Урок русского языка в 10-м классе по теме "Антонимы"

Разделы: Русский язык


Задачи: закрепить и углубить знания учащихся по данной теме; повторить понятие синонимии и показать ее связь с антонимией: то и другое служат точному выражению мысли, авторской позиции; показать связь понятия со стилистическим и литературоведческим понятием антитезы, дать начальное представление об оксюмороне (поскольку более глубокое знакомство с этим приёмом будет при изучении творчества поэтов-символистов в 11 классе); способствовать обогащению речи учащихся.

Оборудование: раздаточный материал с текстами для аудиторного анализа.

Ход урока.

  1. Повторение домашнего задания.
  2. Знакомство с новым материалом.
  3. Слово учителя.
    Окружающий нас мир построен на единстве противоположностей, борющихся, но немыслимых друг без друга: добро и зло, любовь и ненависть, свет и тьма (данные слова записываются на доске). Эти слова противоположны по значению. Вспомните, как в русском языке называются такие слова? (Антонимы)
    Антонимы – это слова, имеющие противоположные значения. Например, день – ночь, враг – друг и т.д.
    Какое значение имеют антонимы в речи?
    Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. Художнику дано ощутить жизненные противоречия и перенести их в поэтическую реальность. Известно, что принцип контраста является одним из основных художественных принципов поэзии М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой.

    К добру и злу постыдно равнодушны…
                                                 М. Лермонтов

    И ненавидим мы, и любим мы случайно.
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
                                                 М. Лермонтов

    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лёд и пламень…
                                                 А. Пушкин

    Как правая и левая рука –
    Твоя душа моей душе близка…
                                                 М. Цветаева

    Полюбил богатый – бедную,
    Полюбил учёный – глупую,
    Полюбил румяный – бледную,
    Полюбил хороший – вредную.
                                                 М. Цветаева

    Дети из данных отрывков выписывают антонимы.
    Поэты, пишущие о Севере, как правило, тяготеют к поэтике контраста, что понятно: дело в самом объекте описания. Заполярье называют краем земли, это полюс, который невозможен без своей противоположности. Здесь всё не так, как на юге, как в средней полосе России, здесь всё необычно, здесь нарушены количественные и качественные пределы привычных вещей (ночь длиной в полгода, лето со снегом, берёза ниже гриба), переосмыслены ценности человеческой жизни.
    Художественные описания Кольского Севера изобилуют контрастами. Вспомните их терминологическое название. (Антитеза)
    Антитеза – противопоставление.
    Содержание антитез разнообразно. В произведениях авторов, которые пишут о северной природе, существуют противопоставления суровой северной природы и человека, её покоряющего.

    Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
                                                 В.В.Матвеев

    …вокруг на сотни вёрст
    Трещит мороз в разгаре лета.
    И веет холодом от звёзд.
                                                 В.И. Выхристенко

    Люблю я заполярный край
    За крайности
    И за бескрайность.
                                                 В.П. Семёнов

    Благодари, моя душа,
    Отлив тепла, прилив прохлады!
                                                 В.И. Галюдкин

    Прощаясь с белыми ночами,
    Привычно думаю о том,
    Что в Заполярье все начала
    Идут иль с солнцем, иль со льдом.
                                                 А.А. Бажанов

    Читаем фрагмент из произведения Б. Шергина “Мурманские зуйки”: “Мурманский берег скалистый. Горы чёрные, древние как медведи, лежат. Кораблик в океане, как чаечка маленькая… Вал чёрный, гребень белый – кружево белое на чёрном бархате. А впереди другой вал. Как кони вороные с седыми гривами, валы летят по океану. ”

    Общеязыковые антонимы большой – маленький организуют весь текст, являются центром контрастного образа, на полюсах которого маленький кораблик и большой морской вал, маленький человек и большой океан.

    Люблю взойти на самый верх,
    Взглянуть на Кольский полуостров,
    Где всё затем и низкоросло,
    Чтоб был высоким
    Человек.
                                                 В.П. Семёнов

    Выпишите антонимы парами.
    Вопрос: почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?

    Ответ: противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.

    Возможно, ваше внимание привлекут словесные микрообразы, представляющие собой сочетания противоположных по смыслу, взаимоисключающих слов, которые характеризуют один и тот же предмет в одно и то же время его существования. Этот приём использования языковых контрастов получил название оксюморон (от греч. “остроумно-глупое”).

    Тундры усталые плечи
    И негасимый закат.
    Утро - а всё-таки вечер.
    Камни – а всё-таки сад.
                                                 В.Э. Берлин

    За каждым оксюмороном – глубокий смысл, здесь слиты воедино человеческий разум и чувство: автор-философ обобщает, сводит во единое целое крайности, автор-поэт не устаёт восторгаться непредсказуемостью мира и ужаться его нелепостями.

  4. Закрепление материала, изученного на уроке.
  5. Домашнее задание: отыскать примеры антонимии в художественных текстах северной тематики.