Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в условиях санаторной школы-интерната

Разделы: Русский язык


Одной из важнейших задач обучения в условиях санаторной школы-интерната является повышение эффективности коррекционной работы. Некоторые ученики, поступающие в школу-интернат, являются слабоуспевающими. Это связано с материальной необеспеченностью семей, общей неблагополучной обстановкой в семье, алкоголизмом, педагогической безграмотностью родителей. Причины неуспеваемости других учеников биопсихического характера - это наследственные особенности, способности. Задатки наследуются от родителей, а увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рождённых здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания и обучения. Следовательно, обучение и работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Таким образом, в условиях общеобразовательной школы-интерната на уроках русского языка большое значение имеет коррекционная работа. Коррекционная работа связана с творческой деятельностью, которая сама по себе обладает исцеляющим потенциалом.

Для устранения причин неуспеваемости П. И. Пидкасистый предлагает такие средства.

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого используются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение диагностических диктантов в начале и в конце учебного года. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников, особенно необходимо это начинающим педагогам.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. На Западе это группы выравнивания, их преимущество в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4. Воспитательное воздействие. С неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа.

В школе-интернате аналогом групп выравнивания являются уроки коррекции, на которые отведён один час в неделю. Посещение занятий обязательно. При системном подходе к планированию данных уроков, достигается заметный результат.

Выбор методов коррекции во многом зависит от индивидуальных особенностей личности школьников.

Для многих школьников характерны отсутствие мотивации к учебной деятельности, неустойчивость внимания, отсутствие навыков самостоятельной работы.

Начинаем работу с воспитания у школьников интереса к изучению русского языка. Интерес создаётся не только за счёт использования необычных форм организации обучения, но и благодаря мотивации деятельности (ученику на каждом занятии очень важно объяснить, зачем ему это нужно знать и уметь).

Успешное обучение требует, чтобы каждый ученик сознательно и прочно усвоил ту систему знаний, навыков и умений, которые предусмотрены программой каждого года обучения. Если в системе знаний, умений и навыков допущен просчёт, это снижает качество обучения и может стать причиной отставания. Следовательно, учителю важно своевременно выявлять и ликвидировать пробелы. Для этого в начале учебного года целесообразно проводить диагностический диктант. Это даёт представление о том, на какие темы при повторении в начале года учитель должен обратить особое внимание, а также выявить, каким ученикам необходима помощь.

Одним из способов предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся является высокое качество урока. Необходимо планировать урок таким образом, чтобы ученики выполняли большее количество заданий самостоятельно, при этом учитель должен своевременно оказывать помощь слабым ученикам. Для коррекционных занятий по русскому языку важно научить думать и действовать самостоятельно (адаптивная система обучения помогает организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся).

В процессе перехода к адаптивной системе обучения А. С. Границкая предлагает перестроить представление об уроке, вычленив процесс совместного овладения структурой и лексикой русского языка, когда учитель работает вместе со всеми учащимися. И действительно, отказ от фронтального опроса в пользу совместной работы даёт заметный положительный результат. При фронтальном опросе фактически работает в каждый момент активно лишь один ученик. Создаётся лишь видимость активной работы всех учащихся. Недостатком такой работы является дробный характер, приблизительность учёта доли участия в ней каждого ученика, необъективность оценок за случайный удачный или неудачный ответ. При совместной работе учителя со всеми учащимися тренировка преимущественно хоровая или одновременная, когда каждый произносит, пишет или читает вслух или про себя со своей индивидуальной скоростью. Наблюдающееся при этом опережение и отставание не мешает общему продвижению в выработке навыков и умений. Такая по-настоящему фронтальная работа обладает высокой эффективностью. Каждый ученик всё время активен: читает, говорит. При этом корректируется основной недостаток младших школьников: неумение думать и действовать самостоятельно.

После совместной работы необходимо организовать работу учащихся в парах и самостоятельную работу так, чтобы всё выполненное было сразу проверено в режимах “взаимоконтроль”, “самоконтроль”.

Во время такой самостоятельной работы учитель может рационально использовать своё время для проведения индивидуальной работы с учащимися по очереди. Переход к этим видам контроля, естественно сопровождался некоторыми сомнениями. Можно ли доверить ученику проверить работу товарища? Заметит ли он все ошибки? Правильно ли оценит работу? Но учащиеся успешно справляются с новой для них ролью “учителя”, практически все ошибки исправляют сами.

Введение оценок за качество взаимоконтроля, выставляемых учителем рядом с подписью проверявшего тетради товарища, повысило качество взаимопроверки и одновременно способствовало формированию самоконтроля. Обычные самопроверки перед сдачей написанного диктанта стали значительно выше по качеству. Урок, как правило, начинаем с взаимопроверки выполненных дома заданий. После объяснения нового материала, которое занимает всё меньше и меньше времени, так как обычное первичное закрепление всё больше и больше включается в самостоятельную работу на уроке, затем даётся с подробной инструкцией домашнее задание. Это стимулирует активность учащихся, они видят весь объём материала, который нужно усвоить и на таком уроке нет времени бездельничать. Затем учащиеся переходят к самостоятельной работе, а учитель, убедившись, что все включились в работу, переходит к индивидуальной работе. Выставив несколько оценок во время включённого в самостоятельную работу контроля, учитель переходит к истинно индивидуальной работе у стола или у доски. Работа у доски отвлекает внимание учащихся, поэтому доска используется реже, чем беседа у стола.

Индивидуальная работа у стола реже должна быть репродуктивной, лучше включать ученика в истинную коммуникативную деятельность (помня о коммуникативной направленности обучения русскому языку). Учитель ведёт беседу, задавая вопросы. Так строятся отношения учителя и ученика во время свободного общения. Задания обязательно должны быть дифференцированными, каждый ученик ощущает удовлетворение от того, что справился с ними и получил положительную оценку. А если и были ошибки, то учитель исправляет только самые грубые, чтобы вселить в ученика уверенность в своих силах.

Русский язык является предметом, обеспечивающим овладение языком как средством общения. Основной задачей является развитие устной и письменной речи, обеспечивающей общее культурное развитие. Исходя из этого, коррекционные занятия в пятом классе преимущественно посвящаю развитию речи.

Развитие речи учащихся на уроках предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое:

1. Овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Для реализации этого направления к каждому уроку коррекции выбранный ученик с помощью учителя или самостоятельно готовит сообщение по орфоэпии и культуре речи. (Как правило, это рассказ о часто встречающихся ошибках). Раз в месяц проводится игра: ведущий читает предложение с речевой или грамматической ошибкой, учащиеся исправляют ошибку и произносят предложение правильно. Такая игра увлекает ребят, они внимательнее следят за речью друг друга, уже и во внеурочной деятельности исправляют своих одноклассников, а в трудных случаях обращаются к словарю.

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Не только специальные уроки развития речи, но и каждое занятие по русскому языку должно быть посвящено развитию речи, логического мышления, памяти наблюдательности.

По статистике 70% бодрствования человек приводит в речевом общении. Таким образом, основная форма речевой деятельности – устная речь. Школьная программа традиционно ориентирована на развитие письменной речи, между тем учащиеся зачастую не могут грамотно построить высказывание на какую-либо тему. На уроки коррекции стараюсь подбирать актуальные для учеников темы, которые вызывают желание обсудить, высказать свою точку зрения.

Тематика коррекционных занятий в пятом классе.

1) “Говори!” - даётся задание рассказать о книге, которую сейчас читаешь; передаче, которая понравилась. Эти уроки стали традицией, они развивают речь учащихся, логическое мышление, позволяют учителю контролировать досуг учащихся, формировать литературный вкус.

2) Творческие работы. “Свободное сочинительство”, “Мой дневник” (пиши о том, что сейчас вспоминаешь, о чём думаешь, переживаешь).

3) “Фантазия-картина” (опиши словами картину, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении).

4) Сочинение-ассоциация по мотивам ранее написанного, прочитанного текста.

5) Музыкальное сочинение (опиши образы, которые возникают при прослушивании музыкального произведения).

6) “Что я люблю”, “Чего я не люблю”.

7) Рассказ о несуществующем животном”.

8) Творческая работа “Таинственная история, произошедшая с мыслями-малютками”.

9) Творческая работа “Я в будущем”.

10) Невыдуманный рассказ (“Воспоминание”, “Сон”, “Плохой поступок”, “Борьба с вредной привычкой”).

11) Путешествие в страну “Глаголия”.

12) Путешествие в страну имён существительных.

13) Путешествие в страну имён прилагательных.

Библиография

1. Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России,1998, - 640 с.

2. Границкая А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

3. Кондратьева С. В. Учитель – ученик. – М.: Просвещение, 1984. - 80 с.

4. Сидоренков В. А.Углублённое изучение русского языка. М.: Просвещение, 1996. – 271 с.

5. ЯкиманскаяИ. С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979. -144с.