Урок-игра "Лингводилижанс"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Выявить уровень имеющихся у учащихся знаний по русскому языку.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания учащихся о родном языке.
  • Продолжать работу по развитию и коррекции словесно-логического мышления, памяти и речи учащихся.
  • Воспитать устойчивую положительную мотивацию к изучению русского языка.

Оборудование:

  • таблички: тема, значение слов (лингвистика, дилижанс, фразеологизм);
  • названия остановок;
  • пословицы и поговорки о языке;
  • карта-схема;
  • “билеты”;
  • фишки;
  • ризы;
  • бумага и ручки;
  • рисунок дилижанса;
  • слова-отгадки.

Ход игры-урока

Организационный момент

– Отгадайте загадку:

Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога)

Сообщение темы и задач урока

– Не случайно я вам загадала загадку о дороге. Сегодня мы отправляемся в путешествие по дороге Лингвистики. Лингвистика – наука о языке.

– Вы уже догадались, что сегодня необычный урок, урок-игра “Лингводилижанс”.

– Из каких слов образовано это сложное слово? А кто знает, что такое дилижанс? Дилижанс – это большая крытая повозка для перевозки багажа, почты, пассажиров. Появилась в XVI веке в Англии.

Покупка билетов

– Чтобы отправиться на нашем дилижансе в путешествие, надо заплатить за проезд. Платой будут ваши ответы.

– Всем, кто правильно закончит пословицу, я вручу проездные билеты:

  • Что посеешь, … (то и пожнешь).
  • Недосол на столе, … (пересол на спине).
  • Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
  • Кончил дело – … (гуляй смело).
  • Волков бояться – … (в лес не ходить).
  • С кем поведешься – … (от того и наберешься).
  • Как аукнется – … (так и откликнется).
  • За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
  • Не помучишься – … (не получишься).
  • Тяжело в учении – … (легко в бою).

(Перед вручением “билета” уточнить смысл пословицы).

Путешествие по дороге Лингвистики

– Итак, в добрый путь! А чтобы не сбиться с пути – воспользуемся картой-схемой, на которой обозначены пункты, где мы будем останавливаться.

– Вот и первая остановка – город Фразеологизм.

Вспомните значение слова “фразеологизм” (на доске табличка).

Я буду читать предложения из произведения, которое мы изучали на уроке чтения. Ваша задача – назвать фразеологизм и объяснить его. Дополнительное очко будет начислено тому, кто назовет сказку и ее автора.

Жил был поп, толоконный лоб. (Глупый, бестолковый человек. Дополнительно: “Сказка о попе и о работнике его Балде”, А.С. Пушкин).

Все ребята стараются, а им хоть кол на голове теши. Ничего не помогает! Ты, Малеев, почему плохо учишься? (Невозможно втолковать, объяснить кому-либо что – либо. О глупом или упрямом человеке. Дополнительно: “Витя Малеев в школе и дома”, Н.Носов).

Замахал руками Жилин, закричал что было духу своим: “Братцы, выручай! (Очень громко. Дополнительно: “Кавказский пленник”, Л.Н. Толстой).

Троекуров часто говаривал Дубровскому: “Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу, даром, что он гол как сокол”. (Крайне беден. Дополнительно: “Дубровский”, А.С. Пушкин).

(За правильные ответы детям выдаются фишки, которые нарезаны из прямоугольника, в котором зашифрована пословица “Век живи – век учись”).

– Молодцы! Город Фразеологизм – позади!

– Едем дальше и на нашем пути деревня Подумайкино.

– Учитель читает пословицы, написанные на доске, и уточняет их смысл.

Язык разум открывает.

Недолго думал, да хорошо молвил.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.

– Вот какие пословицы сложил народ о разуме и языке человеческом. Богат наш язык, велик и могуч!

И сейчас мы это докажем в наших конкурсах.

Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (Буква “б”).

Корень мой находится в “цене”, в очерке найди приставку мне, суффикс мой в тетрадке вы встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. (о – цен – к – а)

Назови имена, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево (слова – перевертыши: Анна, Алла, Тит).

– Отгадай слово:

С “л” я – скользкий и студеный, с “м” – приманка для сластены. (Лед – мед).

Я дерево. В родной стране найдешь меня повсюду. Но слоги переставь во мне, и воду подавать я буду. (Сосна – насос).

– Последнее задание на этой остановке. Составьте за три минуты как можно больше слов, используя буквы из слова “Лингводилижанс” (как в игре “Звездный час”).

– Продолжаем наше путешествие. Мы приехали в село Краснословие. На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах и поговорках, о загадках.

– В каких русских народных сказках часто повторяются несколько раз одни и те же фразы? Какие это фразы? (“Репка”, “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Три медведя”).

– Назовите сказки, где есть волшебный конь. (Сивка – Бурка”, “Конек – Горбунок”).

– Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

– Отгадай загадку, которую придумал народ: Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Почему?)

– Внимание! Что в сундучке?

– Ребята, вспомните, что омонимы – это слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.

– Слушайте внимательно:

Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название – Хрустальный ключ. (Что в сундучке? Ключ).

– Стрелок отличался исключительной меткостью, и лук его был изготовлен хорошим мастером. (В сундучке лук).

– Наше путешествие подходит к концу. Посчитайте, сколько у каждого из вас фишек за правильные ответы. Обладателей большего числа фишек ждут призы (1 – 2 человека).

Работа с пословицей.

– Чтобы вернуться из нашего путешествия мы все вместе, дружно, должны выполнить последнее задание.

Соберите из ваших фишек прямоугольник.

Отыщите непрерывную ломаную линию, которая прошла бы через все буквы (написанные на прямоугольнике), нигде не пересекалась, не пропуская ни одной из букв и никуда не заходя дважды, и притом так, чтобы следуя за этой линией, можно было бы прочитать пословицу.

Давайте уточним смысл пословицы “Век живи – век учись”.

Итог урока

– Вы сегодня замечательно поработали!

– Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?

Награждение

– Победителями нашей игры, лучшими “знатоками” русского языка стали … (вручение призов).