Четыре года муниципальное общеобразовательное учреждение “Гимназия 164” г. Зеленогорска Красноярского края, являясь научно-внедренческой лабораторией ИППУО КГПУ, как я уже писала в прошлом году, использует в практике своей работы индивидуально- ориентированную систему обучения (ИОСО) – психологическую систему, направленную на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.
Наряду с традиционными оценками динамики продвижения учащихся в учебном процессе мы применяем и критериально-ориентированную диагностику (КОД).
Что данная технология эффективна, я выявила не только из личного общения с детьми и их оценки данной технологии, но и на основе КОДа эффективности преподавания предмета. (См. Методическое пособие А.А.Ярулова “Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе”, Красноярск, 2002).
Предлагаю некоторые КОДы, проведенные для учащихся 6Б класса по русскому языку. Такую же диагностику мы проводим по классам, гимназии в целом, что дает нам возмозность продуктивно работать не только над качеством образовательного процесса, но и отслеживать сформированность ключевых компетентностей гимназистов, уровень познавательного интереса, определить правильность избранных приоритетов.
КОД успешности организации учебной деятельности
№ | Перечень предлагаемых утверждений | Cогласен | Скорее согласен, чем не согласен | Не уверен | Скорее не согласен, чем согласен | Не согласен |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
1 | В этом учебном году: | |||||
А | Я улучшил свою успеваемость по одному или нескольким предметам | 8 | 12 | 4 | ||
Б | Я стал более ответственно относиться к учёбе | 10 | 11 | 3 | ||
В | У меня появился интерес к изучению ранее не любимого мною предмета | 10 | 11 | 3 | ||
Г | У меня улучшилось отношение с учителями и одноклассниками | 18 | 4 | 2 | ||
2 | Мои усилия в учебе зависят от: | |||||
А | Желания узнать много нового и интересного | 15 | 9 | |||
Б | Целей, которые я поставил перед собой | 14 | 4 | 6 | ||
В | Требований, предъявляемых мною к самому себе | 11 | 13 | |||
Г | Желания не отставать от одноклассников | 16 | 4 | 4 | ||
3 | При выполнении учебных заданий: | |||||
А | Повторяю ранее изученный материал | 12 | 12 | |||
Б | Пользуюсь справочниками, словарями, энциклопедиями | 9 | 10 | 5 | ||
В | Стремлюсь находить различные варианты решения поставленных передо мною вопросов и задач | 8 | 16 | |||
Г | Проверяю правильность выполненных мною задач и упражнений | 16 | 8 | |||
4 | Как правило, в учёбе я стараюсь: | |||||
А | Планировать и использовать с пользой для себя учебное время | 14 | 6 | 4 | ||
Б | Не списывать и добиваться результата самостоятельно | 16 | 8 | |||
В | Регулярно готовиться к урокам | 21 | 3 | |||
Г | Не опаздывать и не пропускать занятия без уважительных причин | 24 | - | |||
5 | На уроках я не боюсь: | |||||
А | Задавать вопросы, участвовать в обсуждении изучаемого материала | 18 | 3 | 3 | ||
Б | Отвечать учебный материал | 19 | 3 | 2 | ||
В | Ошибиться при выполнении учебных заданий | 20 | 1 | 3 | ||
Г | Обращаться за помощью к учителям | 24 | - | |||
6 | Во внеурочное время: | |||||
А | Я читаю дополнительную литературу по интересующим меня предметам | 4 | 20 | |||
Б | Посещаю занятия предметных кружков, или факультативов, или курсов углублённого изучения предметов, или консультации | 24 | - | |||
В | Люблю заниматься интеллектуальными играми (решать кроссворды, играть в шахматы, отвечать на вопросы викторины и т.д.) | 16 | 8 | |||
Г | Люблю смотреть телепередачи, фильмы познавательного (научно-популярного) характера | 17 | 2 | 5 |
Данные по каждому ученику заносятся в бланк ответов, составляемому по форме, где хорошо видно, как учится каждый ученик; отдельно мальчики, девочки; сколько баллов набирает ученик и каков его уровень динамики развития учебной деятельности. (Уровневые критерии определены автором технологии). В данном классе ученики в основном находятся на субъектном и позитивном уровнях, т.е. у них положительное отношение к учебе, достаточно развито самообразование, осознание соотношений мотивов и целей.
КОД личностного развития гимназиста в контексте учебной деятельности показал, чтоу шестиклассников отмечается устойчивый познавательный интерес - 62%.
Мотивы в основном учебно- познавательные, связанные с содержанием и процессом обучения, 41% учащихся самостоятельно строит свои учебные действия на основе анализа условий и полной ориентировки в них, учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибок и широко переносятся в новые условия.
53% лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия усваиваются в готовом виде и осуществляются, хотя и без ошибок, но на ограниченном учебном материале.
Большинство учащихся владеет своими чувствами, организованы, ответственны, у них отмечается трудолюбие, умение планировать свою деятельность и оценивать ее результаты, уверены в своих силах.
Вместе с тем, учащиеся не всегда умеют рассчитывать свои силы, не настойчивы в достижении цели, над чем и необходимо работать. Кроме того, следует обратить внимание на отдельные позиции (у некоторых учащихся отсутствует познавательный интерес, недостаточно понимают содержание учебного материала).
При соотнесении полученных результатов с уровневыми критериями выявилось следующее:
Класс | Кол-во уч-ся |
У Р О В Н И |
|||
Субъектный | Позитивный | Потенциальный | Негативный | ||
6б | 24 | 9 | 11 | 4 |
Рекомендации: для побуждения учащихся к совершенствованию своей учебной деятельности провести знакомство с личными результатами каждого, чтобы дети проанализировали свои сильные и слабые стороны, акцентировали свое внимание на существующие у них проблемы и наметили пути их решения. Провести часы общения по наиболее остро стоящим проблемам.
В конце каждого полугодия провожу контрольные срезы ЗУН – самостоятельности учащихся.
Итоги контрольного среза ЗУН – самостоятельности учащихся по русскому языку
6Б класс – 24 ученика № задания | Выполнившие задания % |
Справив-шиеся % |
% ЗУН – самостоятельности |
1 | 100 | 94 | 94 |
2 | 100 | 100 | 100 |
3 | 100 | 88 | 88 |
ИТОГО 1 уровень | 94 | ||
4 | 100 | 82 | 82 |
5 | 100 | 94 | 94 |
6 | 95 | 100 | 100 |
Итого 2 уровень | 92 | ||
7 | 91 | 94 | 94 |
8 | 95 | 82 | 82 |
ИТОГО 3 уровень | 88 | ||
Всего по 3 уровням | 91 |
Рейтинг личной успешности ученика по русскому языку определяется по сумме полученных отметок, деленной на их количество
Список класса | 2003-2004 уч.г. | 2004-2005уч.г. | ||
Начало | Конец | Начало | Конец | |
Рейтинг ученика | ||||
Панин Костя | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |
Лесняк Настя | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |
Склярова Саша | 5,0 | 5,0 | 4,9 | |
Кривоносова Таня | 4,5 | 4,9 | 4,4 | |
Ушакова Женя | 4,1 | 4,4 | 4,2 | |
Турышева Софья | 4,0 | 4,2 | 4,4 | |
Донец Сергей | 4,2 | 4,6 | 4,3 | |
Болотникова Оля | 3,6 | 4,0 | 4,0 | |
Мухачёв Виталий | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
Фролова Настя | 4,1 | 4,4 | 4,3 | |
Бородина Катя | 4,1 | 4,5 | 4,2 | |
Тужилин Максим | 3,8 | 4,5 | 3,7 | |
Тольга Настя | 3,2 | 3,5 | 3,5 | |
Солодкий Миша | 3,3 | 4,0 | 3,8 | |
Оськина Аня | 3,5 | 3,7 | 3,9 | |
Малышкина Лена | 3,5 | 3,7 | 3,5 | |
Дебдин Артём | 3,9 | 4,0 | 3,2 | |
Алексеенко Таня | 3,5 | 3,5 | 3,1 | |
Токма Настя | 3,2 | 3,6 | 3,3 | |
Дресвянская Инна | 3,3 | 3,4 | 3,1 | |
Подкур Паша | 3,2 | 3,4 | 3,4 | |
Назаренко Катя | 3,0 | 3,2 | 3,0 | |
Катроша Полина | 3,3 | 3,4 | 3,3 | |
Девяткин Саша | 3,0 | 3,1 | 3,0 | |
Итого | 3,8 | 4,2 | 3,9 |
Ежегодно каждый учитель по каждому классу по своему предмету вычленяет наиболее значимые умения и навыки, над которыми работает в течение года, проводит диагностику, анализирует и продвигается дальше с учетом результатов. Например:
Предмет - русский язык Класс 6Б ФИО учителя Ксиво А.А.
№ | Перечень умений и навыков | На начало года | I полугодие | II полугодие | Контрольный срез | ||||
влад. | не влад | влад | не влад | влад | не влад | влад | не влад | ||
Общеучебные умения и навыки | |||||||||
Учебно - организационные | |||||||||
1 2 3 |
Организовать рабочее место. Вникать в смысл учебного задания. Выполнять правила гигиены труда. |
24 22 23 |
2 1 |
||||||
Учебно - интеллектуальные | |||||||||
1 2 3 4 |
Анализировать. Сравнивать. Выделять главное. Делать выводы. |
15 14 14 16 |
9 10 10 8 |
||||||
Учебно - информационные | |||||||||
1 2 3 |
Проводить библио-течный поиск. Пользоваться компьютером. Использовать СМИ. |
18 24 18 |
6
6 |
||||||
Предметные умения и навыки | |||||||||
1 2 3
4 |
Работать со словарями. Составлять простой и сложный планы. Работать с лингвистическим текстом. Развивать навыки говорения, письма. |
20 19 17
17 |
4 5 7
7 |
||||||
Логические умения и навыки | |||||||||
1 2 3 |
Выделять главное. Делать текст логически связным. Раскрывать суть информации в сравнении. |
14 19 14 |
10 5 10 |
||||||
Коммуникативные умения | |||||||||
1
2 3
4 |
Выстраивать деловые отношения с
одноклассниками. Самостоятельно планировать работу. Оценивать свои действия и действия одноклассников. Слушать и слышать объяснения учителя. |
22
18 20
19 |
2
6 4
5 |
КОД “Какими ценностями я руководствуюсь в школе”
№ | Параметры | Суждения | |
Да | Нет | ||
1 | Активная, деятельная жизнь | 20 | 4 |
2 | Зрелость суждений и здравый смысл поступков (осознание и предвидение последствий своих действий и поступков) | 21 | 3 |
3 | Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | 21 | 3 |
4 | Самостоятельность (как способность ценить свое время и время других, доводить начатое дело до конечного результата без необходимой помощи извне) | 20 | 4 |
5 | Свобода от праздности (как ответственность за свои действия и поступки) | 18 | 6 |
6 | Творчество (возможность творческой деятельности) | 21 | 3 |
7 | Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) | 21 | 3 |
8 | Здоровый образ жизни | 16 | 8 |
9 | Ответственность за свое будущее | 22 | 2 |
10 | Уважительное отношение к другим (принятие других такими, какие они есть, отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях) | 23 | 1 |
Все диагностики показать в данной статье не предоставляется возможным, их несколько и, по нашему мнению, они работают на успешность как ученика, так и учителя, служат ориентиром для образовательной деятельности.