ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учащиеся разделены на три группы. Выбор командира.
II. Языковая разминка
- Вставьте пропущенные буквы. (Карточки раздаю каждому учащемуся).
I группа: сер..це, утю.., щ..ка, еж..вика
II группа: су..ма, тр..с..ник, в..д..мерка, иску..ство, тро..
III группа: ег..рь, лес..ница, наро.., ..рех, ..жиха.
1. Подчеркните слова, в которых есть орфограмма гласная буква красным карандашом, а орфограмма согласная буква синим карандашом.
- Проверка
- Какое слово подчеркнули 2 раза? (Тростник).
- Почему?
- В каких словах есть другая орфограмма? (Егерь, ежиха).
2. Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв. (Ежиха).
3. Что объединяет эти слова? На какие вопросы отвечают?
4. Разберите по составу слова:
I группа: самолеты
II группа: водомерка
III группа: водоносы
III. Введение в раздел
- На стр. 71 прочитайте название нового большого раздела (слово)
- Какие вы знаете части речи?
- Члены предложения?
Слова - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния и т.д. а разве могли бы мы без слов сформулировать свои мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
IY. Сообщение темы и цели урока
- Великое количество слов в языке, сотни тысяч. Как же разобраться и управляться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий команлдир: Морфология. Подаст, к примеру команду: “Части речи, становитесь!” Ваши все слова построятся в чёткие колонны. И первой будет стоять часть речи, название которой мы сейчас узнаем:
I группа: запишите на доске первые буквы своих словарных слов
II группа: рядом первые буквы своих словарных слов
III группа: рядом первые буквы своих словарных слов
- Какое слово получилось?
СУЩЕСТВИТЕЛНОЕ
- Какой буквы не хватает? (Ь)
- Какова его роль в этом слове?
- Дайте полное название этой части речи (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ).
- Вот мы и узнаем, какая часть речи будет стоять первой: это слова, которые обозначают предметы.
И, как утверждает морфология, имя существительное - это каждое второе слово в русском языке.
Y. Повторяем то, что знаем
- А так это или нет, мы сейчас с вами узнаем, выполнив следующее задание.
1. Роль имен существительных в речи.
Проведем эксперимент. Прочитайте стихотворение и вычеркните все имена существительные:
Грозная хозяйка.
“Хозяйка сегодня грозна не к добру”, -
Почувствовал пёс и полез в конуру
“Подальше, мой милый, держись от собак!” -
Сказал себе кот, и махнул на чердак.
“Коты это скверно, пора уходить” -
Подумала мышь, и сквозь щёлочку - фить!
“Ой, мышки! Спасите меня! Караул!” -
Вскричала хозяйка и влезла на стул.
(Г.Кружков)
- Прочитайте что осталось.
- Понятно ли, что происходит в тексте? (Непонятно, не знаем о каких предметах идет речь).
- Какой можем сделать вывод?
Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.
Читаем на доске: "Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния".
Физминутка
2. Сейчас мы определим, какие признаки имеют имена существительные. Выполним упр. 103 (упражнение выполняется у доски по одному представителю от каждой группы):
I группа: выпишите одушевлённые имена существительные, определяя род и число
II группа: неодушевлённые, определяя род и число
III группа: помощники, они будут помогать второй группе (один ученик у доски). Все работают у себя в тетрадях. Проверяем, помогаем товарищам у доски.
- Как вы считаете, может одушевленное имя существительное стать неодушевленным? Может существительное мужского рода стать существительным женского рода?
Вывод: Одушевленность - неодушевленность, род, постоянные признаки имени существительного. Число - непостоянный признак имён существительных..
- Как вы понимаете постоянный признак? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда).
3. Какими членами предложения являются имена существительные, мы сейчас узнаем выполнив упр. 104.
I группа: 1, 2 предложения
II группа: 3, 4 предложения
III группа: 5-ое предложение
Проверка: Работаем коллективно. Сделаем синтаксический разбор 1 предложения (устно).
Вывод: Имена существительные в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами предложения.
Слово тростников разберем как часть речи (образец разбора есть у каждой группы).
Тростников - (чего?) н.ф. тростник, сущ., неодуш., м.р., мн.ч.
VI. Работа над развитием устной научной речи
Подведение итога урока. упр. 106. коллективная работа в группах. Ответы проверяем.
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Поставьте каждый себе оценку за работу на уроке (а командир потом проверит).