Цели:
- углубить знания учащихся о категории “одушевлённое – неодушевлённое”;
- научить применять полученные знания на практике;
- учить рассуждать на грамматические темы;
- расширять кругозор, словарный запас учащихся;
- продолжать уверять их в том, что знать – это не просто необходимо, это интересно.
Оборудование:
словарные слова для стенда масленица,
фейерверк, восхищение;
1) “Масленица” из к/ф. “Сибирский цирюльник” (режиссёр Н. Михалков)
2) Кадр из м/ф. “Почему у одуванчика щёки толстые?”
Цели использования видеофрагментов: создать ситуацию активного мыслительного процесса, когда задействованы несколько видов мышления; помочь зрительно представить весенний праздник; подготовить к восприятию новых словарных слов, понятия “олицетворение”.
Ход урока
1. Вступление. Объявление темы.
Учитель. Несмотря на то, что тема вам знакома, я уверяю вас, что вы сделаете сегодня удивительное открытие.
2. Объяснение нового материала
Учитель. – Что вам известно об одушевлённых – неодушевлённых существительных? (Ответы учеников). - Но, основываясь только на вопросе, вы рискуете ошибиться в некоторых случаях.
Включается видеофрагмент 1.
Задание: записать существительные, обозначающие предметы, увиденные на экране.
После просмотра проводится словарная работа: ученикам даётся время для того, чтобы проверить слова, в написании которых они сомневаются, пользуясь любыми видами словарей (причём с такими словами ребята проводят следующую работу: производят морфемный разбор, подбирают однокоренные слова).
Учитель. – Выписали ли вы слово, обозначающее праздник, который вы увидели?
м а с л е н и ц а
(далее следует небольшое сообщение о масленице, подготовленное учеником).
– Какое существительное из эпизода обозначает “цветные огни, получаемые в воздухе при сжигании различных пороховых составов во время торжеств, праздников” (толковый словарь С.И. Ожегова)?
ф е й е р в е р к
– Решите лингвистическую задачу – и вы узнаете третье словарное слово сегодняшнего урока:
польза – вред
здоровье – болезнь
? – отвращение (неприязнь)
в о с х и щ е н и е
– Подберите синонимы, передающие чувства людей на празднике. (Радость, восторг, блаженство, удовольствие.)
– Какие слова записали вы? (Ученики называют существительные, учитель просит некоторых учеников записать на доске 4-5 слов, среди которых обязательно должны быть “кукла”, “люди”, “толпа”).
Далее учитель просит определить одушевлённость – неодушевленность записанных существительных и сообщает, что кукла, люди – одушевлённые существительные, толпа – неодушевлённое. (Даю детям возможность удивиться. Добавляю, что жареный цыплёнок – одушевлённое существительное, а молодёжь – неодушевлённое. Они спрашивают: “Почему?” Таким образом, я заставила их почувствовать необходимость дальнейшей работы.)
– Поставьте каждое существительное в форму множественного числа винительного и родительного падежей, сравните и сделайте выводы. (Ученики видят, что у одушевлённых существительных формы сходятся, у неодушевлённых – нет.)
Учитель. – Одушевлённость – неодушевлённость – это не понятие “живое – неживое”, это грамматическая категория. А для грамматики совсем не важно, дышит кукла или нет. Правда, удивительно? Русский язык хранит ещё много тайн, нужно только не лениться открывать их.
3. Закрепление.
1. Определить одушевлённость – неодушевлённость записанных существительных:
микроблеший
одуванчик
молодёжь
трава
жареный цыплёнок
бактерия
мертвец
2. Видеофрагмент 2.
– Объясните, чего не может быть в жизни? (Одуванчик не может разговаривать, смеяться, огорчаться.)
– Зачем автор наделяет его такими способностями? (Чтобы через другой предмет рассказать о человеческих качествах; чтобы убедить малышей, что растения тоже чувствуют.)
– Как называется этот художественный приём? (Олицетворение)
3. Работа с поэтическими текстами.
– Найдите олицетворения. (Используются стихотворения С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева.)
4. Итог урока
– Какие же открытия вы сделали сегодня?
5. Домашнее задание.
На выбор:
1. Подобрать примеры олицетворений в поэтических текстах.
2. Сочинить сказку, в которой неодушевлённые существительные выступали бы в роли живых существ.