Русский язык
-
Словообразование в русском профессиональном музыкальном подъязыке 2005
В современной лингвистике ощущается постоянно растущий интерес к различным аспектам словообразования, изучение которых позволяет прогнозировать тенденции развития языковой системы в целом. Непрерывное пополнение и изменение в процессе развития языка, будь то общелитературный вариант или ненормативная лексика, происходит благодаря новым словам, образованным по законам и способам словообразования литературного языка. На языковом уровне, где возможны определенные отклонения от нормы, в любом случае, соблюдаются общие свойственные языку принципы и закономерности.
-
Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста 2005
Данный урок представляет один из вариантов подготовки к сочинению-описанию по картине – комплексный анализ искусствоведческого текста. Восприятие учащимися произведения живописи, подкреплённое искусствоведческим текстом, связанным с содержанием картины,помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
-
Некоторые вопросы изучения раздела "Морфология. Орфография" 2005
В курсе русского языка большое место занимают раздел «Морфология. Орфография. Культура речи». При изучении этого раздела возникает много трудностей, которые могут быть преодолены при условии постоянной работы по определению частей речи и их особенностей на синтаксической основе, при условии систематического повторения и углубления материала при изучении следующей части речи.Уже с 5 класса учитель начинает работу по классификации ч.р., опираясь на три принципиальных подхода: на общее грамматическое значение, на морфологические принципы; на синтаксические признаки.
-
Обобщающий урок по теме "Наречие"(своя игра) 2005
Обобщающий урок по теме "Наречие".
-
Исследовательский метод обучения 2005
Исследовательский метод обучения позволяет на ступени ознакомления с начальным лингвинистическими и литературоведческими понятиями активизировать учебную деятельность в группах и реально поднимает к высшему уровню творческой самостоятельности.
-
Повышение уровня практической грамотности учащихся на уроках русского языка через развитие внимания, памяти, мышления 2005
Настоящий педагогический проект содержит сведения о том, какие приёмы можно использовать на уроках русского языка, предусматривающих развитие внимания, памяти, мышления - основ успешной деятельности учащихся.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе: "России славный сын"(повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое) 2005
Мы предлагаем фрагменты урока, а также подборку текстов и заданий, которые помогут систематизировать и обобщить изученное о простом и составном глагольном сказуемом и предоставят нашим ученикам возможность соприкоснуться с жизнью известного поэта, углубить и расширить представление о многогранной деятельности М. В. Ломоносова.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка" 2005
Данный урок проводился в 6-м классе компенсирующего обучения. Используя нетрадиционные технологии обучения при изучении новой темы, мы стремились включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс нахождения истины, заинтересовать его этим процессом. Вот почему была выбрана именно такая форма урока - лингвистическая сказка, которая способствует организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учеником, создает для каждого ученика возможность самовыражения.
-
План-конспект урока русского языка в 7–8-х классах по теме: "Работа над ошибками" 2005
Работа над ошибками мобилизует учащихся на преодоление пробелов в знаниях, является одним из условий формирования грамотного письма. В ходе урока необходимо мобилизовать детей на преодоление ошибок. Для этого проводятся следующие виды работы: орфографическая разминка (по принципу "четвертое лишнее"); самопроверка по образцу; работа с текстом, в котором допущены ошибки; классификация ошибок; алгоритм работы над ошибками, объяснение ошибок; повторение слитного, дефисного, раздельного написания наречий, работа с сигнальными карточками; выполнение разноуровневых заданий на правописание наречий.
-
Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка и литературы 2005
Слова К. Паустовского о "золотой розе", которую выковывает писатель, как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя - словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. В статье представлены размышления о современном подходе к преподаванию русского языка и литературы, огромном воспитательном потенциале данных предметов, определены приоритеты: привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся, чему должны способствовать нетрадиционные формы и методы работы.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с существительными" (по технологии полного усвоения знаний) 2005
Навык слитного и раздельного написания не с существительными - один из основных, потому что все последующие правила правописания не с другими частями речи как бы вытекают из него (не с прилагательными, с причастиями и т. д.) Чтобы последующий материал усваивался хорошо, необходимо сформировать навык правописания существительных с не своевременно и у всех обучаемых (насколько это только возможно). Эту проблему можно решить, используя при изучении материала технику полного усвоения, описанную в книге М. В. Кларина "Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках". Данная техника предполагает наличие эталонов усвоения материала, набор диагностических материалов для текущей проверки и итогового контроля. Обучающий цикл: объяснение, закрепление, контроль - повторяются столько раз, сколько необходимо для полного усвоения материала. В нашем случае - дважды, поскольку урок проводился в классе высокого уровня развития.
-
Вечер-игра "Слово о словах" в 9—11-х классах 2005
Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников, направленного на углубление знаний о лексикологии, умении работы с различными видами словарей
-
Урок русского языка во 2 классе("Школа 2100"). Тема: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов" 2005
Разработка урока русского языка для 2-го класса, цели которого: закрепление изученных способов проверки слов с безударной гласной в корне; ознакомление с новыми способами проверки безударных гласных через работу в группах с реализацией индивидуально-дифференцированного подхода к обучению; развиватие речи и коммуникативных способностей учащихся; воспитание навыков коллективного сотрудничества.
-
Произведения С.В.Михалкова – в помощь учителю 2005
Материал предназначен помочь учителям начальных классов, а также и учителям старших классов, провести урок или внеклассное мероприятие более содержательно. Может быть использован на групповых и индивидуальных занятиях с детьми. Различные виды заданий помогут детям освоить тему, направят их в мир детской литературы. Отличительные особенности заданий - ориентация на общечеловеческие ценности, опора на детское мировосприятие и на маленького читателя.
-
Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2005
Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.
-
Урок-семинар как форма эффективной работы при изучении темы: "Двусоставные предложения" в 8-м классе 2005
Урок-семинар - форма занятий, которая выявляет уровень сформированности общеучебных умений и навыков, определяемых программой при изучении указанного ею материала, создает в коллективе атмосферу сотрудничества, предоставляет каждому ученику возможность принять участие в работе, повышает индивидуальную ответственность за результат учебной деятельности, степень самостоятельности школьников в поиске новых источников знаний. В качестве примера урока-семинара приводится план подготовки и проведения занятия 8-м классе.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Определение" 2005
В своей работе с учащимися на уроках русского языка руководствуюсь главной задачей - продумать чёткую систему взаимосвязанных уроков. Учащиеся выполняют дифференцированные задания, развивают творческие способности, учатся самостоятельно формулировать выводы.
-
Праздник "Хорошо учиться в школе" 2005
Сценарий праздника, посвященного окончанию первого класса.
-
Интегрированный урок. Русский язык + информатика по теме: "Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм" 2005
Интегрированный урок русского языка и информатики построен по принципу горизонтального тематизма. Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Причастный оборот" 2005
Ошибки на правописание безударных окончаний причастий относятся к разряду частотных. Учитывая, что практическая отработка подобного рода материала рутинна, скучна, урок в 7-м классе разнообразят единая речевая тема "Осень глазами поэта и художника", создающая эмоциональный фон занятия, и смена видов упражнений. Кроме того, работа над словосочетаниями с причастием то в роли главного, то в роли зависимого слова исподволь, ненавязчиво подготовит учащихся к восприятию темы "Причастный оборот".
-
Сочинение по картине А.А. Пластова "Фашист пролетел. 1942" в 5-м классе 2005
Данную работу целесообразно провести в 5м классе в связи с изучением темы "Соединение в тексте разных типов речи", поскольку присутствует и работа над пейзажем, и с предполагаемым событийным рядом , также картина вызывает учащихся на разговор о бедах, которые приносит война. Это требует использования в сочинении различных типов речи: описания, повествования, рассуждения. Урок поможет учащимся осмыслить значение Великой Победы над фашизмом, а учителю - в развитии у учащихся чувства исторической памяти, любви к своему Отечеству.
-
Урок по теме: «Соединительные гласные "о"и "е"» 2005
Цели: познакомить учащихся с условиями выбора гласных О и Е в сложных словах; формировать навыки написания соединительной гласной в сложных словах. Работа по развитию речи: работа над орфоэпическими нормами; составление сложного слова. Приемы: привлекательная тема и цели; фантастическая добавка; практичность теории; немой диктант; индивидуальные карточки умений; разноуровневое домашнее задание; рефлексивный отчет в конце урока.
-
Факультативное занятие по русскому языку в 10-м классе по теме: "О скверном и святом…" 2004
Русский язык - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. Сквернословие стало нормой жизни. Примерно половина опрошенных подростков употребляет нецензурные слова и выражения, придерживаясь правила: как все, так и я. 30% обучающихся убеждены: раз есть в языке матерные слова, значит, их можно употреблять. Можно ли всё-таки употреблять нецензурные слова и выражения? Что представляет собой сквернословие как языковое явление? Верно ли утверждение Э. Асадова о том, что "слово "мат" идёт от слова "мать", сквернейшее - от самого святого!"? Что мы можем противопоставить "языку подонков и блатарей"? Этим вопросам посвящено факультативное занятие по русскому языку в 10-м классе "О скверном и святом".
-
Уроки русского языка в 6-м классе с использованием методики КСО 2004
Работу в парах постоянного и сменного состава можно с успехом применять как на уроках освоения орфографических ЗУН, так и при изучении синтаксиса и пунктуации на всех этапах обучения: объяснения нового, повторения, обобщения. Важно только, чтобы тема такого урока делилась на несколько подтем ("входов") таким образом, что ученику было бы безразлично, с которой из них начинать.
-
Обобщение знаний об имени существительном как части речи на материале устного народного творчества 2004
Цели урока. * Закрепить и обобщить полученные знания об имени существительном. * Привить любовь к народному творчеству.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Алфавит, или следствие проведут знатоки" 2004
Урок позволяет сделать уже несколько знакомую ребятам тему интересной, познавательной. Развитие логического мышления, внимания также необходимы ученикам, как и новые знания. Данный урок содействует решению подобных задач.
-
Урок словесности для учащихся 10-х классов на тему: "Звуковые средства художественной выразительности" 2004
При подготовке и проведении урока учитель ставил перед собой следующие цели: 1) повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; 2) выявить их роль в организации художественного текста; 3) продолжить работу по анализу текста;4) воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку. В основу работу на уроке положен комплексный анализ стихотворения А. С. Пушкина "Буря".
-
Использование электронного учебника "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5–6-й класс "на уроках изучения лексики 2004
Цель занятия - научить работать с ЭУ, использовать его при организации уроков в школе. Расширить представление о современных возможностях преподавания русского языка, в частности, лексики. После обзорного знакомства с ЭУ учащиеся работают в микрогруппах самостоятельно, выполняя предложенные преподавателем задания. Выполнение заданий обсуждается, делаются выводы. Домашнее задание подготовлено всем ходом аудиторного занятия и предполагает моделирование урока с использованием ЭУ.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Повторим орфографию" 2004
Урок русского языка в 9-м классе "Повторим орфографию" предназначен для систематизации знаний учащихся по одной из сложных тем "Правописание Н - НН в разных частях речи". Используется частично-поисковый метод, рассматриваются ситуации риска, отрабатывается механизм действий по проблеме, формируется навык решения проблемы: "Условия выбора Н и НН по их морфологической принадлежности". Приложение включает схему - формулу, материал для исследования, тест для контроля знаний учащихся.