Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме: "Фонетика"

Разделы: Русский язык


Форма: урок – путешествие.

Класс: 5.

Цели: проверка знаний и умений по теме “Фонетика”.

Оборудование:

  • карта маршрут работ на уроке (Приложение 1);
  • индивидуальные карточки для работы в ППС. (Технология КСО) Алгоритм работы в ППС (Приложение 2);
  • карточки со звуковой записью слов (Приложение 3);
  • запись песни В. Высоцкого “Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал”.
  • запись П. И. Чайковского “Времена года”. Ноябрь “На тройке”.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Под звучание песни Высоцкого дети занимают места, готовятся к уроку. Учитель объявляет цели урока:

- повторить и обобщить полученные знания по теме “Фонетика”.

II. Вступительное слово учителя

Ребята, наше путешествие по волшебной стране звуков продолжается, и сегодня нам предстоит покорить таинственный пик. Но чтобы подняться на его вершину, нам нужно пройти по маршруту, “преодолевая” разные препятствия, которыми являются задания по пройденной теме и расшифровать зашифрованное слово – название этого пика (демонстрация карты). Итак, в путь!

III. Повторение

1 этап. Фонетическая разминка.

- Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, что изучает наука “Фонетика”?

- А можно ли звуки увидеть и что надо сделать, чтобы их стало видно? (Ключевые слова)

- И мы подходим к 1 препятствию на нашем пути (кроссворд 1). Какой раздел науки о языке изучает обозначение звуков буквами на письме? (Графика)

- Прочитайте слова:

[а т ' э л ' й ' э] - (детям показывается транскрипция слов): платье, пошив, шьёт, мерка, мел, костюм, швея, юбка, нить, утюг.

- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.

- Фонетический разбор слова АТЕЛЬЕ.

- Какой общей темой объединены слова?

- В каких народных пословицах упоминается о труде портного? (7 раз отмерь, один раз отрежь. Поспешишь – людей насмешишь.)

2 этап. Алфавит.

- Чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо разгадать ключевое слово (кроссворд 2).

- Буквы, расположенные в определенной последовательности составляют …(алфавит).

Задание: записать слова в алфавитном порядке (зерно, поле, агроном, трактор, жатва, урожайный, борозда, посеял, всходы, колосья, стог, хлеб).

- Найдите среди этих слов глагол и произведите его морфологический разбор.

- О чьем труде можно сказать, используя эти слова? Какая пословица характеризует труд крестьянина? (Что посеешь, то пожнешь).

3 этап. Ударение.

- Ключ к следующему заданию (кроссворд 3).

- Произнесение одного слога в слове с большей силой и длительностью называется… (ударение).

- На доске написано стихотворение. Вам предстоит его переписать и расставить правильно ударение в словах.

Выполняя договоры,
Инженеры и шоферы,
Столяры и маляры-
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.

- В каком слове окончание находится перед суффиксом? (Потрудились) Выполнить морфологический разбор этого слова.

- Прочитайте выразительно это стихотворение. О какой профессии говорит автор? Сейчас я продемонстрирую еще несколько слов, относящихся к профессии строителя, а вы их запишите и поставьте в них ударение.

- Столяр, инструмент, монтировать, малярить, водопровод, бревенчатый, премировать, квартал.

- А теперь с любыми из этих слов составьте предложение о профессии строитель по схеме : О : О, О и О. Дать характеристику этого предложения.

4 этап. Безударные гласные в корне слова.

- Разгадаем ключ к следующему этапу (кроссворд 4).

“Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается…(гласный).

-Сколько в русском языке гласных звуков? Как связаны между собой в фонетике понятия: гласный и ударение?

- А сейчас работа в ППС . Обратите внимание на алгоритм работы в паре. Задание на карточках. (Приложение 2 и 3).

- О чем были тексты на ваших карточках? Зачитаем выразительно некоторые отрывки стихотворений.

- Авторы этих стихотворений, желая создать впечатление особой музыкальности, плавности,благозвучия, создавали стихи так, что каждое из них пронизано созвучиями, любовью к родной природе.

- Чьему труду мы обязаны, читая и слушая эти стихотворения? Поэты, писатели-мастера художественного слова своим трудом делают нашу жизнь радостней.

- А теперь немного отдохнем и послушаем музыкальное произведение из альбома П.И.Чайковского “Времена года”. Попробуйте описать, что вы услышите в этой музыке. (После прослушивания устные зарисовки).

- Итак, мы подошли еще к одной профессии: музыканта, композитора. Слушая музыку, мы также получаем удовольствие, наслаждение.

5 этап. Развитие речи. Сочинение-миниатюра.

В течение урока мы выполнили много заданий, разгадали все ключевые слова и добрались до вершины таинственного пика. Посмотрите последнее ключевое слово нам известно (фантазия). Как вы понимаете, что такое фантазия? (Можно обратиться к толковому словарю.)

Я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру, пофантазировать, описать то, что хотел нам передать П.И.Чайковский в своем музыкальном произведении, которое мы с вами прослушали, и которое называется “На тройке” Ноябрь.

(Некоторые работы заслушиваются).

6 этап. Итог урока.

Хочу вас поздравить, мы успешно добрались до места назначения, осталось узнать название вершины, которую мы покорили. Кто догадался, что это за слово? (Фонетика).

Что изучает Фонетика?

Как классифицируются звуки в русском языке?

7 этап. Домашнее задание.

Ребята, кроме звуков, букв и других понятий из “Фонетики” мы сегодня задели еще одну тему – тему труда и профессий. Давайте еще раз вспомним те профессии, о которых мы сегодня говорили. Очень разные эти профессии, но все они очень нужны. Труд почетен всегда. Об этом с давних времен народ придумывал и сказки, и поговорки, и пословицы. Некоторые пословицы о труде мы сегодня проговаривали на уроке. Дома я предлагаю вам составить сборник пословиц о труде.

Спасибо за работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

КАРТА-СХЕМА ВОСХОЖДЕНИЯ НА ПИК “ФОНЕТИКА”

КРОССВОРД

По горизонтали:

1. Какой раздел науки о языке изучает обозначение звуков буквами на письме? (Графика)

2. Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют…(Алфавит)

3. Произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью, называется (Ударение)

4. Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует , голос зовет,
Звук получается …(Гласный)

По вертикали:

5. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (Фонетика).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

АЛГОРИТМ

Методика взаимного тренажа (письменно). КСО.

РАБОТА В ПАРЕ:

1. Самоввод (Знакомство со своей карточкой)

2. Каждый ученик выполняет свою карточку самостоятельно.

3. Меняются тетрадями и карточками и проверяют по обратной стороне карточки партнера.

4. Исправляют ошибки , пишут свою фамилию, меняются карточками.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Карточки для работы в ППС (КСО).

КАРТОЧКА № 1

Я в_льный ветер, я вечно вею,
В_лную волны, л_скаю ивы,
В в_твях вздыхаю, взд_хнув, н_мею,
Л_лею травы, л_лею ивы.

(К.Бальмонт)

ОБРАТНАЯ СТОРОНА

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы.
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы.

(К.Бальмонт)

КАРТОЧКА № 2

Ни л_сточка, ни тр_винки!
Тихим стал наш сад.
И б_резы, и ос_нки
Скучные ст_ят.

(О.Высоцкая)

ОБРАТНАЯ СТОРОНА

Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березы , и осинки
Скучные стоят.

(О.Высоцкая)

КАРТОЧКА №3

Люблю гр_зу в н_чале мая,
Когда в_сенний , первый гром,
Как бы р_звяся и играя,
Гр_хочет в небе г_лубом.

(Ф.И.Тютчев)

ОБРАТНАЯ СТОРОНА

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний , первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.И.Тютчев)

КАРТОЧКА №4

По синим в_ лнам океана,
Лишь звезды бл_снут в н_бесах,
Корабль од_нокий н_сется,
Н_сется на всех п_русах.

(М.Лермонтов)

ОБРАТНАЯ СТОРОНА

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

(М.Лермонтов)