Цели урока:
- обобщить систематизировать знания учащихся по теме "Имя числительное";
- проверить сформированность умений и навыков, полученных в процессе изучения темы;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: карта Кемеровской области, фотозарисовки с видами Кузбасса, выставка книг о Кузбассе, карточки с текстами.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Учитель: Ребята! Запишите число и вместо темы урока: "Путевой лист экскурсовода"... (Свою фамилию и имя каждый запишет в родительном падеже).
II. Постановка здачи.
Учитель: Ребята, что такое экскурсия?
После объяснения, данного учениками, предлагается сравнить с толкованием значения этого слова в словаре.
На доске:
Экскурсия.
|
Учитель: Итак, экскурсия – это
поездка (от лат. excursio), посещение чего-нибудь с
образовательной или ознакомительной целью.
Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по
Кузбассу. Экскурсию образовательную. В классе
есть всё необходимое для этого: карта
Кемеровской области, фотозарисовки с видами
Кузбасса. Мы поговорим о географическом
положении Кузбасса, о его прошлом, пройдём по
современным улицам городов Кемеровской области.
И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное –
очень важная часть речи, без которой трудно
обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную экскурсию мы совершим в
воображаемом автобусе, до посадки который
проверим выполнение домашнего задания. (Девочки
должны были придумать синонимы и определения к
слову "Икарус" и предложить план описания
автобуса, мальчики – уточнить технические
характеристики этого вида городского
транспорта).
Итог – коллективное устное описание
"Икаруса".
III. Изучение нового материла.
Чтение текста №1 учителем. Карточки с текстами лежат на каждой парте.
Текст №1
Кемеровская область расположена на юго-востоке
Западной Сибири и находится почти на равном
расстоянии от западных и восточных границ
Российской Федерации. Входит в шестой часовой
пояс.
В современных границах область была образована 26
января 1943 года. Площадь области – 95,5 тыс. кв. км,
что составляет 4% территории России.
Протяженность Кемеровской области с севера на юг
почти 500 км, с запада на восток 300 км.
Среднегодовая температура воздуха колеблется от
– 1,4° до +1.0°. Наиболее высокие температуры
воздуха в Кемеровской области достигают летом
+38°, а самые низкие зимой доходят на юге до – 54°,
на севере до – 57°.
Учитель: Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.
– Какие бывают числительные по значению и составу?
– Чем отличаются количественные числительные от порядковых? Начнём оформление наших путевых листов. Образец записи, т.е. схема листа, на доске. Перепишите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись. Встречающиеся в тексте словосочетания "сущ.+ числ." занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
Числительные |
Количественные |
Дробные |
Собирательные |
Порядковые |
Простые | Четыре процента Пятьсот километров Триста километров |
Шестой пояс | ||
Составные | Тридцать восемь градусов Пятьдесят четыре градуса Пятьдесят семь градусов |
Девяносто пять целых пять десятых
тысяч квадратных километров Одной целой четырёх десятых градуса |
Двадцать шестое января Одна тысяча Девятьсот сорок третьего года |
Учитель: Как склоняются порядковые числительные?
– Устно просклоняйте числительное шестой.
– Сколько человек проживает на территории Кемеровской области? С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали. (Текст № 2 читает подготовленный ученик).
Текст 2
В настоящее время Кемеровская область
относится к числу наиболее плотнонаселенных и
высокоурбанизированных регионов России. По
последней (1989г.) переписи численность населения
достигла 3176,7 тысяч человек, в том числе
городского – 2775,7 тысяч, сельского – 400,6 тысяч.
Удельный вес городского населения составил 87%. По
данным 1998 года, численность по ряду причин
несколько снизилась и составляет 3022,8 тысяч
человек.
Учитель: Сделайте вторую запись в путевом месте, внеся в него словосочетания “сущ.+ чис.” из текста.
– В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.
Учитель: Сейчас мы едем со скоростью 40–50 километров в час, чтобы все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 километров. На трассе “Икарус” идет со скоростью до 70 и даже до 80 километров. Скажите, пожалуйста, какой вопрос “спрятан” в тексте, который я только что прочитала? (О склонении числительных от 50 до 80)
Третья запись в путевом листе: Склонение числительного пятьдесят
Учитель: Давайте посмотрим на географическую карту области (Текст 3 читает ученик, другой по ходу чтения работает с картой, показывая то, о чем упоминается в тексте)
Текст 3
Рельеф области тесно связан с геологическим
строением и отличается большим разнообразием.
Выделяется 5 орографических* районов: Кузнецкий
Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая
котловина и Западно-Сибирская равнина.
Кузнецкий Алатау тянется с юго–востока на
северо–запад более чем на 500 километров. Площадь
Алатау в пределах Кемеровской области
составляет 37,5 тысяч кв.километров. Самая высокая
его вершина Амзас-Таскыл (Верхний Зуб) достигает
2178 метров.
Горная Шория занимает южную часть Кемеровской
области и тянется с севера на юг на 170 километров,
с запада на восток – на 100 километров. Наивысшая
точка – голец–гора Пустаг (“Ледяная гора”),
высотой 1560 метров. Салаирский кряж представляет
собой плоскогорье с высотами 400 – 500 метров,
вытянутое дугой с юга на северо – запад на 300
километров.
Кузнецкая котловина представляет собой
межгорную впадину. Длина примерно 400 километров,
ширина – около 100 – 120 километров. Северная
территория области расположена в пределах юго –
восточной части Западно–Сибирской равнины,
которая занимает 5,5 тысяч квадратных километров.
Для Кемеровской области характерным является
преобладание горного рельефа, занимающего 63,9 %
всей ее территории.
- Орография – наука о рельефе земной поверхности.
Задание: письменно просклонять словосочетания:
- 1 вариант пятьсот метров
- 2 вариант триста километров
Учитель: В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
Учитель: Наша экскурсия продолжается (Текст 4 выразительно читает один из учеников).
Текст 4
Богатства недр нашей области были известны
людям очень давно. Хотя наши предки не
располагали и сотой долей той информации о
полезных ископаемых края, какой располагаем мы
теперь, но они пользовались и железом, и углем, и
золотом.
И вот что интересно: в XVII веке на территории
нынешней Кемеровской области не было ни одного
разведанного железорудного месторождения, и
земля уже славилась кузнецами…
В начале 18 века слухи о богатстве нашего края
дошли до Санкт – Петербурга. Петр 1 послал в
Кузнецкий Алатау грека Александра Левандиана,
чтобы он наладил промысел серебра.
История Кузбасса мы исчисляем с 1721 года, когда
рудознатец Михайло Волков открыл “ горелую”
гору на Томи в районе нынешнего Кемерово.
Двадцать один год спустя известный ученый,
географ, геолог и этнограф.* П.А. Чихачев дал
нашему краю название “Кузнецкий бассейн”.
Кузнецкий каменноугольный бассейн – ядро
Кемеровской области. Угленосные территории
примерно соответствуют Кузнецкой котловине и
занимают 27 тысяч кв. километров, т.е 1/4 часть
территории области. Общие запасы кузнецкого угля
до глубины 1800 м оцениваются более чем в 600 млрд.
тонн. Основные запасы сосредоточены в пластах
мощностью от полутора до трех с половиной метров.
Средняя мощность пластов равна 4 метрам.
- Этнограф – специалист, изучающий бытовые и культурные особенности народов мира.
Задание: Выпишите из текста в таблицу дробные числительные.
Учитель: Как склоняются дробные числительные? Сколько падежных форм имеет числительное 1,5? Запишите предложения, записывая числительные словами:
- 1 вариант. Историю Кузбасса мы исчисляем с 1721 года, когда рудознатец Михайло Волков открыл “ горелую” гору на Томи в районе нынешнего Кемерово.
- 2 вариант. Общие запасы кузнецкого угля до глубины 1800 м оцениваются более чем в 600 миллиардов тонн.
– Сформулируйте правило написания мягкого знака в середине и на конце имен числительных.
Учитель: Красива, величава, хотя и сурова, природа нашей области. Послушаем экскурсовода (Текст 5 читает ученик)
Текст 5
Разнообразие климатических и почвенных
условий, сложное строение рельефа области во
многом определяет разнообразие растительности
– от флоры горной тундры до растительности
ковыльных степей. А это обуславливает
своеобразие животного мира. В лесах области
обитает 13 видов хищных зверей: бурый медведь,
волк, рысь, росомаха, соболь, выдра, колонок,
горностай, лисица, барсук, норка, хорь и ласка…
Таежные кладовые Кузбасса, несмотря на мощный
размах промышленного строительства, все еще
богаты. В центральной части Кузнецкого Алатау,
где берут свои воды быстрые три сестры Терси,
Тайдон и Кия, расположена цепь гольцов. Здесь
можно встретить и хозяина тайги – медведя.
Учитель: Как склоняется числительное 13. Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3 склонения?
Учитель: Много историй, связанных с охотой на медведя, хранят в памяти жители Кузбасса. Послушаем одну из них. Ваша задача – найти в тексте числительные, о которых мы сегодня еще не говорили.
(Текст 6 пересказывает подготовленный ученик)
Текст 6
О силе медведя ходят легенды. Знали об этом
прекрасно и два охотника Кузнецкого госпромхоза,
насторожив петлю из крепкого стального троса на
медвежьей тропе. Конец ее был привязан к могучей
колодине, которую, казалось, и трактором не
свернешь.
Зверь попался матерый. В бешеной злобе он вырыл
по кругу глубокую траншею. Оба охотника были
опытными медвежатниками. Каждому захотелось
покичиться своей смелостью. К зверю они подошли
почти вплотную, и только после этого один из них
выстрелил в упор в клиновидную лобастую голову. В
следующее мгновенье произошло невероятное. Пуля,
срикошетив, завыла тревожной трелью. Медведь
рванулся вперед. Громадная колодина поддалась
рывку. Два удара, – и тот, кто стрелял, упал с
раздробленным черепом, а второй отлетел в
сторону. У него оказались сломанными ключица,
ребро, изуродована нога.
И медведь, от рывка подвихнув шейный позвоночник,
издох мгновенно.… Лишь на третьи сутки случайно
наткнулись геологи на остававшегося в живых
охотника.
Вопросы и задания:
- Назовите числительное, о котором мы сегодня еще не вели речь.
- Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.
- С помощью чего образуются собирательные числительные.
- Как склоняются собирательные числительные?
- Что вы можете рассказывать о собирательном числительном оба (обе)?
- Сделайте морфологический разбор числительного.
- Запишите предложение.
Основной речной артерией области является река Томь протяженностью 840 км
- Охарактеризуйте числительное. Как склоняются составные количественные числительные?
Учитель: Наше путешествие подходит к концу.
Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена
числительные от других частей речи, имеющих
количественное значение.
Чтобы выполнить это задание и внести последнюю
запись в путевой лист, мы должны внимательно
прочитать следующий текст и распределить
имеющиеся в тексте примеры таким образом:
- Существительные
- Прилагательные
- Глаголы
- Наречия
- Числительные
Текст 7
- В годы Великой Отечественной войны десятки, сотни тысяч рабочих шахт и заводов, тружеников кузнецких полей оставили свой мирный труд и взялись за оружие.
- К концу первого года войны рабочие Кузбасса ввели в строй несколько новых предприятий.
- В 1945 году добыча угля в Кузбассе достигла почти 30 миллионов тонн.
- Комсомольцы взяли обязательство выдать к двадцатипятилетию комсомола 100 эшелонов сверхпланового угля, а отгрузили 270 эшелонов.
- За годы войны добыча угля почти удвоилась, а производство продукции химической промышленности увеличилось в 7 раз.
- За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны свыше 40 тысяч воинов-кузбассовцев были награждены орденами и медалями.
- Из них 153 удостоены звания Героя Советского Союза и 37 являются кавалерами Ордена Славы всех трех степеней.
- Наш земляк, уроженец города Ленинска-Кузнецкого – Афанасий Петрович Шилин дважды награжден медалью “Золотая Звезда”.
- Двадцатидвухлетняя Зинаида Туснолобова, рискуя жизнью, вынесла с поля боя 128 солдат и офицеров.
IV. Закрепление изученного.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в листе – словарный диктант.
Километр, одиннадцать, бассейн, центнер, миллион, миллиард, Кузбасс, Россия, регион, территория.
V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Это мой Кузбасс”.