Урок-мастерская "Тайна слова". Русский язык, 8 класс

Разделы: Русский язык


ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА: над доской плакат со словами А. Твардовского: “Самое сладкое и самое трудное– думать. Думать самому…”; на доске записана тема “Умолчание…или тайна многоточия” и эпиграф, слова М.Цветаевой: “А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов…”.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, размноженные тексты, чистые листы, карандаши, “Русская речь 8-9класс” Е. И.Никитиной, “Литература: Учебная хрестоматия для 8 класса.”/Авт.-сост. Г.И.Беленький/.

ЦЕЛИ:

  • Закрепление умения осознанно пользоваться различными выразительными средствами связи как средством для лучшего выражения мысли и передачи эмоциональной речи при анализе литературного текста и создании своего.
  • Развитие речи учащихся. Расширение круга сведений о языковых и речевых средствах, характерных для художественной речи. Повышение эффективности учебного труда учителя и учащихся путем создания атмосферы сотрудничества.
  • Воспитание нравственной ответственности за свой выбор.

ЗАДАЧИ:

1. Организация процесса познания, как приобщения ребенка к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
2. Реализация принципов проблемного обучения; равенство всех участников, включая мастера на пути к открытию; ненасильственное привлечение к процессу деятельности на основе внутри предметной уровневой дифференциации, самооценки, самокоррекции, самовоспитания; чередование индивидуальной и коллективной работы, повышение уровня коммуникативной культуры, диалогического способа восхождения к истине; самостоятельный выбор материала и видов работы; нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (опережающее): Из словаря В.Даля выписать значение слов: таить, молчать, умалчивать.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя:

    -Урок развития речи. Мы много говорили с вами о выразительных языковых средствах связи предложений в тексте. Фонетических, лексических, морфологических, синтаксических, которые помогают нам раскрыть содержание художественного произведения, постигнуть его красоту, особенности языка того или иного автора, что делает его неповторимым, запоминающимся.
    -Перечислите, какие из них вы знаете. Ответы детей: (Аллитерация, ассонанс, антонимы, синонимы и т.д.)

II. Объявление темы и цели урока.

    На доске записана тема: “Умолчание… или тайна многоточия”.

    Эпиграф:

    “А что есть чтение – как не разгадывание,
    извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов…”.

    М. И. Цветаева.

    - Чтение – прежде всего сотворчество. Мы познакомимся с еще одним средством средством выразительности речи. Но прежде вглядитесь в тему, найдите в ее записи уже знакомые вам лексические средства связи (синонимы): умолчание= тайна
    Умолчание – умное молчание.
    -Попробуйте доказать с помощью словаря, что это синонимы. Дома некоторые из вас работали со словарем В.Даля.

III. Проверка опережающего домашнего задания.

Чтение учащимися статей из словаря В.Даля.

  • Молчать или молкнуть, малчивать и молкать – безмолствовать, тихнуть, затихать, не шуметь, не издавать звука, терпеливо сносить, не роптать. Молчатель (лица) скрывщик, скрыватель, утайщик.

Примеры: Кто молчит, не грешит. Доброе молчание лучше худого ворчания.

  • Умалчивать, умолчать – молчать, не сказать ничего, не говорить, знать про себя, не разглашать, скрывать; недосказывать, не упомянуть, пропустить в рассказе.

Примеры: О чем умолчено, то между строк читается. Ради краткости, мы об остальном умолчим.

  • Тайна. - Кто чего не знает, то для него тайна; все сокрытое, неизвестное, неведомое, что-то скрыто хранимое, что скрывается от кого-либо намеренно.
  • Тайный – сокрытый, сокровенный, секретный. Примеры: Основная причина движения – тайна. Чужой тайны не выдавай. Тайные промыслы человека ему да Богу ведомы.

Итак, мы убедились, что это слова синонимы, их объединяет смысл – скрывать, пропустить, скрыто хранить, недосказать.

Цель нашего урока: научиться разгадывать тайны, оставленные автором за строкой, стать соавторами, погрузиться в мир сотворчества.

IV. Работа с текстом.

Однажды Марина Цветаева, чьи слова мы взяли эпиграфом к уроку, написала о своем дне рождения, пришедшемся на 8 октября в праздник Апостола Иоанна Богослова – одного из ближайшего последователя (ученика) Христа:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

- Назовите слова, употребляемые в переносном значении (зажглась, спорили, жаркой - олицетворение).
- Объясните, что является основой переноса в каждом случае. (Рябина зажглась – звезда зажглась; заспорили колокола – люди спорили; жаркая рябина, жаркая любовь – жаркая печь, горячая любовь.)
- Назовите любимое дерево поэтессы. Чем его название является для Цветаевой? (Символом Родины).

VI. Объяснение темы урока.

1. Слово учителя.

- М.И.Цветаева, оказавшись в эмиграции, тоскуя о Родине, одно из стихотворений заканчивает так:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно рябина…

2. Работа с учебником “Русская речь 8-9класс” Е. И.Никитиной.

- Прочитайте стихотворение про себя, затем вслух. Обратите внимание на многоточие. (Это только три точки. Но в них – мощное, бесконечно продолжающееся во времени, немое признание в такой сильной любви, на какую не способны тысячи вместе взятых стихотворцев, пишущих не этими великими точками, каждая из которых как капля крови, По словам Евг. Евтушенко, самый высокий патриотизм всегда именно таков: точками, а не пустыми словами.)

- Что же такое умолчание? (Умолчание – выразительное средство речи.)
- В чем его суть? (Суть его состоит в том, что начатая речь внезапно обрывается или прерывается автором.)

- О чем думает автор, заканчивая текст многоточием? (Автор полагает: никакие слова здесь не нужны, читатель и так поймет его – его волнение, его чувства и думы.)
- Как на письме обозначается умолчание? (Многоточием.)
- Сформулируйте еще раз, что такое умолчание.

3. Возвращение к теме и цели урока.

- А раз автор полагает, что читатель поймет его мысли, чувства, то он приглашает читателя к сотворчеству. Приглашает стать соавтором. Этим мы и займемся на уроке.

Попробуем погрузиться в мир военной лирики, понять, что не досказали нам авторы этих произведений.

VII. Работа над текстом.

1. Восприятие текста. (На партах лежат листочки с текстом стихотворения А.Твардовского.)

- У Альберта Лиханова есть повесть “Мой генерал”, один из героев которой – старый генерал – часто вспоминает приведенные выше стихотворные строки и с с особым чувством произносит их.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

2. Анализ.

- Найдем выразительные средства связи.

  1. Фонетические: ассонанс – а, о – (плач, тяжесть); аллитерация – ж, ш, ч – тяжелая поступь, печаль, тяжесть на сердце.
  2. Лексические средства связи: антонимы (не пришли – остались, старше – моложе, мог – не сумел)

3) синтаксические средства связи: анафора (одинаковое начало нескольких предложений) (В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе);

Композиционный стык:

Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

4) Отыщем ключевые слова: мог – не сумел.
5) Расшифруйте умолчание: о чем оно вам говорит? (Генерал чувствует вину, что не сумел сберечь подопечных, они не вернулись с войны, чувство ответственности…)

3. Самостоятельная работа.

- Напишите кратко свое мнение о мыслях лирического героя стихотворения.(оценка)

4. Чтение детских раздумий.(Момент социализации.)

VIII. Работа в группах с текстом поэмы А. Твардовского “Василий Теркин” (“Литература: Учебная хрестоматия для 8 класса.”/Авт.-сост. Г.И.Беленький/.) Класс делится на группы, идет чтение и обсуждение заданных отрывков текста.

- Прочитайте главу “Переправа” из поэмы А. Твардовского “Василий Теркин”.
- Слова в художественном тексте живут по своим законам. Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили эти законы, литературоведческие термины и, поработав в группах, создали бы свои идеи относительно того, какие выразительные средства речи используются автором и помогают нам создать целостную картину произведения. Особенно обратите внимание на те строфы, в которых встречаются умолчания, “расшифруйте” их: что не досказал автор, какие чувства он испытывал.

IХ. Социализация.

Выступления учащихся о литературоведческих понятиях на основе текстового материала главы “Переправа”. Высказывания о том, что таят в себе умолчания, введенные автором в канву текста.

Х. Итог работы. Создание текста.

1.- Напишите миниатюру на волнующую вас тему, используя в ней умолчание.
2. – Прочитайте свои тексты. (Читают все!)
- Какое умолчание? (О чем нас просят задуматься авторы миниатюр?)

ХI. Домашнее задание.

Вспомните и напишите название произведений о войне, в которых многоточие обозначает умолчание. Расшифруйте одно из них. / “Шёл солдат…” К.Симонов, “А зори здесь тихие…” Б.Васильев и т.д./

ХII.Заключение.

- На этом и мы поставим точку, вернее, не точку, а многоточие.

Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока…

/А. Кушнер/

Но пора передохнуть, собраться, по совету поэта, с мыслями и …изучать новые материалы, искать новые формы и методы в овладении выразительными средствами языка.