ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.
ЦЕЛИ:
- Углубить знания кадет о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
- Знать трудные случаи постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
- Отработать навык постановки тире.
- Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники Грекова и Розенталя, таблица “Тире между подлежащим и сказуемым”, дидактический материал.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
- Случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
- Тире в неполном предложении.
- Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка наличия личного состава.
2. МОУ: определение цели занятия (2 мин.)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Повторение теоретических сведений о постановке тире между подлежащим и сказуемым. (3 мин.)
- Сообщение кадета “Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым” (приводит примеры на каждый случай);
- Остальные учащиеся составляют схемы.
2. Работа по рядам. (10 мин.)
1 ряд - упр. 306 (ч. I) - 1 - 7 предложений. (Розенталь)
2 ряд - упр. 306 (ч. I) - 8 - 14 предложений.
- Задание: выписать только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.
3 ряд - составить предложения по предложенному началу, выделить основу.
Наш долг - …. | совершенствовать знания, защищать Родину |
Моя мечта - … | стать хорошим офицером |
Главное в жизни - … | любить и быть любимым |
Дружба - это… | прежде всего взаимопомощь и искренность |
Возраст Земли - … | пять миллиардов лет |
Три и семь - … | любимые числа в произведениях устного народного творчества |
3. Повторение теоретических сведений по теме (3 мин.)
- Сообщение кадета “Случаи, когда между подлежащим и сказуемым тире не ставится”.
- Остальные учащиеся составляют схемы.
4. Закрепление. Выполнение упр. 307 (Розенталь, устно). (6 мин.)
Задание: найдите подлежащие и сказуемое. Объясните, почему между ними не поставлено тире.
5. Дифференцированная работа. (7 мин.)
- Учащиеся, имеющие “4” и “5”, работают с предложениями, записанными на доске. (Трудные случаи).
Человек, умеющий читать, - счастливый человек.
Простота есть необходимое условие прекрасного.
Учиться - не значит подражать в чём-то, а значит осваивать приёмы мастерства.
Единственное, что мне здесь нравится, - это старый тенистый парк.
- Остальные учащиеся выполняют упр. 306 (II ч.) - комментированное письмо.
6. Работа в группах. “Различные случаи постановки тире в простом и сложном предложении”.(7 мин.)
Задание: Определите, в каких предложениях необходимо поставить тире и почему? Сделайте вывод, когда ещё в предложениях ставится тире. (Тире в предложениях с прямой речью, тире в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них, тире в бессоюзном сложном предложении, тире при обособленном приложении.)
Карточка I
- Далеко ли до ближайшей деревни спросили мы у проводника.
- Ученье путь к уменью.
- Истинная дружба талантлива и благородна.
Карточка II
- Хочешь есть калачи не лежи на печи.
- Книги наши последние друзья, которые нас не обманывают и всегда остаются с нами.
- Лес точно терем расписной.
Карточка III
- Патриот это человек, служащий Родине.
- И офицеры, и матросы все были наверху и жадно всматривались в глубину залива.
- Риск, как известно, благородное дело.
Карточка IV
- Ключ потерян ломайте дверь.
- Грановитая палата самая старинная постройка Кремля.
- Вы весёлый человек.
Карточка V
- Всё чаще мирное небо мутили мятежные тучи вестники надвигающихся холодов.
- Истинное сокровище для людей умение трудиться.
- Иванов не отличник.
Карточка VI
- Память одно из важнейших свойств бытия.
- “Честное благородное слово, краснея, говорила Наташа, никому не скажу”.
- Заря как пожар на снегу.
Карточка VII
- Смелые побеждают трусливые погибают.
- Мы мирные люди и не хотим войны
- В наше сложное время доброта самое важное человеческое качество.
7. Тест по теме “Тире между подлежащим и сказуемым”.
1 вариант
A. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.
- Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.
- Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.
- Этот яркий свет _ словно ливень золотой.
- Наш край _ богат и прекрасен.
- Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.
B. Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится.
- Голова без ума _ что фонарь без света.
- Волков бояться _ в лес не ходить.
- Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров.
- Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов.
- Сердце _ не камень.
C. Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.
- Двадцать пять лет возраст зрелый.
- Кино, безусловно, самый массовый вид искусства.
- Разумно жить минутой дорожить.
- Воздух - словно поцелуй ребёнка.
- Наташа Ростова привлекает нас своей непосредственностью, а Пьер - добротой и порядочностью.
2 вариант
A. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.
- Вся женская родня прочила его в военную службу, а мужская _ в гражданскую.
- Мой отец _ врач военного госпиталя.
- Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.
- Любимое дело _ как вечная любовь.
- Россия _ необъятна и загадочна.
B. Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится.
- Мой девиз _ мыслить обо всём и писать понятно для всех.
- Печорин _ тоже лишний человек.
- Дальнее расстояние _ не помеха для дружбы.
- Иванов _, кажется, неплохой шахматист.
- Прочесть книгу и понять её _ значит стать на уровень автора.
C. Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.
- Моя мечта - поступить в военную академию.
- Музыка - как небо над землёй.
- Лишнее говорить только делу вредить.
- Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.
- Он - порча, он - чума, он - язва здешних мест.
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ (3 мин.)
Задание на самоподготовку. Упр. 308.
(Розенталь) - по заданию.