Цель: Закрепить понятие об имени прилагательном, формировать навык правописания родовых и падежных окончаний имен существительных.
Коррекция вербальной памяти, логического мышления.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент. Подготовка к уроку. Сообщение темы, цели урока.
1. Упражнение на развитие памяти.
На доске слова: русская литература, концертная программа, медицинский кабинет, красивый почерк.
- Чтение словосочетаний про себя.
- Орфографическое проговаривание.
- Запись слов в тетрадь под собственную диктовку (доска закрыта).
- Самопроверка и взаимопроверка (запись на доске открывается).
- Выделение орфограмм.
II. Повторение.
1. Проверка знания правила.
- К какой части речи относятся слова, стоящие перед словарными словами?
- Какие слова называются прилагательными?
- Вписать в правило, записанное на карточке, пропущенные слова.
Текст на карточке. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает __________________ и отвечает на вопросы _____________.
2. Проверка домашнего задания.
- Учитель читает сочетания прилагательных с существительными. Учащиеся поднимают карточки с соответствующими окончаниями прилагательных.
- Как можно проверить безударные окончания имен прилагательных?
3. Работа с синонимами.
- К данным прилагательным написать прилагательные, противоположные по смыслу. (Задание записано на карточке).
Выделить окончания прилагательных. Указать род, число, падеж:
Прохладным вечером -
В старом городе -
У большого камня -
К ближнему озеру –
4. Упражнение на развитие мышления:
- Составить пословицу. Записать по памяти.
- Какие гласные пропущены?
- Как проверить?
Редк…го гостя, част…го гостя, еле выносят, а, милости просят.
5. Физминутка.
6. Игра-соревнование “Путаница”.
- Распутать, записать в тетрадь.
На доске: красивая поляна, хмурая лицо, вечерние солнце, неожиданный подарок, зимней вечер, вкусное мороженое, разноцветной платок.
- Проверка. Подведение итога.
7. Работа с деформированным текстом.
- Составить предложения, изменяя окончания имен прилагательных по смыслу:
Луч, холодный, солнечный, скользит, по, зимний,
лес.
Царство, лесной, просыпается.
Дятел, холодный, стучит, по, ствол.
Спешит, за, теплый, дупло, белка, орехами, к.
Тихо, опять, и, всё.
Как можно озаглавить текст? (Запись предложений на доске и в тетрадях).
III. Итог урока. Выставление оценок.
- Правописание какой части слова закрепляли?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания прилагательных?
IV. Задания на дом.
Индивидуальная работа по карточкам.