Урок русского языка в 6 классе по теме: "Роль личных местоимений в речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение их по лицам, числам, падежам, родам (3 лицо); правописание местоимений.

  2. Выявить связь личных местоимений в употреблении их в стихотворной речи, произведениях народного творчества. Уточнение смысла стихотворений с помощью личных местоимений.

  3. Проверить знания учащихся стихотворных произведений (XIX-XX в.в.) о русской природе.

  4. Проверить умение учащихся в составлении загадок, содержащих личные местоимения.

  5. Привить учащимся чувство доброты, красоты.

Оборудование:

1.Выставка книг по теме: «Стихотворения русских поэтов о природе». 2. Плакат-рисунок «Страна местоимений».

3.Рисунки, изображающие личные местоимения.

4. Карточки.

5. Перфокарты - карточки.

6. Репродукции картин о природе.

План урока:

I. Организационный момент (цель урока.)

а). Запись плана темы урока.

б). Особенности употребления местоимений, значение местоимений.

II. Работа с местоимением «я».

III. «Найди, исправь ошибку» - правильное использование местоимений в речи (3 человека.)

IV. Работа с перфокартой — определение лица местоимений (по стихотворениям русских поэтов о природе). (Индивидуальная работа.)

V. Синтаксический разбор предложений, включающих местоимения (по стихотворениям русских поэтов.)

- Работа по вариантам.

- Индивидуальная работа:

- Определение синтаксической роли местоимений + фонетический разбор личного местоимения.

VI. Устная работа со стихотворениями (нравственный аспект). (Коллективная работа).

VII. Составление и разгадывание загадок, содержащих личные местоимения. (Индивидуальная работа.)

VIII. Вывод (итог урока, оценки.)

Ход урока.

I. Организационный момент (цели урока.)

- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в таинственную страну Прономас, в город Личностей, узнаем, кто там живёт, работает, каким законам правописания подчиняется, и какое участие принимает в нашей речи. Мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе

... Местоимения, подобно

Ярким лучам солнца, озаряя.

Высвечивают все уголки родного языка …

К. Чуковский

II. - И начнём мы с работы над числом (объяснения орфограмм -четырнадцатое марта), а затем запишем план темы урока, которому и будем следовать:

- употребление местоимения вместо имени существительного, прилагательного, числительного. Указание местоимения на предмет, признак, количество;

- изменение личных местоимений по лицам, числам, падежам, родам (3 лицо);

- синтаксическая роль личных местоимений;

- особенности употребления личных местоимений в стихотворной речи.

- Хорошо. Так вот, нам нужно будет узнать, что обозначает слово pronomas. А для этого посмотрите на 3 предложения (записаны на доске):

1. Скоро она вступит в свои права.

(Скоро весна вступит в свои права.)

2. Такая погода продержится недолго.

(Дождливая погода продержится недолго.)

3. Через несколько дней засияет солнце.

(Через два дня засияет солнце.)

- Вам ясно, о чём или о ком идёт речь? Какая погода будет держаться недолго? Через сколько дней засияет солнце?

- Нет.

- А что нужно сделать, чтобы всё стало понятно?

- Сделать запись более точной, то есть заменить личное местоимение существительными, прилагательными и числительными (Производится запись.)

- Хорошо. А теперь отложите ручки и внимательно послушайте рассказ Януша Корчика (читает ученик.)

«Я вам расскажу об одном малюсеньком слове таком умном, что просто не верится. Это слово — кто?

Постучат в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?... А тот всё отвечает: «Нет! Нет! Нет!».

И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там? - и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.

- Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из увиденного и услышанного - какое значение имеют местоимения?

- Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, одушевлённые и неодушевлённые, их признаки и количество, но не называет их. Употребляется вместо имени существительного, прилагательного, числительного.

- Итак, теперь, наверное, понятно, почему pro-nomas обозначает сочетания слов «вместо имени».

Так вот, это страна, куда нелегко проникнуть: «Оставь надежду всяк сюда входящий, если не знаешь местоимений ты...» - это говорит король. Давайте угадаем, как его зовут.

Слушайте внимательно стихотворение М. Рокотова и записывайте местоимения «Я» и его формы.

 

Я талантлив от рожденья!

Не дурак и не простак!

И моё местоименье

Всё вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно, именительный

Это я, и только я.

Мать склонилась изумительно,

А за ней и вся родня

И не зря. Падеж родительный

Для кого? А для меня,

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне.

И дают подарки дательный

Это значит - только мне.

Не смотрите подозрительно –

У меня родня - броня!

И запомните винительный

Не касается меня.

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной

Нет, друзья, падеж творительный

Сотворен совсем не мной.

Ждёте, видимо предложного?

Новых данных обо мне

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

 

- К какому разряду относятся записанные вами местоимения? (Личные.)

Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «аз» - первая буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1 лица, ед.ч. - «яз», которое позже изменилось в «я» - аз -яз -я (пишет и говорит ученица.)

Вывод: мы узнали историю местоимению «я» и с помощью стихотворения М. Рокотова просклоняли его.

Но оно (местоимение «я») не может затмить города «Личностей», в нем живут: Гордые - Мы

Одинокое - Ты

Вежливое - Вы (вы)

Неотразимая - Она

Всегда печальное - Оно

Великолепный - Он

Дружные, неразлучные - Они. (Работа с рисунками, изображающими эти местоимения.)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Bсe они дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто-нибудь произносит или пишет их неправильно, поэтому:

III. Найдем и исправим ошибку в их употреблении. Обозначить род, число, падеж правильно употребленных местоимений.

Пользоваться нею – ею [3 л., ж.р ,тв.п.]

Плывут по нем — по нему [3 л., м.р., дат.п.]

Говорить с им - с ним [3 л., м.р.тв.п.]

Без его решили - без него [3 л., м.р., дат.п.]

Был у его - у него[3 л., м.р. р.п.]

Подойти к ей - к ней [3 л., ж.р.,д.п.]

Обратиться к ему - к нему [3 л., м.р., д.п.]

- Какая особенность проявляется у местоимений 3 лица? (У местоимений 3 лица в косвенных падежах появляются предлоги).

А теперь приступим к самостоятельной практической работе.

IV. Работа с перфокартой.

Цель: Определить лица местоимений, заключенных в отрывках стихотворений русских поэтов начала XI-XX века о природе.

1. Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонок трепет...

Чем иным тебя прославить

Жизнь души, весны приход.

/Тютчев/

2. Ещё дрожат цветы, полны водою

О, не топчи их с новою враждою

Презрительной пятой.

/И.Бунин/

3. Светила, как детский взор, река, и ветви

Ив склонились к ней.

/А.Плещеев/

4. И так говорил листочек дубовый:

«Я до срока созрел и вырос в Отчизне

суровой».

/М. Лермонтов/

5. «Всё красное лето.

Мы были в красе –

Играли с лучами,

Купались в росе».

/Тютчев/

6. Луга побледнели.

Зефиры ушли...

Пора и нам улететь.

/Тютчев/

7. Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд.

/Никитин/

8. Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

/Никитин/

- Итак, вы прослушали отрывки из стихотворений. О каких временах года идёт речь? (О весне и осени.)

- Верно. Поэты точно, ярко подмечали неповторимые прелести русской природы, пробуждающейся весной и замирающей осенью.

Обратите внимание на слова, сказанные С.А. Есениным: «Меня всегда поражают изумительные краски пробуждающейся весны, земли, и я горжусь тем, что россиянин». Согласны ли вы с поэтом? В чём?

- Вернёмся к местоимениям. Для чего авторы используют их в своих произведениях? (Для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица.) Обратимся к стихотворению А.А. Фета о милой нашему сердцу весне. (Ученик читает наизусть данное стихотворение, выделяя интонацией содержащие в нем личные местоимения.)

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно, радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижима, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты – благодатная тайна моя.

V. А теперь поработаем над предложением

1. Работа с классом (по вариантам)

Задание: записать на доске и в тетрадях предложения, произвести их синтаксический разбор. Данные в скобках местоимения поставить в нужном падеже.

1 вариант.

 

(Повествовательное, невосклицательное, сложное — 2 части, бессоюзное)

1 часть - Простое, распространенное, двусоставное.

2 часть - Простое, распространенное, двусоставное.

2 вариант

.

1 часть - Простое, распространенное, двусоставное.

2 часть - Простое, распространенное, двусоставное.

3 часть - Простое, нераспространенное, двусоставное.

2. Индивидуальная работа

Задание: записать предложение, определить синтаксическую роль личных местоимений.

Выполнить фонетический разбор местоимения.

* Что с нею, что с моей душой?
          - - - - -

...С ручьем, она - ручей,

И с ним журчит привольно...
   - - - - -

(с) нею [ н,эй, у ] - 2 слога
- - - - -

и [ н,] - согласный, звонкий (н.), сонорный (н.), мягкий (п.)

е [ э ] - гласный, ударный.

_________________________________
3 буквы, 4 звука

VI. А теперь обратимся к самому важному в жизни человека - любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета (записано на доске.) Обозначьте род, число, падеж, лицо местоимений, содержащихся в стихотворении.

Кругом зима. Жестокая пора!

И за сердце хватает холод лютый;

Но верь весне. Ее (притяжательное) промчится гений;

Опять теплом и жизнью дыша.

- Чему нужно учиться у природы?

(Стойкости, выживанию. У нее главное свойство - отдавать все, что у нее есть. Она никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как у природы.)

VII. - А сейчас отдохнем. Каким образом?

Составим загадки, включающие личные местоимения, и попытаемся их разгадать.

Задание: Из слов, записанных на доске, составить загадки.

* Не спит; она; то полна; то стройна; по ночам.

- То полна, то стройна

По ночам не спит она. (Луна.)

* Голос умолкает; на свет; голос человеческий; его рождает; оно умирает.

- Голос человеческий

На свет его рождает,

Голос умолкает –

Оно умирает. (Эхо.)

VIII.

а). Выводы по уроку.

- Итак, ребята, мы еще раз убедились в том, что личные местоимения могут разнообразить, украсить нашу речь, помочь точно выразить мысль.

б). Оценки за урок.