитию.

Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть умением здоровье сохранять и укреплять. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить. [4]

Сегодня современный урок и внеурочное занятие в начальной школе – это возможность реализовать не только обучающие, развивающие, воспитательные задачи, но и валеологические, подразумевающие заботу о духовном, нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Поэтому в своей ежедневной педагогической деятельности при подготовке к урокам, внеурочным занятиям, внеклассным мероприятиям для решения последних задач, указанных выше, ставим следующие цели:

  • формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
  • использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности;
  • формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, соблюдения правил личной безопасности;
  • систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни и о роли семьи в его формировании. [5]

Для создания здоровьесберегающей среды мы используем разнообразные приемы работы.

Прежде всего следует отметить, что традиционно учебные занятия в нашей школе начинаются с общешкольной утренней зарядки на свежем воздухе, что наряду с укреплением здоровья способствует преодолению сонливости учеников, их положительному эмоциональному настрою на успешное обучение и общение, позволяет активно включиться в учебную работу, активизировать внимание.  

Во время уроков проводятся физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения для снятия усталости. Как известно, классическая школьная физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения таких физкультурных пауз на уроке испытывает радость после напряжения умственных сил. [6] Наибольшая эффективность от физкультминуток достигается тогда, когда их форма и содержание разнообразны, когда проводятся они с учетом специфики предмета. В состав упражнений для физкультминуток обязательно входит гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения, расслабления мышц глаз, снятия их утомления). [7]

На своём опыте убедились в эффективности использования на уроках и внеурочных занятиях элементов здоровьесберегающей технологии В. Базарного – это смена динамических поз, схемы зрительных траекторий, применение «Экологического букваря», режим движения наглядного материала, использование массажных ковриков. [1], [2]

Большое внимание в нашей школе уделяется прогулкам, динамическим паузам, традиционным спортивным мероприятиям. Это спортивные часы, эстафеты, подвижные игры. Очень любимыми детьми общешкольными мероприятиями являются: День здоровья, «Осенний кросс», «Весёлые старты» в честь Дня защитника Отечества, соревнования по русской лапте, футболу и др. Они содействуют закаливанию организма, помогают закреплять основные двигательные навыки, способствуют физическому развитию детей, развивают внимание, наблюдательность, воспитывают патриотизм, товарищество. [8]

Большое внимание уделяется и нравственному здоровью младших школьников. Известное греческое изречение гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Действительно, только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Ибо здоровье человека определяется здоровьем души. Нравственное здоровье включает в себя добрые, заботливые отношения в семье и к семье; уважительное отношение к школе и в школе - между детьми, между ребёнком и учителем, между учителем и учителем и т.д. Поэтому важно учиться самим и учить детей правилам общения:

Общеизвестны слова С.В.Михалкова о том, что всё начинается с детства. Добавим от себя: «В начальной школе всё начинается с учителя!..» У нашего педагогического коллектива есть результаты работы и в этом направлении: по итогам последних лет наша школа стала призером региональных конкурсов «Школа – территория здоровья», «Лучшая инклюзивная школа России», педагоги школы принимают активное участие и занимают почетные места в муниципальной спартакиаде работников образования, тем самым показывая ребятам личным примером   воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Еще одним составляющим психического и физического здоровья школьников является отказ от вредных привычек.

Актуальность проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью в образовательной среде определяется изменением ситуации в целом в стране, основной тенденцией которой является рост числа зависимых людей, прежде всего среди детей и подростков. Распространение наркомании, пьянства и курения приняло за последние десятилетия угрожающие размеры. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры привели к тому, что в категорию зависимых людей массово включаются самые уязвимые перед этим злом части общества – дети и подростки.

Одной из главных задач в учебно-воспитательном процессе подростков школьного возраста является организация здорового образа жизни и обеспечение безопасности жизнедеятельности. Детская зависимость – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители, в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является:

  • Создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на непринятие наркотических веществ;
  • Формирование благоприятной для развития личности социальной среды;
  • Создание условий для сохранения здоровья субъектов школьной жизни и воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

В МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области имени Г.Т.Ильченко» разработана программа «Школа за здоровый образ жизни». Принципами работы программы являются комплексность  и согласованное взаимодействие органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики здорового образа жизни, специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми - воспитателей, педагогов, психолога, социального педагога, врачей, нарколога, работников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора по делам несовершеннолетних, а так же органов управления образования.

Школьная социально-психологическая служба занимает одно из ведущих мест в работе по данному направлению.

Школьный психолог обеспечивает организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги и другие виды групповой развивающей работы; психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся; психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в учебно-воспитательном процессе, позитивное решение различных конфликтных ситуаций); выделение групп риска с помощью ежегодного мониторинга; организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов, организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи, систематическую работу с семьями школьников (особенно с семьями детей группы риска).

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что от всего педагогического коллектива, от нашей сплоченной и качественной работы в наибольшей степени зависит состояние здоровья учащихся в период их пребывания в школе. Именно мы должны организовать процесс обучения, используя при этом здоровьесберегающие образовательные технологии так, чтобы сохранить и укрепить и физическое, и психологическое здоровье школьников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005.
  2. Базарный В.Ф «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
  3. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе. // Начальная школа, 2005. № 4
  4. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / Т.Н.Захарова – Волгоград: «Учитель», 2007.
  5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005, № 11
  6. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: “Олма-Пресс”. 2001.
  7. Лецких Л.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы, 2004, № 1 
  8. Рунцов, Б.С. Игры на прогулках / Б.С. Рунцов // Физическая культура в школе – 2006 - №6.
  9. Ряховская, К.В. Упражнения на релаксацию / К.В. Ряховская // Начальная школа. – 1991.