Обучение русскому языку как неродному

Разделы: Русский язык


Миграционные процессы, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к появлению в русских школах детей-мигрантов. Для большинства из них русский язык не только не являлся родным, но и не был даже языком обучения: он изучался как предмет. Конечно, уровень владения русским языком этой категории учащихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку.

В новых условиях проживания русский язык становится для детей-мигрантов не только школьным предметом, но и рабочим языком, на нём они будут получать образование, его будут использовать в будущей трудовой деятельности.

С чего же начать школьному учителю, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком?

В этой статье пойдёт речь о разработке методики обучения русскому языку как неродному. Прежде всего, для успешного обучения необходимо сформировать у учащихся положительную мотивацию, в классе создать комфортные условия, найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, определить уровень владения языком (он может быть слабый или средний).

Дети со слабым уровнем знаний могут начать изучать русский язык с русскими детьми, но ещё целесообразно организовать для них ежедневные занятия до 4-5 часов. У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Но для этого самому учителю надо “видеть” языковой материал глазами нерусского ребёнка.

Особую трудность для всех, изучающих русский язык, представляют категория рода, категория одушевлённости\неодушевлённости, русская предложно-падежная и видо-временная системы. Очень важно для учителя, работающего с детьми-мигрантами, ознакомиться с Методическим письмом МО РФ от 30.12.94 “О преподавании русского языка учащимся, прибывающим в школы Российской Федерации из государств ближнего и дальнего зарубежья”, пользоваться материалами методических журналов, познакомиться с содержанием учебного пособия издательства Белгородского государственного университета “Поговорим с тобою, друг”, 2000. Т.В.Самосенкова.

На начальном этапе обучения чтению сначала надо добиться, чтобы все ученики полностью знали алфавит, умели распределять слова в алфавитном порядке, правильно произносили трудные для них звуки. Именно в овладении необходимыми элементарными умениями чтения самым ответственным является начальный этап обучения грамоте, так как в этот период учащиеся овладевают механизмом чтения. Механизм (техника) чтения ученика зависит от того, каким способом чтения он овладел, т.е. какие единицы реально выступают в качестве оперативных единиц чтения:

1) первоначальный этап – овладение способностью различать буквы как элементы письменной речи и устанавливать букво-фонемные соответствия;
2) расширение зрительного поля узнавания до буквосочетания, равного слогу, который воспринимается уже целостно;
3) восприятие буквенного комплекса, равного слову, овладение умением цельно прочитывать слова с соблюдением ударений.

После овладения младшими школьниками механизмов чтения задача учителя – в процессе каждодневной, систематической, кропотливой работы продолжать совершенствование навыков чтения, т.к. в этот период чтение имеет особое значение: оно положительно влияет на становление и совершенствование других видов речевой деятельности: аудирования, говорения, письма. Это способствует формированию и развитию практических навыков владения русским языком как средством общения.

В процессе обучения необходимо учиться осуществлять предметную связь (посещать другие уроки), что позволит обнаружить пробелы в знаниях учащихся, наметить дополнительные упражнения.

Большое значение имеет и чтение вслух. В начальных классах оно является основной формой обучения чтению как речевому умению.

Изучение характера ошибок учащихся позволило сделать вывод: в процессе чтения дети чаще всего испытывают трудности в произношении тех слов, смысл которых им непонятен. Поэтому лексическое значение каждого нового слова необходимо выяснить, поставить ударение, произнести по слогам. Целесообразно трудный текст читать как на русском, так и на родном языке, чтобы понять его содержание. Найти ошибки дети смогут и прослушав этот текст, записанный на магнитную ленту.

В результате каждодневной, целенаправленной работы учащиеся к концу начальных классов будут читать вполне осознанно, правильно, бегло и выразительно, смогут отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно задавать их и озаглавливать отдельные части текста.

Когда будут выработаны элементарные навыки чтения, необходимо заняться изучением грамматики.

Одним из самых эффективных поддерживающих средств в обучении является использование компьютера. Современным детям он доступен. Ребята с уверенностью в своих силах приступят к работе. Именно эта уверенность в своих силах есть качество, которое в значительной степени способствует усвоению языка, помогает вводу обучаемых в языковую среду. Компьютер особенно необходим при обучении письму. Письменные упражнения на начальном этапе обучения рассматриваются и как путь, при котором усвоение языкового материала, особенно грамматических форм, в большей степени контролируется сознанием учащихся. Устная работа с её темпом почти исключает анализ. Например, не даёт учащемуся возможности думать над окончаниями. Вот здесь интенсифицирующим способом контроля и является компьютер. Систематическая работа с ним формирует у младших школьников интерес не к частным результатам (например, получение только отметки за выполненную работу), а и к самой работе с языковым материалом, в процессе которой развивается познавательная активность детей. Подобранные специально упражнения должны в своей основе содержать зрительное восприятие буквенного изображения слова, соотнесение записи слов с рисунками. построение предложения с постепенным его расширением.

Примеры программ

(Используется после изучения алфавита)

1. Контроль за правильным написанием слов.

Процесс выполнения: на экране дисплея напечатаны слова. Ученик их запоминает, изображение через минуту исчезает. Ученик должен восстановить запись этих слов на экране. В конце на экране даётся общее количество допущенных ошибок. Ученик должен правильно списать слова с экрана и потренироваться дома в их правописании. (В результате при систематическом выполнении таких заданий значительно снижается количество ошибок.

Пример упражнения:

Буква Ю: юла, юбка, верблюд.

Ё: ёлка, ёж, котёнок и т.д.

С использованием этого материала строится следующая программа, которая предусматривает такую последовательность заданий:

1) в слово вставляется изучаемая буква;
2) восстанавливается всё слово целиком.

Программа 2. Процесс выполнения: на экране даны существительные, перед ними в пустое пространство учащиеся вставляют местоимения (личные, притяжательные):

…озеро
…курица
…горы и т. д.

Программа 3. Процесс выполнения: из данных слов надо составить предложение.

Пример: умеем (1) по-русски ( 2) Мы (3) писать ( 4) читать( 5) и (6) и др.

Программа 4. На экране предложения с пропущенными предлогами. В случае ошибки несоответствующий предлог “мигает”.

Ученики вошли … классы. Ребята идут… театр.

В компьютер в начале предлагаемых программ необходимо ввести грамматический материал, который представляет собой напоминание правил.

Введение игрового элемента в программы поможет разрушить представление учащихся о сложности заданий, а также работы с компьютером.

Таким образом, для более успешного усвоения грамматики русского языка учащимися-мигрантами именно работа с компьютером усилит познавательную активность младших школьников. Продуманное составление языковой программы позволит предъявить ученикам самые скучные и самые трудные элементы обучения орфографии в виде игры, что будет способствовать эффективному усвоению материала.

И снова вспоминаются слова В.А. Сухомлинского, утверждавшего, “что игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут, что в играх ребёнок развивает инициативу и изобретательность, приучается к труду. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. Поэтому несмотря ни на какие высокие компьютерные технологии, учитель не должен забывать, что больше всего интересных игровых уроков должно быть проведено под голубым небом.

Считая природу первоосновой развития мышления, речи и воспитания детей, Сухомлинский, обращаясь к педагогам, говорил: “Я стремился к тому, чтобы прежде, чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, ребята прочитали страницы самой чудесной в мире книги – книги природы”.

Характерной особенностью детского мышления является то, что оно неразрывно связано с яркими образами, предметами и явлениями природы. Поэтому умственное развитие на основе наблюдений на уроках в природе, через сказки, фантазию, игру было ведущим в ”Школе радости”.