Цель (для учителя) Создание условий для повторения правил употребления в словах разделительного мягкого знака, через алгоритмизацию деятельности учащихся. Задачи (для учителя) 1. Уметь распознавать слова с разделительным
мягким знаком и правильно записывать слова с
разделительным мягким знаком. |
Цель (для учащихся) Развитие умения
правильно употреблять в словах разделительный
мягкий знак. Задачи (для учащихся) 1. Умение писать слова с разделительным мягким
знаком, через повторение признаков употребления
разделительного мягкого знака и использование
технических карт. |
Этапы урока |
Ход урока |
|
I. 1. Мобилизующий этап | Проверка готовности к уроку. Самопроверка организации рабочего места. | |
2. Объявление темы урока | Ребята, у меня есть знакомый
мальчик Коля. И вот какая с ним приключилась
история. Он написал письмо Деду Морозу. Дед Мороз
прочитал это письмо и очень огорчился. Он ответил
Коле так: “Коля, в своём письме ты сделал много
ошибок и не достоин получить от меня подарок.
Тебе просто необходимо выучить правила
написания слов с разделительным мягким знаком, и
только после этого написать мне новое письмо. Дед
Мороз”. Коля узнал, что мы с вами как раз изучаем правописание слов с разделительным мягким знаком, и обратился к нам за помощью. Ему так хочется получить в подарок лыжи. Поможем Коле исправить ошибки, допущенные в письме. Но сначала сами повторим правила написания слов с разделительным мягким знаком. Для этого выполним несколько упражнений. |
|
II. Орфографическая минутка 1. Игра “Дай сигнал” |
Посмотрим, сможете ли вы на слух
(в устной речи) определить слова, в которых нужно
писать разделительный мягкий знак. Вспомним, как узнать, в каких словах нужно писать разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак сохраняет звук [й’] в словах, то есть между мягкими согласными и гласными мы слышим звук [й’]; он их разделяет, не даёт им сливаться). Например:
[л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма? Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором пишется разделительный мягкий знак. (Слова написаны на карточках. Первую половину игры ученики стоят лицом к учителю, вторую – спиной). Колья, мыло, вьют, Кузьма, здоровье, дверь, хлопья, Коля, жильё. |
|
2.Чтение слов по транскрипции | Прочитайте слово по
транскрипции, запишите его на доске, обозначьте
орфограмму. друзья [друз’й’а] |
|
3. Фронтальный опрос. Наборное полотно | Когда мы пишем разделительный
мягкий знак? Перед какими буквами, после каких? Что “разделяет” разделительный мягкий знак? (После мягких согласных, перед гласными е,ё, ю, я, и, обозначающими в данных словах два звука: [’й’] + гласный). В какой бы домик вы бы поселили эти слова? Почему? №1 – домик мягкого знака, указывающего на
мягкость предыдущего согласного. Вычеркните из списка те гласные буквы, перед которыми не пишется разделительный мягкий знак. |
|
4. Игра “Засели дом” | А теперь посмотрим, все ли поселились в
доме “разделительный ь” правильно, или какое-то
слово поселилось по ошибке? Почему? Докажите. (письмо, мягкий знак обозначает только мягкость предыдущего согласного, стоит между согласными. В остальных – ь разделительный не даёт сливаться гласному с согласным.) |
|
5. Зрительная гимнастика | Комплекс №1 | |
III. Упражнение в написании слов с разделительным ь | Мы с вами вспомнили, когда пишется разделительный ь, а сейчас потренируемся в написании слов с разделительным ь, для того, чтобы самим никогда не допустить ошибку, и для того, чтобы исправить ошибки, допущенные Колей. | |
1. Минутка чистописания | Как правильно писать букву ь? Из каких элементов она состоит? | |
2. Словарная работа. (Наборное полотно) | Попробуйте вставить в слова “ь”
так, чтобы получилось новое слово с
разделительным мягким знаком.
Изменилось ли значение слова (лексическое)? |
|
3. Изменение слов по образцу | Запись слов под диктовку с
взаимопроверкой. Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, обозначьте орфограмму “ь разделительный”. (Образец: брат – братья). Лист, ручей, стул. (Листья, ручьи, стулья). Ответь одним словом.
(Осенью, скатертью, ночью) Взаимопроверка. Взаимооценка. Развитие самоконтроля при написании слов с разделительным мягким знаком. |
|
4. Работа со словосочетаниями | Мы с вами повторили написание
слов с разделительным ь. А сейчас, давайте
составим словосочетания с данными словами. Вам
даны слова и вопрос, а вы должны подобрать к ним
подходящее по смыслу слово, обозначая изучаемую
орфограмму.
Но наша речь состоит из предложений. Попробуйте составить предложение, с одним из полученных словосочетаний. |
|
5. Письмо по памяти. Физминутка |
“Бывает – не бывает” (если такое
бывает – тянемся вверх, не бывает – приседаем).
“Кузнечики” Кто самый внимательный? Какие слова с разделительным ь вы слышали? Письмо по памяти (демонстрация предложения 30 секунд) По вариантам:
Самопроверка, оценивание по шкале. (1 – задание понял; 2 – выполнил без затруднения |
|
IV. Работа с текстом по исправлению ошибок | Зрительная гимнастика. Комплекс
№2. Думаю, что теперь мы с вами готовы помочь Коле, и исправить ошибки, допущенные в письме. Как вы думаете, теперь исполнится мечта Коли, пришлёт ему Дед Мороз лыжи? Скоро Новый год, вы тоже можете написать письма Деду Морозу, надеюсь, без ошибок. |
|
V. Итог урока | Дома, ребята, вы можете потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком, выполнив ряд занимательных заданий. | |
1. Объяснение домашнего задания | 1. Вставь пропущенные буквы,
запиши получившиеся слова.
2. Разгадай кроссворд
3. Соедини линией и закрась цветом слова:
|
|
2. Рефлексия | Чему учились на уроке? Что теперь
знаете о разделительном мягком знаке? Как
показать на письме, что согласный не сливается с
гласным? Оцените свою работу на уроке по шкале. (1 – все задания были понятны, 2 – выполнил быстро и правильно, 3 – выполнил быстро, но с ошибками, 4 – выполнил самостоятельно, 5 – выполнил с помощью). |
|
Вывод: | Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием. |