Обобщающее занятие по теме: "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  • систематизировать знания по теме “Имя существительное”;
  • научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации;
  • углубить и закрепить знания учащихся за счет привлечения занимательного материала.

Предварительный этап.

Жюри (лучшие ученики) и дети занимают свои места. Жюри получает маршрутный лист с перечнем конкурсов и списком экипажей, задания и критерии выставления отметок за каждое задание. Экипажи создаются заранее, выбирается командир. Класс можно оформить звездами.

Ход урока

Сегодня мы отправляемся в полет на планету “ Имя существительное ”. В полете нас ждут трудности, преодолев которые мы сможем вернуться на землю. Вы готовы? Но перед полетом необходимо подготовиться.

I. Предстартовая подготовка

Пишем словарный диктант (слова, над которыми работали при изучении темы). Можно написать один для всех экипажей или по вариантам.

Образец карточки:

Ворота, чернила, молодёжь, каучук, фарфор, цемент, щавель, свёкла, силос, хлопок, Великая Отечественная война, республика, апельсин, мандарин, о лекции, об армии.

Жюри проверяет и выставляет отметки.

II. Пресс-конференция перед полётом

Экипажи задают друг другу вопросы по теме. Ответ – после обсуждения.

Оценка жюри.

Примерные вопросы.

  1. Дать определение имени существительного.
  2. Рассказать о правописание И-Ы после Ц в именах существительных.
  3. В каком случае пишем О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных?
  4. Как изменяется имя существительное?
  5. Рассказать о правописании мягкого знака в именах существительных.

III. Старт! Полёт начинается

Идёт работа над тестом по теме.

1. На какие вопросы отвечает существительное?

  • Что делать? Что сделать?
  • Какой? Чей?
  • Кто? Что?

2. Что обозначает существительное?

  • Признак
  • Предмет
  • Действие предмета

3. Найти существительное 3-го склонения.

  • В степи
  • На солнце
  • У дома

4. Найти существительное мужского рода.

  • а) Печаль
  • б) Настроение
  • в) Тюль
  • г) Сталь

5. В каких существительных надо поставить букву И?

  • На станци…
  • На перрон…
  • В отъезд…
  • На площад…

6. Найти существительное, имеющее только форму множественного числа.

  • Прятки
  • Солдатики
  • Игрушки
  • Книжки

7. Найти существительное, имеющее только форму единственного числа.

  • Темнота
  • Пустыня
  • Стена
  • Мороз

8.Чем, как правило, является в предложении существительное?

  • Подлежащим
  • Определением
  • Сказуемым

IV. Выход в открытый космос

Коллективная работа экипажа над заданиями.

1. Заменить развернутое определение одним словом.

  • Основной закон государства (Конституция).
  • Точная выдержка из текста (цитата).
  • Коврик, сплетенный из соломы (циновка).
  • Плодовые растения, к которым относятся апельсин и мандарин (цитрусовые).
  • Твердый покров черепахи (панцирь).

2. Записать, поставив существительные из скобок в нужном падеже. Обозначить падеж и окончания существительных. Поставить ударение.

Чашки без (блюдца), килограмм (яблок), продажа (полотенца), чехлы от (кресла), много (дела), выбор (места), умножение (числа).

Ключ: блюдец, килограмм, полотенец, кресел, дел, мест, чисел. Все слова стоят в родительном падеже, нулевое окончание.

3. Перфокарта.

говорить о
идти к
задание по
побывать в
бежали по
станци
избушк
истори
Австрали
алле
лини
деревн
географи
Америк
дорожк
передач
рощ
биологи
Бразили
тропинк

4. Определить род, число, склонение данных существительных, вставить и объяснить пропущенные буквы. Какие орфограммы вы вспомнили, чтобы выполнить это задание?

Род

Число

Склонение
  • Ч…стота (вымыли)
  • Ч…стота (строк)
  • Ш…в
  • Ш…рь
  • Прич…ска
  • Ц…пленок
  • Ц…рк
  • Ш…пот

5. Разобрать существительные, как часть речи (разграничение именительного и винительного падежей по второму вопросу: кого? что?)

Ночь3 луну уронила в синь3 озерной воды.

Жюри оценивает работу экипажей.

V. Эксперименты в космосе

Предлагаются задания, требующие смекалки.

Образец карточек.

1. Если отбрасывать по одной букве спереди в словах, что мы получим?

  • Доклад (оклад, клад, лад, ад – существительные 2 склонения).
  • Досада (осада – ж. р.И.п.; сада – м. р.Р.п.; ада – м.р. Р.п.; да – союз или частица).

Загадки-шутки. Для ответов подбирать только существительные.

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).
  2. Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот).
  3. Кто говорит на всех языках? (Эхо).
  4. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы).

Оценка жюри.

VI. Посадка и путешествие по планете “ Имя существительное”. Давайте представим, как выглядит планета

Экипажи “находят” послания аборигенов планеты, которые нужно расшифровать и записать без ошибок.

Я сматрю в верх и замичяю вястной сениве небо чорную точьку каторая быстра ростет. В скори я панемаю што эта касмичиский караболь.

Оценка жюри.

VII. Возвращение на землю

Проходит в форме эстафеты внутри экипажей (каждый играющий должен записать существительное 2 склонения мужского рода в родительном падеже).

Первый игрок записывает и передает соседу, тот проверяет, исправляет, если есть ошибки, записывает свой пример и т.д. Последним делает командир. Первым будет приземляться тот экипаж, который выполнил раньше и без ошибок.

С возвращением!

VIII. Пресс-конференция после возвращения

Жюри подводит итоги, оценивая полет.

Домашнее задание.

Подготовить отчет о путешествии (шарады, кроссворды, стихи по теме).