Цели и задачи урока:
- учиться находить элементы, указывающие на
стиль,
- определять средства речи,
- самостоятельно делать выводы и аргументировать
свои ответы.
Виды работы:
1. Работа с текстом (содержание, стили и типы
речи).
2. Определение художественных приемов и
особенностей текста.
3. Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
4. Самостоятельная работа (перестройка текста с
учетом изменения стиля).
Оформление урока:
1. Стенд “Гоголь в Петербурге” (портрет
Н.В.Гоголя, виды Петербурга XIX века).
2. На доске записана тема урока; эпиграф “Знать в
совершенстве язык – значит владеть его стилями”
(Г.Солганик).
Дидактический материал:
1. Тексты для работы (по одному на парту) (Приложение 1).
2. Карточки с индивидуальными заданиями (Приложение
2).
ХОД УРОКА
Вступительное слово
Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете язык – владеете ли вы стилями речи.
Тема нашего урока – Стили речи.
Перед вами тексты для работы, они пронумерованы. Обратимся к тексту №1.
Чтение и работа с текстом № 1Вопросы и задания к тексту:
Какая картина открывается перед нами? Из какого произведения взят отрывок? Чьими глазами описан город? Как Вакула оказался в Петербурге? Что его больше всего поразило? Обратите внимание на устаревшее слово, запомните, как оно пишется. С какой целью обычно в литературных произведениях употребляются устаревшие слова? Было ли это слово устаревшим во времена Гоголя? Найдите в тексте устаревшую форму. Назовите ее.
Письменная работа
Два ученика на доске выполняют индивидуальную работу по карточкам. Остальные самостоятельно в тетрадях находят и выписывают примеры художественных средств (для всех отводится 5 минут). После этого работы проверяются, комментируются.
(Из художественных средств необходимо назвать переносное значение слов, олицетворение, сравнения, бессоюзную связь между простыми предложениями, безглагольные основы, примеры звукописи)
Делаем вывод: стиль текста – художественный.
Чтение и работа с текстом № 2Вопросы и задания к тексту:
В чем, по мысли Анненкова, определялась нравственная красота Гоголя? На какие положительные качества писателя указывает критик? Что вы можете сказать о стиле этого текста? Как бы вы определили тему? Жанр?
Выпишите их текста словосочетания с наречиями, составьте схему, определите значение наречий.
Какие еще жанры публицистического стиля вы знаете? (Репортаж, заметка, интервью)
Проверка домашнего задания (сочинение-миниатюра в жанре публицистики по выбору учащегося). Чтение и комментарий работ. Соответствует ли сочинение выбранному жанру? Соблюдены ли композиционные части для данного жанра?
Чтение и работа с текстом № 3Вопросы и задания к тексту:
Определите жанр. В чем необычность этой автобиографии? Чем отличается этот текст от официально-деловой речи? Как вы понимаете выражение “черная квартира неизвестности”? Что нужно знать, чтобы написать биографию человека?
Попробуйте по датам, приведенным в конце нашего рабочего листа, составить биографию Н.В.Гоголя. Воспользуйтесь той информацией, с которой мы познакомились в текстах №2 и №3. Но не забудьте, стиль вашей работы – официально-деловой.
Самостоятельная письменная работа. Проверка и исправление стилистических ошибок.
Выводы урока.
Подведение итогов.