Русский язык
-
Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка 2005
Сформировать языковые и коммуникативные компетенции - цели учителя русского языка. Благодаря этим компетенциям устанавливается эмоционально-нравственный контакт с собеседником, учащиеся включаются в процесс общения, образно и логически последовательно выражают свои мысли. Речевая деятельность формируется во всех видах - чтении, говорении, письме, аудировании. Для формирования языковой и коммуникативной комлетенции предлагаю задания по теме "Виды односоставных предложений. Типы сказуемых".
-
Урок развития речи: "Кто такой лидер?", 8 класс 2005
В нашей школе в этом году проходил конкурс "Молодые лидеры России", отбор участников проводился по сочинениям на тему "Кто такой лидер?", которые должны были написать дети. У них возникло много вопросов, из ответов на которые и возник этот урок, запомнившийся как ученикам, так и учителю. Мы попытались рассмотреть различные аспекты лидерства, не забывая при этом повторить орфографию и пунктуацию. Подобная работа с некоторыми изменениями может проводиться и для учеников других классов.
-
Рабочая тетрадь по русскому языку: "Словосочетание. Предложение". 5-й класс 2005
Тренировочные упражнения позволяют осуществить дифференцированное обучение: задания рассчитаны на учащихся с различным уровнем языковой подготовки. Условно синим цветом обозначены задания первого уровня, обязательного, зеленым - второго, понятийного, красным - задания третьего уровня, выше среднего. Требования к выполнению заданий определит сам учитель.
-
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне родственных слов" 2005
Одной из главных задач уроков русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. Правописание корневых орфограмм - актуальная тема начальной школы. Данный урок проведен во 2 классе (1-4) традиционной системы. Это урок систематизации и обобщения знаний через коллективную и индивидуальную формы работы с использованием игровой методики. В процессе работы у детей развиваются самоконтроль и самооценка, а также мыслительные операции: рассуждение, анализ, обобщение. Учащиеся учатся применять полученные знания на новом языковом материале.
-
Интегрированный урок русского и татарского языков в 8 классе на тему: "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами" 2005
Основные цели урока - научить детей применять навыки, полученные на уроках татарского языка по данной теме, на уроках русского языка. Немаловажно также интернациональное воспитание, основанное на содружестве двух языков.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Разноспрягаемые глаголы" 2005
Фёдорова Вера Петровна, учитель начальных классов, МОУ "Гимназия № 9", г. Усолье-Сибирское. Урок русского языка, 3-й класс. Тема: "Разноспрягаемые глаголы" Обнаружить существующие разноспрягаемые глаголы, выявить их особенности и уметь отличать их от других.
-
Конспект урока русского языка по развитию речи в 6-м классе. "Подготовка к сочинению-описанию "Метель" 2005
В ходе подготовки к сочинению-описанию «Метель» учащиеся обращаются к художественным текстам А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова; вводится понятие «цитата»; уделяется внимание использованию в сочинениях изобразительных средств языка.
-
Развитие мышления через организацию практической деятельности учащихся на уроке руского языка 2005
Развивая мышление учащихся, учитель-предметник не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала и методологических принципов данной науки. В статье рассматривается организация работы по развитию мышления учащихся на уроках русского языка и формы контроля этой деятельности. В приложениях даны примерные контрольно-измерительные материалы и конспекты уроков.
-
Урок по теме: "Определение", 5 класс 2005
Разработка урока по теме "Определение" для 5 класса общеобразовательных учреждений.
-
Урок русского языка по теме: "Наречие как часть речи" 2005
На уроке самостоятельного изучения нового материала главную роль играет подготовительный этап к уроку: объяснить классу изученный материал; представить историческую справку о возникновении наречий в занимательной форме; изобразить самостоятельно изученный материал в схемах, таблицах, рисунках; подготовить вопросы по изучаемому материалу (в том числе проблемные); подготовить занимательный материал к уроку. Урок проводится в форме отчёта групп по выполненным заданиям.
-
Использование музыки, изобразительного искусства, литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся 2005
Деятельность учителя — это творчество, это поиск, это совершенствование своего педагогического мастерства, индивидуальный подход к каждой теме, к методическому решению каждого урока. Обучение на познавательной, мотивационной основе — стимул интереса к обучению, желанию узнавать, творить. Использование музыки, изобразительного искусства и литературы — один из способов активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.
-
Современная дидактическая игра по русскому языку "Банк знаний". 5-й класс 2005
Вашему вниманию представляется описание дидактической игры, разработанной для урока русского языка в 5-м классе. Проведение данной игры по теме "Синтаксис" позволяет не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но и формировать коммуникативные способности, поможет учащимся освоить социальные роли, получить представления о современной структуре социума. Игра вызывает понимания и интерес к реальной деятельности взрослых людей в современном мире. Деятельность учащихся направлена на саморазвитие личности, самооценку учебного труда, развивает самостоятельность.
-
Урок русского языка в 3-м классе по занковской системе. Тема: "Часть речи — имя числительное" 2005
Предлагаемый урок русского языка в 3-м классе выстроен в четком соответствии с методическими принципами технологии проблемного обучения. На уроке используется фронтальная форма работы. Учащиеся самостоятельно, при направляющей инструкции учителя, "открывают" новое знание. Ученикам предлагается разного вида задания для закрепления полученного знания. Все этапы связанны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой теме. "Часть речи - имя числительное".
-
Рассказ по картине О.Д.Яновской "Ждут". Урок по развитию речи в 7-м классе 2005
Писать сочинение школьнику всегда трудно, еще труднее работать над сочинением по картине. И вряд ли кто-то сможет опровергнуть это суждение. В прошлый раз, отправляя на Фестиваль разработку урока "Сочинение по картине Ф. П. Решетникова "За мир!", я поделилась своими находками, которые помогают мне сделать уроки развития речи не только обучающимися, воспитывающими, но и помогающими разбудить интерес к русскому языку и литературе. С каждым уроком по работе над картиной углубляются умения обучающихся ее описывать, большинство может увидеть на ней все, что хотел выразить художник, сделать живыми героев картины. И с каждым уроком задания усложняются. Работая по картине О. Д. Яновской "Ждут", дети смогли написать свои рассказы (а именно такое задание и было) - умные, искренние, добрые.
-
У истоков слова 2005
Поиском ответов на вопрос: "Как рождаются слова?" занимается этимология. На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с значением и происхождением слов, учаться любить богатую и образную родную речь.
-
Русский язык. Деловые бумаги. Программа курса по выбору (урок) 2005
Курс по выбору "Деловые бумаги" предполагает образцы оформления деловых бумаг, рассчитанный на учащихся 8-9 классов. Основное внимание уделено оформлению деловых бумаг, изложению правил, норм, требований к оформлению документации. Важнейшей функцией деловых бумаг является информационная. Задача курса - научить единым правилам и требованиям в оформлении деловых бумаг.
-
Урок толерантности русского языка 2005
Основные цели урока - повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся, развитие умений пользоваться словарями, воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению, приобщение к культуре.
-
Учебно-методические материалы к изучению темы "Словосочетание" в 5-м классе 2005
Статья молодого специалиста, работающего в школе № 758 г. Москвы, посвящена начальному изучению синтаксиса в 5-м классе. Внимание к изучению словосочетания не случайно – навыки по определению смысловых вопросов и выделению главного и зависимого слов помогут школьникам в актуальном членении предложения. Как сделать так, чтобы заинтересовать учащихся? Предложенные уроки содержат задания, способствующие совершенствованию речевых навыков, а также развитию познавательного интереса.
-
Обучение грамоте по теме: "Закрепление буквы "Х" 2005
В работе рассмотрен конкретный пример обучения грамоте учеников начальных классов – закрепление знаний о букве "Х".
-
Урок русского языка «"Подготовка к написанию сочинения по музыкальному произведению "Описание снежинок"», 5–6-е классы 2005
Данный урок призван помочь развитию и совершенствованию у учащихся способности ассоциативно мыслить, целостно воспринимать произведение искусства, стройно и логично излагать свои чувства и ощущения, возникшие при знакомстве с шедевром. Ценным является и то, что на уроке учащиеся осознанно пополняют свой лексический запас.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Какая часть слова важнее?" 2005
Урок обобщения изученного материала по разделу "Словообразование" в 5-м классе. Проблемная постановка темы урока и его структура позволяют показать учащимся "открытость" учебного материала и организовать в дальнейшем их проектную деятельность по изученному разделу школьного курса русского языка.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" 2005
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода". Урок разработан в соответствии с дидактическими принципами РО Эльконина-Давыдова. На данном уроке использован проблемно-поисковый метод, способствующий развитию учебной деятельности учащихся, создается опорная модель-схема, что пробуждает интерес к изучаемому вопросу, развивает мышление учащихся.
-
Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка 2005
Данная проблема является актуальной как для общеобразовательной, так и для коррекционной школы, хотя имеет свою специфику. Например, нарушению интеллекта всегда сопутствует недоразвитие речи, оказывающее влияние на усвоение знаний, умений и навыков по русскому языку. Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта показан мною на примере уроков по развитию связной речи. Предлагаемая система дифференцированного подхода способствует вовлечению всех учащихся в общую работу класса и повышению качества письменных работ учащихся.
-
Упражнения к урокам обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 5-м классе 2005
Разнообразные по форме и содержанию упражнения помогут учителю спланировать уроки тематического повторения синтаксиса, пунктуации, фонетики. Упражнения составлены с учётом возрастных особенностей, уровня лингвистической подготовленности учащихся. К каждой теме предлагается итоговый тест.
-
Обобщающий урок русского языка в 7-м классе по теме: "Причастие" (воспитание любви к родному краю) 2005
Урок систематизирует знания учащихся о причастии, формирует умение определять причастие по грамматическим признакам.
-
Изучение темы: "Синонимы и антонимы" в 5-м классе 2005
В основе изучения лежит текст, т.к. целью изучения любого языкового понятия является дальнейшее использование его в собственных тестах. Структура изучения материала основывается на принципе «к тексту через текст» и состоит из 3 этапов: 1. Вычленение синонимов и антонимов в тексте или группе текстовых фрагментов. 2. Анализ использования синонимов и антонимов, их сопоставление в разных текстах. 3. Возвращение синонимов и антонимов в прежний текст и/или создание собственного текста.
-
Разработка урока развития речи по русскому языку в 5-м классе по теме: «Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"» 2005
Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения русскому языку. В настоящее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нём залог успешного формирования социально активной личности. Программа "Русский язык" М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского при изучении курса 5 класса предусматривает множество различных форм и методов работы над содержанием, построением и языковым оформлением устного и письменного высказывания.
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы 2005
Цель предлагаемой методики: общее развитие школьников. В основе работы - развивающая система обучения, описанная Л.С. Выготским. Главное в системе развивающего обучения - личностное развитие ученика. Дидактические принципы развивающей системы. Проблемно-поисковый подход к организации обучения и его практическая реализация.
-
Славянские языки 2005
Благодаря технологии укрупнения дидактических единиц (П.М.Эрдниев), уместно говорить об интеграции школьных дисциплин на уроках русского языка. Данный материал представлен для проведения урока русского языка в 6 классе после изучения тем "Правописание суффиксов прилагательных - к- и - ск-" и "Правописание сложных прилагательных".
-
Пейзажная живопись на уроке развития речи. 5-й класс. Устное и письменное описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" 2005
Сочинение проводится в связи с изучением раздела "Лексика", поэтому учащиеся на практике применяют знания, полученные по темам раздела. Работа над картиной развивает устную и письменную речь учащихся, способствует обогащению словарного запаса. Привлечение музыки и поэзии воспитывает эстетические чувства. Использование образца дает возможность слабым учащимся хорошо справиться с работой.