Интеллектуальный марафон как форма тематического контроля по русскому языку при изучении раздела "Морфология" в 6-м классе

Разделы: Русский язык


“Ой, так здорово!” (Настя, 11 класс).

“Я добилась своего. Настроение отличное!” (Лена, 6 класс).

“Это легко и удобно, интересно и необычно”. (Кристина и Линда, 6 класс).

“У меня все щеки горят!!! Это круто!!! Спасибо всем!!!” (Юля, 11 класс).

“Здорово! Впервые попробовала себя в такой роли. У меня вдруг поднялось настроение, в то время как в школу я пришла разбитая и уставшая”. (Наташа, 11 класс).

“Понравилось и хочется еще!” (Никита, 6 класс).

Интересно, какая же форма школьной жизнедеятельности могла вызвать эту бурю эмоций? …Как ни странно, но с таким восторгом дети отзывались на зачеты по русскому языку, проводимые при подведении итогов учебных тем раздела “Морфология” в 6 классе.

Предвижу скепсис некоторых коллег: во-первых, в среднем звене такая форма контроля неуместна, дети еще слишком маленькие, во-вторых, сейчас повсеместно идет ориентация на усиление практических навыков учащихся, а вы опять за старое, за теорию. Ну, положим, не за голую теорию, а за органичное и глубинное соединение ее с практикой, за осознанное понимание того, почему мы пишет так, а не иначе. И еще: каждое наше учительское действие должно быть понято и принято ребятами, иначе успеха в совместной учебной жизни мы не добьемся. Я попытаюсь рассказать, как можно традиционный зачет сделать интересным и содержательным - таким, чтобы дети с нетерпением спрашивали: “Ну когда же следующий интеллектуальный марафон?” И стремились не только к четверкам и пятеркам, но прежде всего к качественным знаниям.

По моему глубокому убеждению, зачет как форма тематического учета знаний, умений, навыков учащихся оправдана и уместна не только в старших классах общеобразовательной школы, но и в среднем звене. С одной стороны, это позволяет осуществлять “обратную связь” учителя с классом и реально оценивать индивидуальный уровень обучения каждого учащегося (каждого ли из вас и всегда ли устраивают в этом плане результаты диктантов?). С другой стороны, данная форма при ее правильном применении имеет огромное воспитательное и обучающее значение для ребенка. Она не только позволяет в системе и логике обобщить изученный материал, стимулирует познавательную деятельность учащегося, формирует приемы умственной деятельности, но и вырабатывает целый нравственно-волевой комплекс: силу воли, чувство ответственности, выдержку, самообладание, организованность, чувство достоинства, умение сосредоточиться, правильное отношение к критике и самокритике, способность увидеть и признать недостатки и достижения (как свои, так и товарищей), желание не успокаиваться на достигнутом и т.д.

Органично и естественно зачет “вписывается” в систему работы тех учителей, которые работают по программе В.В.Бабайцевой, где основным принципом является системное изложение теории как прочной базы для формирования практических умений и навыков. Думаем, что усиление практической направленности обучения ни в коей мере не отменяет теоретической грамотности учащихся. Научно-теоретическое освоение практических вопросов позволяет более глубоко осмыслить специфику функционирования родного языка, формирует высокий уровень познавательной активности и самостоятельности. И если в системе учебной работы вашей школы зачет занимает прочные позиции, то нужно не только пользоваться этой возможностью, но и творчески развивать традиции.

Однако любая форма, применяемая в учебном процессе, должна соответствовать психологическим особенностям того возраста, для которого она и применяется. Согласитесь, в среднем звене традиционная форма зачета (письменная либо устная под руководством учителя и с приглашением консультантов) если и имеет методическую оправданность, то уж никак не учитывает кипучую энергию школьников, их инициативность, оптимистическое восприятие жизни, стремление быть общественно-полезными. Они деятельны, физически активны, но на традиционных уроках это игнорируется, ребенок занимает обычную объектную позицию в отношениях “учитель - ученик”.

Как учесть активность детей? Дайте ребенку двигаться! Вспомните, как пятиклассники носятся на переменах (в 6 классе они становятся спокойнее, но потребность в движении остается). Заложите в урок деятельностное начало, дайте подросткам проявить свою высокую активность - и учебную (пусть покажут свои знания в активном режиме, как спортсмены), и физическую (от правила к правилу - бегом, чтобы не тратить драгоценное время). Интенсивный скоростной режим на зачете очень уместен: в течение урока необходимо сдать достаточно большое количество правил, на каждое из которого выделяется 1-2 минуты, и от эксперта к эксперту они должны передвигаться очень быстро. Такая нестандартная учебная ситуация позволяет активизировать интеллектуальные способности учеников, и им это очень нравится.

Невероятно важным в таком уроке, чтобы он не превратился в профанацию, является учет переживаемого детьми внутреннего конфликта. С одной стороны, подросток ориентирован на некую правильность, у него существует потребность в определенном идеале; психологи говорят, что внутренний смысл этого возраста - в поиске Другого. С другой стороны, отсутствие устойчивой системы нравственных координат порой уводит детей в личностно-разрушительный “негатив”. Чтобы не “потерять” школьников в учебе (а пока они еще хотят хорошо учиться), необходимо предъявить им такой образец поведения, который был бы и внешне привлекательным, и внутренне содержательным.

Поэтому те учителя, которые работают в хорошем выпускном классе и в среднем звене, имеют благодатную возможность интегрировать усилия учащихся для решения задачи повторения курса русского языка в 11 классе и подведения итогов изучения темы в 6 классе. Слова Г.С.Абрамовой из ее замечательной книги “Возрастная психология” (М., 1997) раскрывают глубокий внутренний смысл подобного учебно-воспитательного объединения: “Большое значение имеет организация разновозрастных коллективов, где односторонность отношений практически исключается, и в силу вступают истинные гуманные отношения людей, объединенных общей, социально значимой целью”.

Класс, выбранный нами в качестве примера для шестиклассников, отличался хорошим уровнем обученности, креативности, познавательной активности, обладал достаточно сформированными нравственными качествами.

Эксперты-выпускники и марафонцы-шестиклассники с удовольствием участвовали в серии интеллектуальных марафонов, которые осуществляли комплексную проверку знаний и умений по темам “Глагол”, “Имя прилагательное”, “Имя числительное”, “Наречие”, “Местоимение” в 6 классе. По сути дела, в результате наших совместных с учащимися поисками (мы работали в системе сотрудничества и вместе активно обсуждали достоинства и недостатки новой формы контроля) родилась новая технология, которая соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся и позволяет создать комфортную учебную среду, помогающую выявить уровень познавательных интересов учеников и способствующую созданию доминантной установки на самосовершенствование личности, когда формируется стремление учащихся к успешности в учебе, происходит реальное достижение ими лучших учебных результатов, активно воспитываются позитивные личностные качества и т.д.

При применении данной технологии цели и задачи четко осознаются педагогом, что позволяет ему совершать осознанное руководство учащимися в процессе обучения и направлять их действия в процессе развития и воспитания. Представляем их в следующей таблице:

Цели и задачи Интеллектуального марафона

Пошаговая структура деятельности педагога и учащихся при осуществлении технологии Интеллектуального марафона будет состоять из 5 этапов, содержание которых представляем в следующей таблице:

Поэтапная структура деятельности

В данной технологии весьма привлекательным является смещение акцента в деятельности педагога, который выступает в тьюторской позиции, играет роль только организатора учебной деятельности детей с целью развития их личности. Происходит значительная экономия его внутренних ресурсов. На таком уроке действуют дети, а педагогу, конечно, кроме предварительной подготовки и последующего подведения итогов, остается только …звонить в колокольчик через 1-2 минуты и объявлять переход хода.

Самый интересный, на наш взгляд, этап - это обсуждение итогов рефлексии. Ученики активно включаются в обсуждение того, что произошло, предлагают новые варианты, что-то отвергают (так, у нас не прижился суперфинал - всем хотелось бегать от одного эксперта к другому, суперфиналисты почувствовали себя выключенными из общего процесса). Это как раз тот случай, когда учащиеся становятся в субъектную позицию и сами планируют условия и формы учебного действия.

Результаты применения технологии удалось отследить при помощи сравнения сводных таблиц по итогам зачета. Количество удовлетворительных оценок уменьшалось (по теме “Глагол” их было 5, по теме “Имя прилагательное” - 4, по теме “Наречие” - ни одной). Соответственно увеличивалось количество хороших и отличных оценок (“4”: 7 - 10 - 5; “5” - 6 - 8 - 17). Конечно, свою роль в положительной динамике сыграло уменьшение объема учебной темы, однако не только это, а прежде всего стремление к хорошему учебному результату.

И все же мы считаем, что правильнее будет отслеживать личностные результаты. Сравнивая процент освоения каждой темы, мы убедились, что в основном (за исключением 3 человек) произошел качественный рост знаний (например, от 66% до 76%, или от 95 до 97%, а иногда от 100% до 117% - это в случае такого знания правила, когда оно, как говорится, “от зубов отскакивает”, и эксперты поощряли тех, кто сдавал правило в течение не полутора выделенных на это минут, а тридцати секунд). Оценивание знаний и умений в процентах от объема учебного материала подтолкнуло нас к отслеживанию индивидуальных результатов по учебному коэффициенту за каждый триместр и определению характера динамики (положительной или отрицательной) для каждого конкретного ученика. Таким образом, дети сравниваются не друг с другом, а только с самими собой.

Мы попытались отследить в конкретных результатах и реализацию целей и задач развития и воспитания. О том, что нравственно-волевую мотивацию на таких зачетах удается формировать, говорит следующая таблица:

Старт

Какую задачу вы ставите перед собой на ИМ?

Финиш

Удалось ли вам реализовать поставленную цель? Изменилось ли ваше состояние?

9

Я хочу сдать все правила. Нет. Я не выполнил свою задачу. Я недоволен своим результатом.

14

Я пришла на этот зачет, чтобы выиграть и получить оценку 5. Да, чего я хотела, того добилась. Я рада и счастлива, и я уже успокоилась, потому что вначале я волновалась.

16

Победить себя. Я добилась своего. Настроение отличное!

18

Чтобы лучше знать правила. Да, я выполнил эту задачу. Я чувствую радость и веселье.

20

Перебороть свой страх. Да, я ее выполнил, и мне стало намного легче.

Обратите внимание на различие мотивов: каждый из детей ставит ту цель, которая актуальна именно для него, и действует ради достижения этой цели. Согласитесь, одной оценкой не отразить успехи и достижения наших детей. Систематическая рефлексивная работа позволяет увидеть изменения, происходящие с подростком в личностном плане.

В результате мы увидели, что дети научились отмечать в себе и других позитивные качества (Виталик отметил, что на первом марафоне главным победителем стал Артем, который пропустил по болезни две недели, но отказался от индивидуального консультанта и прошел марафон успешно вместе со всеми), преодолевать учебные трудности и самого себя (Рита писала, что она может перебороть теперь свой страх и всегда лидировать; Лена призналась в другом:“Я поняла, что она очень сильная”), способны добиться успеха и самоуважения (Алеша отметил, что зачеты вселяют уверенность в него и его одноклассников; Кристина писала: “Я оцениваю себя отлично, т.к. я справилась с трудным заданием”).

Более того, ребята научились достойно справляться с новыми, нестандартными ситуациями. Вот один, но достаточно выразительный пример. Когда прошло 2 зачета, 6 класс настойчиво стал задавать вопрос, почему в роли экспертов постоянно выступают одиннадцатиклассники, ведь можно сделать и наоборот! А почему бы и нет? Пришлось обсудить это предложение в выпускном классе. Согласие было получено, и вот тему “Имя числительное” 11 класс сдавал шестому. Надо ли говорить, как ответственно отнеслись к подготовке подростки? Состояние старшеклассников перед зачетом можно выразить словами их одноклассницы: “Сегодня я поняла, что боюсь не только обидеть, но и разочаровать 6 класс”.

Самым большим результатом такой планомерной и кропотливой работы стала насыщенная школьная жизнь, когда дети признавались, что они хотят идти в школу, им здесь интересно. …А начало всему было положено на первом зачете по теме “Глагол” в 6 классе.

Так нужна ли такая форма контроля знаний? Спросим об этом у самих детей. “Да. Проверять свои знания. Это подготовка к экзаменам” (Света). “Они как настоящий марафон. Марафон - это игра. А учиться лучше играя” (Даша). “А зачем Вы спрашиваете? Разве не видите, что он всем нравится?” (Андрей)

Ответ “Конечно!” дали 100% учащихся.

Вопросы и задания к зачету по теме “Имя прилагательное”

Маршрутный лист

Сводная ведомость