Составление опорного конспекта на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы, учителя русского языка и литературы, уделяем составлению опорного конспекта большое внимание, считая его составление и запоминание одним из важных приемов обучения. Однако далеко не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что собственно представляет собой опорный конспект, в чем его значение, как он составляется.

Если мы хотим научить детей самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный урок, цель которого – познакомить учеников с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи. Предлагаемый ниже материал на эту тему можно использовать на уроках русского языка, литературы, риторики в 5-7 классах, учитывая при подборе дидактического материала возрастные особенности и речевую подготовку школьников.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе.

Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Урок знакомства с опорным конспектом начинаем с беседы.

- Многие из нас, наверное, хотели бы иметь волшебную палочку, с помошью которой можно было бы легко и просто выучить уроки, запомнить самое главное из прочитанного или услышанного. Я не обещаю дать вам в руки такую волшебную палочку, но думаю, что сегодняшний урок поможет нам научиться лучше понимать устный или письменный текст и запоминать его.

Но прежде я хотела бы спросить вас, что вы можете сказать об опорных или ключевых словах? (По ключевым словам можно понять тему текста, восстановить его содержание. Мы используем опорные слова для пересказа, подготовки устного выступления.)

- Эти знания помогут вам понять, что такое опорный конспект, как он составляется. Ведь в опорных конспектах, конечно, содержатся опорные слова.

Опорный конспект должен в краткой форме четко передавать содержание исходного текста. Так, чтобы даже через несколько дней, недель, а может быть, и месяцев мы могли бы по этому конспекту восстановить содержание текста. Давайте посмотрим, как это делается.

- Сейчас я прочитаю вам рассказ музыковеда.

Для чего нужен дирижер.

Когда-то в детстве я думал: «Зачем нужен дирижер? Ведь если артисты оркестра – достаточно опытные музыканты, то неужели они сами, без дирижера, не смогут сыграть оркестровое произведение?» Признаться честно, я даже подглядывал за музыкантами: а смотрят ли они вообще на дирижера.

Слова дирижер, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые в оригинале означают: направлять, управлять, руководить.

Во-первых, дирижер необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме. Во-вторых, и это главное, дирижер определяет трактовку – свое понимание замысла композитора. Танцевальную мелодию можно, например, исполнять быстро и беспечно, а можно - медленно и немного грустно. В третьих, дирижер может выделить как главное звучание той или иной группы инструментов: струнных, духовых или ударных. От этого, естественно, меняется характер музыки. Таким образом, дирижер в известном смысле становится соавтором композитора.

- Запишите название этого рассказа.

Теперь я буду читать его второй раз, медленно, чтобы вы успели записать ключевые слова. Затем мы вместе по этим словам составим опорный конспект.

(Читается текст)

- Теперь обсудим опорные слова, которые вы записали.

У Тани:

Д - чтобы:

В едином темпе, ритме, трактовку - свое понимание.

У Коли есть важные добавления:

Дирижер – направлять, руководить. Роль групп инструментов.

- Составили опорный конспект в виде схемы, пользуясь этими словами. (Учитель в диалоге с детьми составляет опорный конспект.)

Дирижер

управляет руководит

темпом, ритмом, трактовкой ролью групп инструментов

- Итак, мы составили опорный конспект в виде схемы.

А теперь скажите, будут ли отличаться опорные конспекты, составленные на уроках математики и литературы?

(Да, конечно)

- В каком виде часто записываются сведения по математике?

(В виде таблицы, иногда схемы-рисунка - прямоугольника, квадрата и т.д.)

- Итак:

В зависимости от того, для кого, с какой целью составляются опорные конспекты, они могут быть самыми различными по форме:

в виде слов, словосочетаний, предложений, кратких текстов, схем, таблиц, рисунков.

В опорных конспектах часто употребляются сокращенные слова, общепринятые и свои собственные знаки.

- Какой опорный конспект вы составите, если вам поручат просмотреть учебную телепередачу и рассказать о ее содержании в классе? (Я постараюсь написать его точнее, подробнее, чтобы лучше передать содержание. Возможно, лучше всего будет придумать какую-нибудь схему, рисунок.)

Далее учитель раздает детям листки с фрагментами текста.

- Составьте к фрагменту из учебника - сказки «Волшебная страна Русского языка» опорный конспект в виде: а) схемы, б) рисунка.

Служебные части речи.

- А теперь,- сказала Фея,- мы отправляемся в другую часть города. Там живут служебные части речи. Их всего три.

Покажем эти части речи Маше.

Автобус тронулся по дороге, огибающей зеленое поле. Вскоре показались первые строения.

- Здесь живут Предлоги, - показала Фея. Вокруг суетились человечки, в руках они держали щиты – пробелы. Ведь предлоги всегда пишутся отдельно от существительных и местоимений.

- А вот здесь живут Союзы: но, и, да,- показала Фея на другие домики.

- Чаще всего они помогают соединять слова и предложения. Например: «Брат занимается футболом, а сестра фигурным катанием».

- А вот здесь дома Частиц, - показала Фея направо.- Они придают новые оттенки значений словам или целым предложениям. К примеру, разные значения у предложений: «Тебе понравилось это путешествие» и « Даже тебе понравилось это путешествие». И новый оттенок вносит маленькое словечко - частица даже. А если привести еще один пример - «Тебе не понравилось это путешествие», то здесь частица не меняет смысл всего предложения.

Возможные варианты выполнения задания.

Служебные части речи:

- предлоги пишутся отдельно от существительных и местоимений;

- союзы а, но, да соединяют слова и предложения;

- частицы даже, не придают новые оттенки значениям слов, предложениям.

Возможны варианты выполнения задания:

img1.jpg (27137 bytes)

img2.jpg (101824 bytes)

После каждого урока следует подвести итоги.

- Сегодня мы учились важному и полезному умению – составлять опорные конспекты. Это очень пригодится на уроках по другим школьным предметам, в старших классах и вообще в тех случаях, когда вам необходимо лучше осмыслить и запомнить информацию.

- Как вы бы сказали, что такое опорный конспект?

- Почему учебные рисунки, схемы, таблицы можно отнести к опорным конспектам?

- Какие условные обозначения применяются в опорных конспектах?