Заочная экскурсия по Кузбассу: зачетный урок "Имя числительное". Русский язык. 6 класс

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить систематизировать знания учащихся по теме "Имя числительное";
  • проверить сформированность умений и навыков, полученных в процессе изучения темы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: карта Кемеровской области, фотозарисовки с видами Кузбасса, выставка книг о Кузбассе, карточки с текстами.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Учитель: Ребята! Запишите число и вместо темы урока: "Путевой лист экскурсовода"... (Свою фамилию и имя каждый запишет в родительном падеже).

II. Постановка здачи.

Учитель: Ребята, что такое экскурсия?

После объяснения, данного учениками, предлагается сравнить с толкованием значения этого слова в словаре.

На доске:

Экскурсия.

  1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-нибудь с целью ознакомления с чем-либо.
  2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.

Учитель: Итак, экскурсия – это поездка (от лат. excursio), посещение чего-нибудь с образовательной или ознакомительной целью.
Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Кузбассу. Экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: карта Кемеровской области, фотозарисовки с видами Кузбасса. Мы поговорим о географическом положении Кузбасса, о его прошлом, пройдём по современным улицам городов Кемеровской области. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную экскурсию мы совершим в воображаемом автобусе, до посадки который проверим выполнение домашнего задания. (Девочки должны были придумать синонимы и определения к слову "Икарус" и предложить план описания автобуса, мальчики – уточнить технические характеристики этого вида городского транспорта).
Итог – коллективное устное описание "Икаруса".

III. Изучение нового материла.

Чтение текста №1 учителем. Карточки с текстами лежат на каждой парте.

Текст №1

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Входит в шестой часовой пояс.
В современных границах область была образована 26 января 1943 года. Площадь области – 95,5 тыс. кв. км, что составляет 4% территории России. Протяженность Кемеровской области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток 300 км.
Среднегодовая температура воздуха колеблется от – 1,4° до +1.0°. Наиболее высокие температуры воздуха в Кемеровской области достигают летом +38°, а самые низкие зимой доходят на юге до – 54°, на севере до – 57°.

Учитель: Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.

– Какие бывают числительные по значению и составу?

– Чем отличаются количественные числительные от порядковых? Начнём оформление наших путевых листов. Образец записи, т.е. схема листа, на доске. Перепишите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись. Встречающиеся в тексте словосочетания "сущ.+ числ." занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

Числительные

Количественные

Дробные

Собирательные

Порядковые

Простые Четыре процента
Пятьсот километров
Триста километров
    Шестой пояс
Составные Тридцать восемь градусов
Пятьдесят четыре градуса
Пятьдесят семь градусов
Девяносто пять целых пять десятых тысяч квадратных километров
Одной целой четырёх десятых градуса
  Двадцать шестое января
Одна тысяча
Девятьсот сорок третьего года

Учитель: Как склоняются порядковые числительные?

– Устно просклоняйте числительное шестой.

– Сколько человек проживает на территории Кемеровской области? С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали. (Текст № 2 читает подготовленный ученик).

Текст 2

В настоящее время Кемеровская область относится к числу наиболее плотнонаселенных и высокоурбанизированных регионов России. По последней (1989г.) переписи численность населения достигла 3176,7 тысяч человек, в том числе городского – 2775,7 тысяч, сельского – 400,6 тысяч.
Удельный вес городского населения составил 87%. По данным 1998 года, численность по ряду причин несколько снизилась и составляет 3022,8 тысяч человек.

Учитель: Сделайте вторую запись в путевом месте, внеся в него словосочетания “сущ.+ чис.” из текста.

– В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.

Учитель: Сейчас мы едем со скоростью 40–50 километров в час, чтобы все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 километров. На трассе “Икарус” идет со скоростью до 70 и даже до 80 километров. Скажите, пожалуйста, какой вопрос “спрятан” в тексте, который я только что прочитала? (О склонении числительных от 50 до 80)

Третья запись в путевом листе: Склонение числительного пятьдесят

Учитель: Давайте посмотрим на географическую карту области (Текст 3 читает ученик, другой по ходу чтения работает с картой, показывая то, о чем упоминается в тексте)

Текст 3

Рельеф области тесно связан с геологическим строением и отличается большим разнообразием. Выделяется 5 орографических* районов: Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина и Западно-Сибирская равнина.
Кузнецкий Алатау тянется с юго–востока на северо–запад более чем на 500 километров. Площадь Алатау в пределах Кемеровской области составляет 37,5 тысяч кв.километров. Самая высокая его вершина Амзас-Таскыл (Верхний Зуб) достигает 2178 метров.
Горная Шория занимает южную часть Кемеровской области и тянется с севера на юг на 170 километров, с запада на восток – на 100 километров. Наивысшая точка – голец–гора Пустаг (“Ледяная гора”), высотой 1560 метров. Салаирский кряж представляет собой плоскогорье с высотами 400 – 500 метров, вытянутое дугой с юга на северо – запад на 300 километров.
Кузнецкая котловина представляет собой межгорную впадину. Длина примерно 400 километров, ширина – около 100 – 120 километров. Северная территория области расположена в пределах юго – восточной части Западно–Сибирской равнины, которая занимает 5,5 тысяч квадратных километров. Для Кемеровской области характерным является преобладание горного рельефа, занимающего 63,9 % всей ее территории.

    • Орография – наука о рельефе земной поверхности.

Задание: письменно просклонять словосочетания:

  • 1 вариант пятьсот метров
  • 2 вариант триста километров

Учитель: В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

Учитель: Наша экскурсия продолжается (Текст 4 выразительно читает один из учеников).

Текст 4

Богатства недр нашей области были известны людям очень давно. Хотя наши предки не располагали и сотой долей той информации о полезных ископаемых края, какой располагаем мы теперь, но они пользовались и железом, и углем, и золотом.
И вот что интересно: в XVII веке на территории нынешней Кемеровской области не было ни одного разведанного железорудного месторождения, и земля уже славилась кузнецами…
В начале 18 века слухи о богатстве нашего края дошли до Санкт – Петербурга. Петр 1 послал в Кузнецкий Алатау грека Александра Левандиана, чтобы он наладил промысел серебра.
История Кузбасса мы исчисляем с 1721 года, когда рудознатец Михайло Волков открыл “ горелую” гору на Томи в районе нынешнего Кемерово. Двадцать один год спустя известный ученый, географ, геолог и этнограф.* П.А. Чихачев дал нашему краю название “Кузнецкий бассейн”.
Кузнецкий каменноугольный бассейн – ядро Кемеровской области. Угленосные территории примерно соответствуют Кузнецкой котловине и занимают 27 тысяч кв. километров, т.е 1/4 часть территории области. Общие запасы кузнецкого угля до глубины 1800 м оцениваются более чем в 600 млрд. тонн. Основные запасы сосредоточены в пластах мощностью от полутора до трех с половиной метров. Средняя мощность пластов равна 4 метрам.

  • Этнограф – специалист, изучающий бытовые и культурные особенности народов мира.

Задание: Выпишите из текста в таблицу дробные числительные.

Учитель: Как склоняются дробные числительные? Сколько падежных форм имеет числительное 1,5? Запишите предложения, записывая числительные словами:

  • 1 вариант. Историю Кузбасса мы исчисляем с 1721 года, когда рудознатец Михайло Волков открыл “ горелую” гору на Томи в районе нынешнего Кемерово.
  • 2 вариант. Общие запасы кузнецкого угля до глубины 1800 м оцениваются более чем в 600 миллиардов тонн.

– Сформулируйте правило написания мягкого знака в середине и на конце имен числительных.

Учитель: Красива, величава, хотя и сурова, природа нашей области. Послушаем экскурсовода (Текст 5 читает ученик)

Текст 5

Разнообразие климатических и почвенных условий, сложное строение рельефа области во многом определяет разнообразие растительности – от флоры горной тундры до растительности ковыльных степей. А это обуславливает своеобразие животного мира. В лесах области обитает 13 видов хищных зверей: бурый медведь, волк, рысь, росомаха, соболь, выдра, колонок, горностай, лисица, барсук, норка, хорь и ласка…
Таежные кладовые Кузбасса, несмотря на мощный размах промышленного строительства, все еще богаты. В центральной части Кузнецкого Алатау, где берут свои воды быстрые три сестры Терси, Тайдон и Кия, расположена цепь гольцов. Здесь можно встретить и хозяина тайги – медведя.

Учитель: Как склоняется числительное 13.  Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3 склонения?

Учитель: Много историй, связанных с охотой на медведя, хранят в памяти жители Кузбасса. Послушаем одну из них. Ваша задача – найти в тексте числительные, о которых мы сегодня еще не говорили.

(Текст 6 пересказывает подготовленный ученик)

Текст 6

О силе медведя ходят легенды. Знали об этом прекрасно и два охотника Кузнецкого госпромхоза, насторожив петлю из крепкого стального троса на медвежьей тропе. Конец ее был привязан к могучей колодине, которую, казалось, и трактором не свернешь.
Зверь попался матерый. В бешеной злобе он вырыл по кругу глубокую траншею. Оба охотника были опытными медвежатниками. Каждому захотелось покичиться своей смелостью. К зверю они подошли почти вплотную, и только после этого один из них выстрелил в упор в клиновидную лобастую голову. В следующее мгновенье произошло невероятное. Пуля, срикошетив, завыла тревожной трелью. Медведь рванулся вперед. Громадная колодина поддалась рывку. Два удара, – и тот, кто стрелял, упал с раздробленным черепом, а второй отлетел в сторону. У него оказались сломанными ключица, ребро, изуродована нога.
И медведь, от рывка подвихнув шейный позвоночник, издох мгновенно.… Лишь на третьи сутки случайно наткнулись геологи на остававшегося в живых охотника.

Вопросы и задания:

  • Назовите числительное, о котором мы сегодня еще не вели речь.
  • Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.
  • С помощью чего образуются собирательные числительные.
  • Как склоняются собирательные числительные?
  • Что вы можете рассказывать о собирательном числительном оба (обе)?
  • Сделайте морфологический разбор числительного.
  • Запишите предложение.

Основной речной артерией области является река Томь протяженностью 840 км

  • Охарактеризуйте числительное. Как склоняются составные количественные числительные?

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих количественное значение.
Чтобы выполнить это задание и внести последнюю запись в путевой лист, мы должны внимательно прочитать следующий текст и распределить имеющиеся в тексте примеры таким образом:

  • Существительные
  • Прилагательные
  • Глаголы
  • Наречия
  • Числительные

Текст 7

    1. В годы Великой Отечественной войны десятки, сотни тысяч рабочих шахт и заводов, тружеников кузнецких полей оставили свой мирный труд и взялись за оружие.
    2. К концу первого года войны рабочие Кузбасса ввели в строй несколько новых предприятий.
    3. В 1945 году добыча угля в Кузбассе достигла почти 30 миллионов тонн.
    4. Комсомольцы взяли обязательство выдать к двадцатипятилетию комсомола 100 эшелонов сверхпланового угля, а отгрузили 270 эшелонов.
    5. За годы войны добыча угля почти удвоилась, а производство продукции химической промышленности увеличилось в 7 раз.
    6. За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны свыше 40 тысяч воинов-кузбассовцев были награждены орденами и медалями.
    7. Из них 153 удостоены звания Героя Советского Союза и 37 являются кавалерами Ордена Славы всех трех степеней.
    8. Наш земляк, уроженец города Ленинска-Кузнецкого – Афанасий Петрович Шилин дважды награжден медалью “Золотая Звезда”.
    9. Двадцатидвухлетняя Зинаида Туснолобова, рискуя жизнью, вынесла с поля боя 128 солдат и офицеров.

IV. Закрепление изученного.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в листе – словарный диктант.

Километр, одиннадцать, бассейн, центнер, миллион, миллиард, Кузбасс, Россия, регион, территория.

V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Это мой Кузбасс”.