Цель урока: систематизация и обобщение изученного по пройденному материалу.
Задачи урока:
- Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.
- Развивать мышление учащихся: формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
- Воспитывать у пятиклассников коллективизм, гуманное отношение друг к другу: товарищество, дисциплинированность.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Форма урока: путешествие в Страну Букв и Звуков.
Класс – 5.
Предмет – русский язык.
Организация урока.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас с вами урок необыкновенный: пу-те-шест-вие. Вы любите путешествовать? Куда вы совершали путешествие? А что такое путешествие?
Словарная работа:
Дети предлагают лексическое толкование слова путешествие, учитель корректирует их ответы, после чего оформляется запись в тетради: путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям; разбираем слово по составу, подбираем к нему синонимы, определяем соотношение звуков и букв в записанном слове, объясняем правописание слов поездка, местностям.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в Страну Букв и Звуков, в страну, которой вы не найдёте на обычной географической карте, но с которой, как мне думается, уже хорошо знакомы. Ориентироваться в пути мы будем вот по этой карте (в руках у учителя – красочная карта Страны Букв и Звуков с изображёнными на ней точками путешествия: см. Рисунок № 1; такая же карта – на каждой парте). Отправляясь в необычное путешествие, мы вспомним с вами всё, что узнали о буквах и звуках, ведь они будут сопровождать нас в пути. Заглянём в посёлок Фонема, отдохнём, сделав привал, у костра, попробуем проникнуть в город Алфавитск, поднимемся на самый высокий пик страны и после весёлого привала вернёмся. Итак, в путь!
Основная часть урока.
- Отправная точка путешествия – посёлок Фонема. Жители посёлка, согласные и гласные звуки, просят вспомнить изученные вами скороговорки, постараться как можно быстрее их произнести, назвать преобладающий в них звук, дать его полную характеристику. Дети называют следующие скороговорки:
На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова: на дворе– трава.
Карл у Клары украл кораллы.
От топота копыт пыль по полю летит.
Архип осип, Осип охрип.
Стоит гора посреди двора.
Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да и не выболтала.
Подобная работа отнимает не более пяти минут и может быть организована по–разному, в зависимости от уровня подготовленности класса, например: опрашивается (выборочно) несколько человек или идёт работа в группах, при этом один из членов группы произносит скороговорку, другой быстро называет доминирующий в ней звук, третий даёт его характеристику, четвёртый дополняет ответ или, если ответ полный, произносит скороговорку ещё раз.
- Жителям посёлка понравились ваши дружные ответы и слаженная работа, и они просят ещё немного задержаться у них в гостях.
Следующее задание – загадки.
Учитель читает загадки, дети записывают отгадки в рабочие тетради и отвечают на вопрос: чем отгадки отличаются друг от друга?
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём же обитаем. (том – дом)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню в раздолье. (колос – голос)
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут. (плод – плот)
С глухим траву она срезает,
Со звонким все листочки объедает. (коса – коза)
- Ребята, жители посёлка Фонема заставили вас изрядно потрудиться. Вы, наверное, устали, хотите отдохнуть. Сделать это можно будет у костра Привал. Но путь к нему ведёт через быструю речку Фонемку. Есть и мостик. Посмотрите на карту, найдите его и попробуйте сами догадаться, какое задание вас ждёт.
Дети без труда определяют, что это фонетический разбор.
Учитель предлагает учащимся выбрать в каждой группе самого хорошего «пловца», который сможет организовать «переправу». Пять человек, таким образом, разбирают слова у доски, остальные – в рабочих тетрадях.
Слова для разбора: юг, речка, костёр, пловец, пять.
После выполнения задания следует коллективная проверка.
- Спасибо нашим «пловцам». Давайте задержимся на мостике, посмотрим на быстрое течение и ответим на вопросы речки Фонемки:
- Подтвердите примерами, что одна буква может обозначать сразу два звука.
- Какие буквы и когда образуют два звука?
- В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?
- Немалую часть пути мы уже прошли. А теперь привал у костра. Давайте немного поиграем, поразгадываем шарады:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(о – цен – к –а)
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом - по мне на уроки пойдёте.
(рас–пис-ани-е)
Со звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(соль – моль)
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
(aтлас – атлaс)
- Отдохнули? Продолжаем путешествие. Впереди – необычный город. Хором прочитайте его название на карте. (Дети читают: «Алфавитск».) Но путь преграждают тесовые ворота и стражники. Они спорят. Один стражник, ребята, с твёрдым, неумолимым характером, ни за что не хочет пускать посторонних в город, а другой мягок и податлив, просит своего напарника задать вам несколько вопросов и таким образом освободить или закрыть вход в Алфавитск. Справимся?
Дети с удовольствием отвечают на вопросы:
Что такое алфавит? Почему он имеет такое название?
Каким другим словом можно заменить слово алфавит и почему?
- Спор разрешён, мы в городе. Будьте осторожны и внимательны: по Алфавитску передвигаемся только группами и с орфографическими словарями в руках. Орфографический словарь – это священная книга алфавитян, и поэтому они предлагают каждой группе поработать с ним. Капитаны, получите задание.
Учитель вручает конверты с заданиями:
1 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных в алфавитном порядке;
2 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв;
3 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных с удвоенной согласной;
4 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных с непроизносимой согласной;
5 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.
Коллективная проверка: каждая группа отчитывается о проделанной работе, остальные корректируют и дополняют ответы своих товарищей.
- Вы завершили увлекательную образовательную прогулку по городу, подружились с его жителями. Всех запомнили? Давайте проверим.
(Дети рассказывают алфавит.)
Если кто-то из ребят ошибётся, можно провести игру на развитие внимания. Суть её такова: на доске – плакат с расположенными на нём вразброс буквами алфавита; за одну минуту предлагается «собрать» весь алфавит, показывая и громко называя буквы алфавита по порядку. Перед началом игры учитель обращается к ученикам: «Ой, как вы плоховато знаете алфавит! Посмотрите на доску: все жители города, обидевшись на вас, разбежались. Давайте попробуем их собрать». Ребята с интересом относятся к подобному заданию, учатся концентрировать своё внимание, закрепляют ещё раз знание алфавита.
- А впереди вновь очень трудный и опасный путь: нас ждут горные вершины. Не боитесь? Тогда вперёд!
Учитель обращает внимание учащихся на отдельный фрагмент карты с изображением пика Ударения, на пути к его вершине расположены разные слова (см. Рисунок № 2; есть на каждой парте). Если вы правильно расставите ударение во всех словах, мы сможем достичь вершины пика и водрузить там свой флаг. Ученики записывают слова в тетради, расставляют ударение в них (идёт самостоятельная работа). В это время учитель может пройти по рядам и проверить грамотность и аккуратность ведения записей в рабочих тетрадях. Правильность выполненного задания по расстановке ударения в словах проверяется путём взаимоконтроля. Можно предложить ученикам (при наличии времени) определить лексическое значение выделенных слов.
- А теперь скажем последнее «Прощай!» городу с вершины пика Ударения и выполним последнее задание – пожелание алфавитян: «Запишите слова с пика Ударения в алфавитном порядке. Кто быстрей это сделает, тот первым примчится к Весёлому привалу.»
Коллективная проверка.
Физкультминутка:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём
И опять писать начнём.
- На Весёлом привале нас вновь ждёт игра. Называется она «Не пишите мягкий знак». На столе – кубик с надписями на гранях: РЩ, НЧ, НЩ, СТ, ЧК. Учитель приглашает по одному человеку от группы и объясняет правила игры: подбросить кубик и назвать слово с выпавшим сочетанием. В случае затруднения отвечающего ему может помочь группа.
- А сейчас другая игра: «Допиши словечко». Я читаю вам четверостишие, а вы должны записать в тетради отгадки – орфограммы «Непроверяемое написание».
Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется… (перрон)
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … ( хоккей)
На большом расстоянии
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с,
Называется… ( экспресс)
Во мне два к, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом -… (аккуратный)
В конце двойное л пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера гранёным стал
Блестящий, правильный… (кристалл)
Привал Оценка: подведение итогов урока.
- Мы совершили сегодня трудное, но весёлое путешествие в Страну Букв и Звуков. Давайте подведём итоги нашего путешествия: какие знания, умения, навыки по теме «Фонетика. Графика. Орфография» мы привели в систему и обобщили?
Учитель, завершая урок, «вручает» оценки (их можно изготовить из картона и раскрасить). Обязательно нахожу возможность для поощрения на подобных уроках каждого ученика: кто-то получает оценку за активную и грамотную работу, кто-то за быстроту реакции, кто-то за внимательность, за безошибочное и аккуратное письмо в течение всего урока и т. д.
4. В качестве домашнего задания ребятам предлагается комплексная работа со словом фонетика:
произвести его этимологический анализ;
выполнить фонетический анализ;
подобрать однокоренные слова;
к каждой букве, входящей в состав слова фонетика, дописать 1-2 слова – теоретических понятий, связанных с изучением темы «Фонетика. Графика. Орфография».
Вот один из вариантов последнего задания, выполненного детьми дома:
Ф - фонема, фонетический, фонетика
О – орфограмма, орфоэпия
Н – непроизносимый (согласный)
Е – единица (языка)
Т – твёрдый (звук), транскрипция
И – изучение (звуков и букв)
К – количество (звуков и букв)
А – алфавит, азбука, артикуляция
При разработке урока использованы грамматические игры из сборника Волиной В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.