Задачи: закрепить и углубить знания учащихся по данной теме; повторить понятие синонимии и показать ее связь с антонимией: то и другое служат точному выражению мысли, авторской позиции; показать связь понятия со стилистическим и литературоведческим понятием антитезы, дать начальное представление об оксюмороне (поскольку более глубокое знакомство с этим приёмом будет при изучении творчества поэтов-символистов в 11 классе); способствовать обогащению речи учащихся.
Оборудование: раздаточный материал с текстами для аудиторного анализа.
Ход урока.
- Повторение домашнего задания.
- Знакомство с новым материалом.
Слово учителя.
Окружающий нас мир построен на единстве
противоположностей, борющихся, но немыслимых
друг без друга: добро и зло, любовь и ненависть,
свет и тьма (данные слова записываются на доске).
Эти слова противоположны по значению. Вспомните,
как в русском языке называются такие слова? (Антонимы)
Антонимы – это слова, имеющие противоположные
значения. Например, день – ночь, враг – друг и т.д.
Какое значение имеют антонимы в речи?
Антонимы широко используются в художественной
речи, на них может быть основана выразительная
сила произведения. Художнику дано ощутить
жизненные противоречия и перенести их в
поэтическую реальность. Известно, что принцип
контраста является одним из основных
художественных принципов поэзии М. Лермонтова, А.
Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой.
К добру и злу постыдно равнодушны…
М.
Лермонтов
И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
М.
Лермонтов
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…
А.
Пушкин
Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка…
М.
Цветаева
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную.
М.
Цветаева
Дети из данных отрывков выписывают антонимы.
Поэты, пишущие о Севере, как правило, тяготеют к
поэтике контраста, что понятно: дело в самом
объекте описания. Заполярье называют краем
земли, это полюс, который невозможен без своей
противоположности. Здесь всё не так, как на юге,
как в средней полосе России, здесь всё необычно,
здесь нарушены количественные и качественные
пределы привычных вещей (ночь длиной в полгода,
лето со снегом, берёза ниже гриба), переосмыслены
ценности человеческой жизни.
Художественные описания Кольского Севера
изобилуют контрастами. Вспомните их
терминологическое название. (Антитеза)
Антитеза – противопоставление.
Содержание антитез разнообразно. В
произведениях авторов, которые пишут о северной
природе, существуют противопоставления суровой
северной природы и человека, её покоряющего.
Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
В.В.Матвеев
…вокруг на сотни вёрст
Трещит мороз в разгаре лета.
И веет холодом от звёзд.
В.И.
Выхристенко
Люблю я заполярный край
За крайности
И за бескрайность.
В.П.
Семёнов
Благодари, моя душа,
Отлив тепла, прилив прохлады!
В.И.
Галюдкин
Прощаясь с белыми ночами,
Привычно думаю о том,
Что в Заполярье все начала
Идут иль с солнцем, иль со льдом.
А.А.
Бажанов
Читаем фрагмент из произведения Б. Шергина “Мурманские зуйки”: “Мурманский берег скалистый. Горы чёрные, древние как медведи, лежат. Кораблик в океане, как чаечка маленькая… Вал чёрный, гребень белый – кружево белое на чёрном бархате. А впереди другой вал. Как кони вороные с седыми гривами, валы летят по океану. ”
Общеязыковые антонимы большой – маленький организуют весь текст, являются центром контрастного образа, на полюсах которого маленький кораблик и большой морской вал, маленький человек и большой океан.
Люблю взойти на самый верх,
Взглянуть на Кольский полуостров,
Где всё затем и низкоросло,
Чтоб был высоким
Человек.
В.П.
Семёнов
Выпишите антонимы парами.
Вопрос: почему синонимы образуют ряды, а антонимы
пары?
Ответ: противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.
Возможно, ваше внимание привлекут словесные микрообразы, представляющие собой сочетания противоположных по смыслу, взаимоисключающих слов, которые характеризуют один и тот же предмет в одно и то же время его существования. Этот приём использования языковых контрастов получил название оксюморон (от греч. “остроумно-глупое”).
Тундры усталые плечи
И негасимый закат.
Утро - а всё-таки вечер.
Камни – а всё-таки сад.
В.Э.
Берлин
За каждым оксюмороном – глубокий смысл, здесь слиты воедино человеческий разум и чувство: автор-философ обобщает, сводит во единое целое крайности, автор-поэт не устаёт восторгаться непредсказуемостью мира и ужаться его нелепостями.