Цель: проверить знания учащихся по теме; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии, продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе.
На доске записан текст, распечатка есть у каждого.
Расцветайте, расцветающие,
Увядайте, увядающие,
Догорай, объятое огнем, -
Мы спокойны, не желающие,
Лучших дней не ожидающие,
Жизнь и смерть равно встречающие
С отуманенным лицом.
Ф.Сологуб
I. Работа с классом
1. Прочитай текст, подготовься к выразительному чтению. Определи, где нужны логические ударения, короткие и более длинные паузы.
2. Какое впечатление произвело на тебя стихотворение?
3. Далее учитель кратко рассказывает о трудной жизни Сологуба, о влиянии философии Артура Шопенгауэра на его творчество, что ярко прослеживается в данном стихотворении.
4. Какие строки ты бы выделил главными? Почему?
5. Художественное чтение стихотворения (Два-три ученика по желанию).
6. Чьё прочтение более удачно? Почему?
II. Работа с учебником литературы. Краткий словарь литературоведческих терминов.
1. Какие художественные средства использовал автор для создания образа?
- Аллитерация (повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую выразительность). Приведем примеры.
- Антитеза (противопоставление образов, картин, слов, помогающее передать мысли и чувства, усиливающее эмоциональность стихотворения). Приведите примеры.
- Этикет. Помогает живо представить себе картину, почувствовать отношение автора к нему. Примеры.
2. Еще раз прочитать текст. (Дома: по желанию выучить).
III. Самостоятельная работа учащихся
1. Выпиши все причастия, определи, какое это причастие, действительное или страдательное. Укажи время.
2. Образуй краткую форму страдательного причастия.
3. Графически объясни правописание суффиксов.
4. Работа с учебником литературы (7 класс). Приведи примеры причастий из следующих произведений: “Песнь о вещем Олеге” А.С.Пушкина или “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова. 7-10 примеров. Графически объясни написание суффиксов и окончаний в этих причастиях.
5. Объясни правописание -не с причастием.
6. На правописание каких слов, на твой взгляд, следует обратить внимание? Объясни графически правописание этих орфограмм.
7. Выполни морфемный разбор следующих слов:
объятое, (с) отуманенным.
8. Произведи пунктуационный анализ текста. Сделай графические схемы предложения с обращением и с причастным оборотом.
9. Прочитай текст еще раз, попробуй записать его по памяти.
10. Подчеркни все причастия как члены предложения. Какие не подчеркнете? Почему?
IY. Творческое задание (по желанию)
На доске запись из “Российской грамматики” М.В.Ломоносова.
“Весьма не надлежит производить причастие от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов”.
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
- Какова сфера употребления причастий? Всегда ли уместно их употребление?
- Как часто в своей речи вы используете причастия? Почему? Напиши мини-рассуждение на данную тему.
Y. Домашнее задание
- Стихотворение выучить (желающие)
- По выбору и автор и задание И.А.Бунин “Лапти”, А.И.Куприн “Белый пудель”, К.Г.Паустовский “Телеграмма”.
- Найти как можно больше причастий в произведениях этих авторов, графически объяснить их написание.
- Найти и выписать 3-5 предложений с причастным оборотом. Составить схемы.