Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма урока: Урок – погружение в новую тему.
Цель: Использование в устной и письменной речи обращения и грамотного его оформления.
Образовательные задачи:
- знать, что такое обращение;
- уметь находить обращения в тексте;
- правильно расставлять знаки препинания при обращении;
- использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
- выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Общеучебные умения:
- уметь слышать и слушать друг друга.
Этапы урока:
1. Психологический настрой на деятельность (психологическая установка или целеполагание).
2. Объяснение нового материала.
Мы обозначили вопросы:
Обращение – это…?
Знаки препинания (какие? где? зачем?)…?
Напоминание: каждый с вопросами может работать в своём режиме, если ответы находите раньше других, то заносите их в тетрадь.
Сейчас я вам предлагаю прослушать несколько предложений и подготовить ответы на следующие вопросы:
- Какое слово в разных вариантах произносит наша героиня?
- Зачем она его произносит?
- Как она его произносит?
Дети слушают предложения, закрыв глаза. Эти же предложения находятся на закрытой доске.
Таня, иди сюда. Таня, ты меня слышишь? Милая Танечка, я не успею сделать уроки.
Она меня не слышит. Таня! Последний раз зову!
Предполагаемые ответы:
- повторяя слово “Таня” в разных вариантах, наша героиня хочет привлечь внимание и обращается каждый раз то с просьбой, то с вопросом, то с информацией;
- слова эти произносит по-разному (спокойно, раздражённо, гневно, чувствуется, что она кого-то зовёт).
Уточнение: эти слова (Таня, милая Танечка) произносятся со звательной интонацией.
Анализируя данные предложения, мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Причём это может быть не только одно слово, но и сочетания слов (милая Танечка). Это обращение. Вы, наверное, заметили, что, произнося предложение с обращением (повтор первого предложения), наша героиня делала паузы, выделяя это слово.
Давайте рассмотрим эти предложения более пристально, уточнив ряд деталей. Открывается доска с предложениями.
Итак,
- обращение – слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью;
- если в устной речи обращение выделяется паузами, то в письменной речи обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком;
- существует значок, которым обозначают обращение в предложениях (о);
- обращение не является членом предложения и никогда не подчёркивается;
- обращение не может быть выражено местоимением, которое иногда выполняет функцию обращения (Ты не пой.);
- обращение может стоять не только в начале предложения, но и в конце, и в середине предложения (открываются подобранные и написанные на доске предложения).
3. Закрепление нового материала.
Работа в парах (каждый рассказывает друг другу то, что он узнал об обращении). На доске предлагается схема-план ответа:
1) Обращение - это…
2) Звательная интонация.
3) Символика – о. Не является членом предложения.
1. Знаки препинания: , !
См. Рисунок1.jpg
2. Проверка усвоения материала.
Индивидуальная работа (составить устно предложения, обращения выделить паузой), предложения дети читают “по цепочке”.
1 ряд: обратиться к кому-нибудь в классе, используя этикетные слова (спасибо, разрешите, прошу вас, здравствуй).
2 ряд: обратиться к любому неживому предмету, который находится в классе.
3 ряд: обратиться к кому-нибудь, но обращение должно быть выражено сочетанием слов (дорогая Оля, милый Антон).
Физминутка.
Групповая работа по усвоению нового материла.
Правильно составлять предложения просто, гораздо сложнее анализировать “чужие” предложения. Обычно с этой задачей помогают справиться правила. Вот их я вам предлагаю сформулировать. Каждая группа должна сформулировать ряд важных правил, касающихся обращения. Пользоваться можно схемой на доске.
Подведение итогов.
1. Индивидуальная работа по применению нового учебного материала. Работа по карточкам.
2. Подведение итогов урока.
3. Домашняя работа по планам ИОСО.