Цели:
Повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение их по лицам, числам, падежам, родам (3 лицо); правописание местоимений.
Выявить связь личных местоимений в употреблении их в стихотворной речи, произведениях народного творчества. Уточнение смысла стихотворений с помощью личных местоимений.
Проверить знания учащихся стихотворных произведений (XIX-XX в.в.) о русской природе.
Проверить умение учащихся в составлении загадок, содержащих личные местоимения.
Привить учащимся чувство доброты, красоты.
Оборудование:
1.Выставка книг по теме: «Стихотворения русских поэтов о природе». 2. Плакат-рисунок «Страна местоимений».
3.Рисунки, изображающие личные местоимения.
4. Карточки.
5. Перфокарты - карточки.
6. Репродукции картин о природе.
План урока:
I. Организационный момент (цель урока.)
а). Запись плана темы урока.
б). Особенности употребления местоимений, значение местоимений.
II. Работа с местоимением «я».
III. «Найди, исправь ошибку» - правильное использование местоимений в речи (3 человека.)
IV. Работа с перфокартой — определение лица местоимений (по стихотворениям русских поэтов о природе). (Индивидуальная работа.)
V. Синтаксический разбор предложений, включающих местоимения (по стихотворениям русских поэтов.)
- Работа по вариантам.
- Индивидуальная работа:
- Определение синтаксической роли местоимений + фонетический разбор личного местоимения.
VI. Устная работа со стихотворениями (нравственный аспект). (Коллективная работа).
VII. Составление и разгадывание загадок, содержащих личные местоимения. (Индивидуальная работа.)
VIII. Вывод (итог урока, оценки.)
Ход урока.
I. Организационный момент (цели урока.)
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в таинственную страну Прономас, в город Личностей, узнаем, кто там живёт, работает, каким законам правописания подчиняется, и какое участие принимает в нашей речи. Мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе
... Местоимения, подобно
Ярким лучам солнца, озаряя.
Высвечивают все уголки родного языка …
К. Чуковский
II. - И начнём мы с работы над числом (объяснения орфограмм -четырнадцатое марта), а затем запишем план темы урока, которому и будем следовать:
- употребление местоимения вместо имени существительного, прилагательного, числительного. Указание местоимения на предмет, признак, количество;
- изменение личных местоимений по лицам, числам, падежам, родам (3 лицо);
- синтаксическая роль личных местоимений;
- особенности употребления личных местоимений в стихотворной речи.
- Хорошо. Так вот, нам нужно будет узнать, что обозначает слово pronomas. А для этого посмотрите на 3 предложения (записаны на доске):
1. Скоро она вступит в свои права.
(Скоро весна вступит в свои права.)
2. Такая погода продержится недолго.
(Дождливая погода продержится недолго.)
3. Через несколько дней засияет солнце.
(Через два дня засияет солнце.)
- Вам ясно, о чём или о ком идёт речь? Какая погода будет держаться недолго? Через сколько дней засияет солнце?
- Нет.
- А что нужно сделать, чтобы всё стало понятно?
- Сделать запись более точной, то есть заменить личное местоимение существительными, прилагательными и числительными (Производится запись.)
- Хорошо. А теперь отложите ручки и внимательно послушайте рассказ Януша Корчика (читает ученик.)
«Я вам расскажу об одном малюсеньком слове таком умном, что просто не верится. Это слово — кто?
Постучат в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?... А тот всё отвечает: «Нет! Нет! Нет!».
И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там? - и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.
- Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из увиденного и услышанного - какое значение имеют местоимения?
- Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, одушевлённые и неодушевлённые, их признаки и количество, но не называет их. Употребляется вместо имени существительного, прилагательного, числительного.
- Итак, теперь, наверное, понятно, почему pro-nomas обозначает сочетания слов «вместо имени».
Так вот, это страна, куда нелегко проникнуть: «Оставь надежду всяк сюда входящий, если не знаешь местоимений ты...» - это говорит король. Давайте угадаем, как его зовут.
Слушайте внимательно стихотворение М. Рокотова и записывайте местоимения «Я» и его формы.
Я талантлив от рожденья!
Не дурак и не простак!
И моё местоименье
Всё вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно, именительный
Это я, и только я.
Мать склонилась изумительно,
А за ней и вся родня
И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для меня,
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне.
И дают подарки дательный
Это значит - только мне.
Не смотрите подозрительно –
У меня родня - броня!
И запомните винительный
Не касается меня.
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной
Нет, друзья, падеж творительный
Сотворен совсем не мной.
Ждёте, видимо предложного?
Новых данных обо мне
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
- К какому разряду относятся записанные вами местоимения? (Личные.)
Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «аз» - первая буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1 лица, ед.ч. - «яз», которое позже изменилось в «я» - аз -яз -я (пишет и говорит ученица.)
Вывод: мы узнали историю местоимению «я» и с помощью стихотворения М. Рокотова просклоняли его.
Но оно (местоимение «я») не может затмить города «Личностей», в нем живут: Гордые - Мы
Одинокое - Ты
Вежливое - Вы (вы)
Неотразимая - Она
Всегда печальное - Оно
Великолепный - Он
Дружные, неразлучные - Они. (Работа с рисунками, изображающими эти местоимения.)
Bсe они дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто-нибудь произносит или пишет их неправильно, поэтому:
III. Найдем и исправим ошибку в их употреблении. Обозначить род, число, падеж правильно употребленных местоимений.
Пользоваться нею – ею [3 л., ж.р ,тв.п.]
Плывут по нем — по нему [3 л., м.р., дат.п.]
Говорить с им - с ним [3 л., м.р.тв.п.]
Без его решили - без него [3 л., м.р., дат.п.]
Был у его - у него[3 л., м.р. р.п.]
Подойти к ей - к ней [3 л., ж.р.,д.п.]
Обратиться к ему - к нему [3 л., м.р., д.п.]
- Какая особенность проявляется у местоимений 3 лица? (У местоимений 3 лица в косвенных падежах появляются предлоги).
А теперь приступим к самостоятельной практической работе.
IV. Работа с перфокартой.
Цель: Определить лица местоимений, заключенных в отрывках стихотворений русских поэтов начала XI-XX века о природе.
1. Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонок трепет...
Чем иным тебя прославить
Жизнь души, весны приход.
/Тютчев/
2. Ещё дрожат цветы, полны водою
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой.
/И.Бунин/
3. Светила, как детский взор, река, и ветви
Ив склонились к ней.
/А.Плещеев/
4. И так говорил листочек дубовый:
«Я до срока созрел и вырос в Отчизне
суровой».
/М. Лермонтов/
5. «Всё красное лето.
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе».
/Тютчев/
6. Луга побледнели.
Зефиры ушли...
Пора и нам улететь.
/Тютчев/
7. Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд.
/Никитин/
8. Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
/Никитин/
- Итак, вы прослушали отрывки из стихотворений. О каких временах года идёт речь? (О весне и осени.)
- Верно. Поэты точно, ярко подмечали неповторимые прелести русской природы, пробуждающейся весной и замирающей осенью.
Обратите внимание на слова, сказанные С.А. Есениным: «Меня всегда поражают изумительные краски пробуждающейся весны, земли, и я горжусь тем, что россиянин». Согласны ли вы с поэтом? В чём?
- Вернёмся к местоимениям. Для чего авторы используют их в своих произведениях? (Для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица.) Обратимся к стихотворению А.А. Фета о милой нашему сердцу весне. (Ученик читает наизусть данное стихотворение, выделяя интонацией содержащие в нем личные местоимения.)
Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно, радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижима, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя.
V. А теперь поработаем над предложением
1. Работа с классом (по вариантам)
Задание: записать на доске и в тетрадях предложения, произвести их синтаксический разбор. Данные в скобках местоимения поставить в нужном падеже.
1 вариант.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное — 2 части, бессоюзное)
1 часть - Простое, распространенное, двусоставное.
2 часть - Простое, распространенное, двусоставное.
2 вариант
.
1 часть - Простое, распространенное, двусоставное.
2 часть - Простое, распространенное, двусоставное.
3 часть - Простое, нераспространенное, двусоставное.
2. Индивидуальная работа
Задание: записать предложение, определить синтаксическую роль личных местоимений.
Выполнить фонетический разбор местоимения.
* Что с нею, что с моей душой?
- - - - -
...С ручьем, она - ручей,
И с ним журчит привольно...
- - - - -
(с) нею [ н,эй, у ] - 2 слога
- - - - -
и [ н,] - согласный, звонкий (н.), сонорный (н.), мягкий (п.)
е [ э ] - гласный, ударный.
_________________________________
3 буквы, 4 звука
VI. А теперь обратимся к самому важному в жизни человека - любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней.
Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета (записано на доске.) Обозначьте род, число, падеж, лицо местоимений, содержащихся в стихотворении.
Кругом зима. Жестокая пора!
И за сердце хватает холод лютый;
Но верь весне. Ее (притяжательное) промчится гений;
Опять теплом и жизнью дыша.
- Чему нужно учиться у природы?
(Стойкости, выживанию. У нее главное свойство - отдавать все, что у нее есть. Она никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как у природы.)
VII. - А сейчас отдохнем. Каким образом?
Составим загадки, включающие личные местоимения, и попытаемся их разгадать.
Задание: Из слов, записанных на доске, составить загадки.
* Не спит; она; то полна; то стройна; по ночам.
- То полна, то стройна
По ночам не спит она. (Луна.)
* Голос умолкает; на свет; голос человеческий; его рождает; оно умирает.
- Голос человеческий
На свет его рождает,
Голос умолкает –
Оно умирает. (Эхо.)
VIII.
а). Выводы по уроку.
- Итак, ребята, мы еще раз убедились в том, что личные местоимения могут разнообразить, украсить нашу речь, помочь точно выразить мысль.
б). Оценки за урок.